Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Второстепенные персонажи «Грозы» (ЕГЭ по литературе)

Остросоциальная, семейно-бытовая драма «Гроза», опубликованная в 1860-ом году, накануне реформы 1861 г (отмены крепостного права), явилась важным этапом в творчестве А.Н.Островского. В пьесе более отчетливо, чем в предыдущих произведениях, проявилось сатирическое мастерство драматурга, а также отразились прогрессивные тенденции, зарождающиеся в русском обществе. Образная система драмы делится, условно говоря, на следующие группы: представили «темного царства» (Кабаниха, Дикой, странницы, полусумасшедшая барыня) и «жертвы» «темного царства», в той или иной мере пытающиеся сопротивляться (Кулигин, Варвара, Кудряш, Тихон, Борис и, наконец, Катерина). Кроме того, в образно системе можно выделить главных и второстепенных персонажей. И если главные персонажи участвуют в конфликте пьесы, то второстепенные герои (Кулигин, Варвара, Дикой, странница Феклуша, Кудряш), не участвующие в конфликте и «не двигающие» действие драмы вперед, позволяют Островскому расширить рамки изображаемого, показать ту среду, в которой развертывается действие, создать в произведении определенный эмоциональный колорит, необходимый автору для раскрытия идейного содержания.

Как известно, одна из главных герань пьесы - Кабанова - деспотичная хозяйка, ханжа, живущая по устаревшим принципам Домостроя и терроризирующая свою семью. Она держит всю власть (как в доме, так и в городе Калинове в целом) в своих руках, издевается над собственными детьми, невесткой, над жителями города. И для того, чтобы типизировать ее образ, показать, что это не единичный случай самодурства и ханжества, Островский вводит в повествование Дикого, который не принимает непосредственного участия в сюжете драмы, но с максимальной наглядностью воплощает черты «жестоких нравов» Калинова и дает читателям представление о воинствующем самодурстве, которым отличалась и Кабаниха. Подчеркивая власть и силу Дикого, Островский показывает его неразрывную связь с правящей бюрократией (к примеру, с городничем). Так, купец выслушивает просьбу городничего о более честных расчетах с мужиками и, потрепав его по плечу, заявляет: «Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами о таких пустяках разговаривать? Не доплачу я им по какой-нибудь копеечке на человека, а у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо». Однако, хотя и сильна была власть Диких в условиях предреформенной России, даже эта власть обнаруживает признаки разложения. Основы «темного царства» начинают рассшатываться, а его представители - проявлять недовольство и страх перед новыми и непонятными им явлениями жизни.

Произволу таких самодуров, как Дикой, противопоставлена собственная свобода таких второстепенных персонажей пьесы, как Варвары и Кудряша. Эта пара в драме Островского самым тесным образом связана с мотивом свободы, как внешней, так и внутренней. Варвара Кабанова любит свободу и всячески пользуется ей, научившись врать, лицемерить и в некотором смысле игнорировать постоянные, непрекращающиеся упрекни матери. Но ни ей, ни Кудряшу абсолютно не нужен открытый протест против патриархальных устоев, в который вступает Катерина. Им незачем бросаться речку, чтобы показать отчаянную глубину того дна, на которое сами себя опустили люди. Герои слишком любит жизнь, чтобы так рисковать ей. В финале пьесы читатель узнает, что пара сбежала, об этом сообщает Тихон: «Варвару маменька точила-точила; а та не стерпела, да и была такова — взяла да и ушла», «Не запирайте, говорит, хуже будет!» Вот так и вышло». Своим побегом Кудряш и Варвара высказывают протест и нежелание мириться с манипуляциями и жестокостью Кабанихи. Однако их бунт не носит общественного характера, и поэтому связать с ними сколько-нибудь серьезные надежды на изменения в мире самодуров нельзя: герои живут одним днем, совершенно не заботясь о будущем, выбирают «казаться» вместо того, чтобы «быть».

