—частливого нового года от критики24.ру критика24.ру
¬ерный помощник!

–≈√»—“–ј÷»я
  вход

¬ход через VK
забыли пароль?

ѕроверка сочинений
«аказать сочинение




ѕќ»— :

” нас более 100 000 материалов воспользуйтесь поиском! ¬ам повезЄт!

јнализ стихотворени€ У≈сть в близости людей заветна€ черта ЕФ (јхматова јнна)

* * *

≈сть в близости людей заветна€ черта,

≈Є не перейти влюбленности и страсти, -

ѕусть в жуткой тишине сливаютс€ уста

» сердце рветс€ от любви на части.

» дружба здесь бессильна и года

¬ысокого и огненного счасть€,

 огда душа свободна и чужда

ћедлительной истоме сладострасть€.

—трем€щиес€ к ней безумны, а ее

ƒостигшие Ч поражены тоскою...

“еперь ты пон€л, отчего мое

Ќе бьетс€ сердце под твоей рукою.

1915

Ёто стихотворение было написано в 1915 году, а позже включено јхматовой в сборник УЅела€ ста€Ф, вышедший в 1917 году.

¬ первой же строфе не трудно распознать мотив всего поэтического текста. –ечь в нем пойдет о неразрешимом внутреннем споре лирической героини.  отора€, видимо, уже не испытывает той страстной, испепел€ющей любви, что случаетс€ между мужчиной и женщиной в первое врем€ знакомства, но все еще имеет в душе теплую, дружескую любовь-прив€занность. ќ жестком и необратимом разграничении этих пон€тий свидетельствует метафоричное выражение, использованное в первой же строке: Узаветна€ чертаФ. «адействованный поэтессой эпитет сразу говорит, что разделение св€то хранимо и особенно не достигаемо, так что, если испытываемые чувства наход€тс€ на другой стороне, им уже не стать снова Увлюбленностью и страстьюФ. »з первой строфы также пон€тно, что лирическа€ героин€ в насто€щий момент находитс€ именно с другой стороны от влюбленности; и происход€щее ее с одной стороны страшит и навевает желание сбежать, а с другой Ц героини неимоверно хочетс€ испытывать что-то большее к человеку, которого она когда-то любила, который до сих пор ей очень близок.

ѕоэтому тишину, в которой происходит такое интимное действие как поцелуй, она называет УжуткойФ, а после говорит о щем€щей, разрывающей сердце любви. » сразу чувствуетс€, что это тепла€ любовь-забота, любовь-прив€занность. —разу создаетс€ впечатление, что сложивша€с€ ситуаци€ воспринимаетс€ героиней весьма трагично.

јтмосфера трагизма ощутима сильнее во второй строфе, где прибавл€етс€ еще и чувство полной безысходности и некого отча€ни€. √ероин€, очевидно, ценит врем€, проведенное со своим любимым, поскольку она упоминает Угода высокого и огненного счасть€Ф, проведенные вместе; но тут же делает замечание, что, если необходимой влюбленности в душе нет, то и Удружба здесь бессильнаФ. ¬ этой строфе автором задействованы такие €ркие метафоры, как Угода высокого и огненного счасть€Ф и Умедлительна€ истома сладострасть€Ф, создава€ красочные, эмоциональные образы, они показывают контраст между тем, что было и что стало, и добавл€ют таким образом драматизм сложившейс€ ситуации.

¬ последней строфе находитс€ апофеоз рассуждений лирической героини. “ут она делает вывод, что стремление оказатьс€ на стороне Увлюбленности и страстиФ Ц это безумие, потому что, оказавшись в желанном месте, нельз€ получить ничего кроме тоскливого жити€. Ќо после такого основательного, решительного вывода стоит многоточие: Уƒостигшие поражены тоскойЕФ, которое показывает нам внутреннюю неуверенность героини в том, что она хочет дальше сказать, а также ее желание скрыть за многозначной паузой непри€тные, очевидные вещи. ƒалее героин€ обращаетс€, веро€тнее всего, к своему бывшему возлюбленному, из чего мы понимаем, что все это стихотворение €вл€етс€ признанием, откровением лирической героини. » несмотр€ на внутреннее нежелание героини причин€ть боль своему возлюбленному, она все же заканчивает свой монолог роковой фразой (У“еперь ты понимаешьЕФ).

ƒихотомию и неопределенность внутреннего состо€ни€ героини можно проследить на прот€жении всего стихотворени€, лирическа€ героин€, очевидно, сильно страдает и, рассказ о своих чувствах другому некогда близкому человеку заставл€ет ее переживать эту грусть снова и снова. ¬се стихотворение пропитано безвыходностью и печалью, причем кажетс€, что героин€ чувствовала себ€ безысходно и до того, как прошла влюбленность. ј роковое признание кажетс€ лишенным эмоций, будто героин€ точно знает, какую боль это принесет ее возлюбленному, но долгие раздумь€ на столько ее измотали, что героини уже просто хочетс€ освободитьс€ от душащего ее груза и положить конец своим изматывающим размышлени€м. ѕоэтому признание и выгл€дит, как нека€ констатаци€ факта, который давно уже известен и пон€тен, но который все-таки необходимо озвучить.

¬ четвертом издании сборника УЅела€ ста€Ф 1923 года перед стихотворением сто€ли инициалы У .¬.Ќ.Ф (это признаетс€ ошибочным написанием инициалов УЌ.¬.Ќ.Ф), что позвол€ет сделать вывод, что произведение предназначено Ќиколаю ¬ладимировичу Ќедоброво, русскому литературоведу и критику, с которым јхматова имела нежные, дружеские отношени€ во врем€ написани€ сборника УЅела€ ста€Ф. ≈сли рассматривать стихотворение исключительно, как посв€щение Ќ.¬. Ќедоброво, то тема кружащей голову влюбленности отодвинетс€ здесь на второй план, уступа€ место дружеской любви и восхищению, которую јхматова и Ќедоброво испытывали друг к другу. “огда некоторые стихи можно истолковать по-другому, на пример: Ублизости людей заветна€ чертаФ могла бы означать духовное единение, Угода высокого и огненного счасть€Ф Ц указание на годы дружбы между јхматовой и Ќедоброво, когда поэтессой были написаны лучшие стихотворени€ сборника УЅела€ ста€Ф. Ќо в целом, при отказе от любовной составл€ющей, стихотворение тер€ет гармонию и целостность. ѕоэтому прин€то считать, что инициалы свидетельствуют о том, что У≈сть в близости людей заветна€ чертаЕФ было написано в ответ на стихотворение Ќ. ¬. Ќедоброво У— тобой в разлуке от твоих стихов твоихЕФ (1915). ¬ этом поэтическом тексте лирический герой рассказывает о перемене в своих чувствах. Ќаслаждение духовной близостью:

УЅеспечной откровенности со мной

» близости - какое наважденье!Ф

перетекает в страстное восхищение, может быть, любовь:

Уѕерекипает в ревность наслажденье.Ф

»нтересно, что в конце обоих стихотворений находитс€ признание. Ћирический герой Ќедоброво томим ревность:

У» скольких жизней голосом твоим

»скуплены ничтожество и мука...

“еперь ты знаешь, чем € так томим? Ч

“ы, дл€ мен€ не спевша€ ни звука.Ф

јхматова частично повтор€ет синтаксическое и метрическое строение последней строфы, и, как и у Ќедоброво, ее лирическа€ героин€ обращаетс€ к своему собеседнику с откровением:

У—трем€щиес€ к ней безумны, а ее

ƒостигшие Ч поражены тоскою...

“еперь ты пон€л, отчего мое

Ќе бьетс€ сердце под твоей рукою.Ф

—тихотворени€ действительно сильно перекликаютс€, кажетс€, что два лирических геро€ говор€т между собой, поэтому есть все основани€ предполагать, что јхматова так выразила свои мысли по поводу поэтического текста Ќедоброво. “огда получаетс€, что речь идет не о прошедшей любви, а о любви, котора€ никогда не по€витс€ (не переступит Узаветную чертуФ).

Ќесмотр€ на то, что Усравнений, хот€ бы даже в какой-либо черте, с ѕушкиным она [јхматова] в особенности не допускалаФ, нельз€ не обратить внимание на пушкинские мотивы этого стихотворени€: страдание, неполнота чувства лирической героини, ее неопределенность. “ак отзываетс€ о стихотворении литературовед јлександр ∆олковской: У≈е излюбленные содержательные мотивы €вл€ютс€ заостренным развитием характерной пушкинской темы Сбесстрастной страстиТ, любви и без надежд, и без желаний. ѕоэтому закономерно заимствование у ѕушкина лейтмотивного образа непереходимой черты и самой ввод€щей его синтагмы.Ф ѕоэт золотого века оказал, несомненно, большое вли€ние на творчество јнны јхматовой. ¬ частности, это стихотворение Узаветной чертойФ некоторым образом отсылает нас к Унедоступной чертеФ из стихотворени€ ѕушкина Уѕод небом голубым страны своей роднойЕФ, где Унедоступна€ чертаФ раздел€ет лирического геро€ и умершую возлюбленную так же, как и черта отдел€ет в анализируемом нами стихотворении лирическую героиню от ее собеседника, то есть переступить эту черту ни герою ѕушкина, ни героине јхматовой не представл€етс€ возможным. ѕараллель еще можно найти в стихотворении У—ожженное письмоФ. » хот€ в строке УЌа легком пепле их заветные черты белеютФ выражение использовано в другом смысле, в итоге все равно возникает картина необратимости, что частично перекликаетс€ с образом јхматовой.

¬ общем, можно заметить, что в стихотворении У≈сть в близости людей заветна€ чертаЕФ присутствуют все основные характеристики поэтики јхматовой: и сюжет (монолог лирической героини, ее переживани€), и ударна€ концовка (признание в последней строфе). ј также заметна часта€ дл€ јхматовой схожесть с пушкинскими произведени€ми. » наконец, отдельно можно отметить трагизм, присущий более позднему творчеству јнны јхматовой.

Ѕиблиографи€:

1. јхматова ј. —тихов моих бела€ ста€: стихотворени€ и поэмы Ц ћ.: Ёксмо-ѕресс, 2000. —. 217

2. http://slova.org.ru/nedobrovo/stobojvrazlukeottvoikhstikhov/

3. ё. Ћ. —азонова-—лонимска€ ќб јнне јхматовой: —тихи, эссе, воспоминани€, письма / —ост.: ћ.ћ.  ралин. - Ћ.: Ћениздат, 1990. - —. 70-74.

ќбновлено:
ќпубликовал(а):

¬нимание!
≈сли ¬ы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
“ем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читател€м.

—пасибо за внимание.

.


–≈√»—“–ј÷»я
  вход

¬ход через VK
забыли пароль?

ѕроверка сочинений
«аказать сочинение