Еще одним не менее важным второстепенным персонажем выступает странница Феклуша, которая вводит бытовой фон в пьесу и выявляет атмосферу самодурства и невежества. Феклуша своими рассказами создает у читателей впечатление застойной жизни в городе Калинове, обнажает ханжество его жителей и непринятие ими всего нового. Героиня рассказывает калиновцам о заморских странах, о людях с песьими головами и правителях, которые «что ни судят они, все неправильно». А вот город Калинов Феклуша, наоборот, восхваляет, что очень приятно его жителям. Сплетни персонажа как бы поощряют «темное» невежество горожан; все непонятное подвергается критике, а о провинциальном мирке Калинова говорится только в превосходной степени. На самом деле, по своей сути Феклуша – это лишь пародия на старинных скитальцев, с помощью которые в древние времена разносились новости и различные сказания. Ее рассказы для Кабановой и Глаши, которые, естественно, не знаю ни книг, ни газет необходимы просто для удовлетворения любопытства, кроме того, они помогают скрасить унылые провинциальные будни. Также для Кабановой, которая является яростной охранительницей патриархального уклада жизни, все эти «сказки» служат доказательством правильности ее жизни.

Особенного развития образ Феклуши достигает в тех сценах, где она рассказывает о чудесах, которые ей виделись в Москве, и ее слова о машине, которая подобна огненному змию, о суетливости и торопливости движения в Москве, о новых началах, вступающих в жизнь, приобретают особое значение, так как представители отживающего мира - люди, не понимающие смысла совершающихся событий, злобствуют по поводу успехов прогресса. И происходит это потому, что в приходе новой жизни они чувствуют свой конец. Идеям глубокого прогрессивного начала, идеям реконструкции действительности они противопоставляют невежественные басни, основанные на обмане и суеверии.

Важно отметить, что, несмотря на то что у другого второстепенного персонажа -Кулигина - роль приблизительно такая же, сам герой полностью противопоставлен Феклуше. Он представляет в пьесе науку и просвещение, являясь механиком-самоучкой, но в его идеях нет ничего нового или неожиданного, не существующего ранее. Герой хочет придумать громоотвод, но его уже придумали до Кулигина,; изобретения персонажа встречают закономерную реакцию представителей патриархального общества Калинова, их непонимание и презрение. Но нельзя не сказать, что Кулигин - человек гораздо более возвышенных мыслей, чем окружающая его среда. Герой - восторженный энтузиаст, натура чуткая и поэтическая, мечтающая о том, чтобы сделать вечный двигатель, но не ради личного обогащения, а чтобы помочь беднякам-обывателям. Он даже к Дикому обращается с просьбой дать ему небольшую сумму денег, которые ему нужны «для общей пользы», для устройства солнечных часов и громоотводов. Но в этом механике-самоучке живо также и эстетическое чувство: он умеет ценить красоту природы, ему доступно и наслаждение поэзией, хотя знает он только старинных поэтов: Ломоносова, Державина (что также выводит на поверхность типичную черту калиновцев - непринятие всего нового). Кулигину нелегко живется в городе, где господствуют такие «жестокие нравы»; но уже самая возможность существования такого типа в Калинове показывает, что не заглохли еще окончательно творческие силы народа под гнетом нужды и бесправия; в этом смысле Кулигин с большим правом может быть назван «лучом света в темном царстве», чем Катерина, которая является бессильной жертвой жизненных условий среды и над трупом которой тот же Кулигин бросает горький упрек ее гонителям: «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед Судьей, который милосерднее вас!». Персонаж явно выражает мысли, близкие Островскому, однако героем-резонером персонажа все-таки назвать нельзя, поскольку пьеса реалистическая, а не классицистическая (наличие героя-резонера, декларирующего мысли автора, - типичная черта метода классицизма).

Итак, содержание пьесы А.Н.Островского «Гроза» не сводится только лишь к изображению судьбы Катерины Кабановой, оно намного шире. В драме показываются быт, нравы и традиции среднего русского городка, ставятся проблемы просвещения, человека и природы, смысла жизни… И раскрыть все эти проблемы драматургу помогают многочисленные второстепенные персонажи, которые расширяют рамки изображаемого и наглядно показывают ту среду, в которой развертывается действие.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.