Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Конфликт «отцов» и «детей» в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» (Школьные сочинения)

Проблема "отцов" и "детей" - "вечная" проблема человечества, связанная с постоянной сменой одного поколения другим. Она ставится во многих произведениях литературы, где взаимодействуют между собой представители разных поколений. Комедия Грибоедова "Горе от ума" рассматривает конфликт отцов и детей светского общества времён крепостного права в 1808-1824-ых годах.

Смена поколений неизбежна, так же как и то, что общество развивается, происходит прогресс во многих сферах деятельности. Всё старое сменяется новым. Старшие не воспринимают новое, пришедшее с молодым поколением, и продолжают придерживаться отживших свой век обычаев и устоев.

Молодые воспринимают все эти вещи иначе, видят их недостатки. Получается, что старшее поколение не готово прощаться с привычными вещами, а молодое не готовом мириться с ними. Так и возникает конфликт отцов и детей.

В комедии "Горе от ума" противопоставлены два поколения: старое Фамусовское общество и новое, в лице Чацкого, Молчалина и Софьи.

"Век минувший" представлен большим количеством персонажей, и это символично показывает, что в России преобладали люди, подобные Фамусову, то есть непросвещённые, услужливые глупцы и карьеристы. Фамусов - богатый чиновник, который никогда не утруждал себя размышлениями о нравственном долге, об общественном благе и рассматривал службу, лишь как источник возвышения и обогащения. Он чинопоклонник, об этом говорит его желание выдать Софью замуж за богатого и знатного человека ("Кто беден, тот тебе не пара"). Эту же черту выдаёт его учтивое обращение с полковником Скалозубом: "Неужто для друзей не делать мне ни шагу, Сергей Сергеевич, дорогой!" Идеалом для Фамусова является его покойный дядя, Максим Петрович, вельможа екатерининского времени, который на одном из придворных собраний вызвал улыбку императрицы своим случайным падением и нарочно свалился ещё два раза, чтобы подслужиться. Методы продвижения по карьерной лестнице для Фамусова: лесть, низкопоклонничество и унижение перед сильными. Представитель поколения "отцов" - противник образования, считает, что "уж коли зло пресечь: собрать все книги бы, да сжечь" и "в чтеньи прок-от не велик". Его дорогой друг полковник Скалозуб тоже не стремится к познаниям. "И золотой мешок, и метит в генералы", - говорит о нём Лиза. Разве не жених? Вот только говорить может только о службе, о мундирах, выпушках, погончиках и петличках, да и "учёностью его не обморочишь". На вечер к Фамусову съезжаются разнообразные представители светского общества. Горич, ранее энергичный и живой человек, после женитьбы потерял самостоятельность и начал поступать так, как велит ему супруга. Загорецкий - сплетник и шулер, который не знает ни чести, ни благородства. Репетилов является болтуном и якобы сторонником просвещения, однако по его речам можно понять, что его собрания "учёной" молодёжи лишь создают шум и видимость идей. На деле разговоры Репетилова пусты и не имеют смысла. Не лучше и женские образы московских дам, что сплетничают, ездят по балам и маются от скуки.

Казалось бы, молодое поколение должно быть совершенно другим. Но и здесь не все осознают важность введения новых порядков. Молчалина, подчинённого Фамусова, скорее можно отнести в "веку минувшему". Он "услужник знаменитый", карьерист, опустившийся до обмана искренних чувств девушки. Молчалин "не богат словами" и "не смеет своего сужденья произнесть" лишь потому, что имеет невысокий чин. Молчалин признаётся Лизе: "Мне завещал отец: … угождать всем людям без изятья". Он оказывает помощь не из искреннего побуждения, а в надежде, что за него замолвят словечко. Молчалин гордится своими двумя талантами: умеренностью и аккуратностью. Одним словом, Молчалин – подлец, способный ради личного интереса на любую низость.

Дочь Фамусова Софья - умная и образованная девушка, которая не лишена характера, откровенности ("Откуда скрытность почерпнуть") и решительности ("Вы знаете, что я собой не дорожу", "Молчите, я на всё решусь"). Но она была воспитана в Фамусовском обществе, над ней отсутствовал должный контроль. Софья почерпнула из прочитанных ею французских романов сентиментальность и мечтательность, которые заставляли её наивно полагать, что взаимность Молчалина настоящая. Софья не замечает низкой натуры подчинённого своего отца и слепо находит в нём робость, застенчивость, смирение. Но всё же чувства Софьи к Молчалину искренни, поэтому к Фамусовскому обществу её отнести сложно.

Чацкий – единственный представитель молодого поколения, который в полной мере понимает весь ужас нравственной позиции господствующего общества. Он образованный, остроумный, честный человек, прибывший из просвещённой Европы, в которой прожил три года. Приехав в Россию, Чацкий думал, что и здесь произошли изменения. Но его постигло разочарование. Чацкого поражает существование безобразных проявлений крепостного права, отвратительного "разливанья в пирах и мотовстве". Из-за прогрессивных взглядов Чацкого называют «опасным человеком», «якобинцем». А из-за слухов, нечаянно брошенных Софьей, Чацкого нарекают между собой сумасшедшим, объясняя это его насмешливостью и учёностью.

Конфликт Чацкого и Фамусовского общества неизбежен. Фамусов считает, что его поколение право в своём невежестве. Цель его жизни – заработать больше денег и повысить своё положение в обществе. Фамусов считает, что достичь этого можно, только прислуживаясь и сохраняя репутацию. Чацкий, напротив, сторонник служения делу, а не лицам. Его возмущает, что "тот и славится, чья чаще гнулась шея", что такие, как Максим Петрович, имеют сильное влияние, что "Молчалины блаженствуют на свете!" Фамусовское общество заглушает прогресс и новую жизнь.

Хотя по заключению произведения можно подумать, что Фамусов и его взгляды одержали верх, так как Чацкий уехал из Москвы. Однако он успел породить раскол в Фамусовском обществе. Грибоедов всё же даёт понять, что всё меняется и события, произошедшие с Чацким – только начало становления нового, более нравственного, честного и трудолюбивого общества. Ведь всё с чего-то начинается и Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим.

"Горе от ума" - произведение, которое останется актуальным и злободневным ещё не один век. Суть конфликта «отцов» и «детей» остаётся неизменной, а значит постоянной будет оставаться проблема решения этого конфликта. На примере комедии "Горе от ума" мы понимаем, что перемены зачастую приводят к светлому будущему и порой необходимо оставить в прошлом предрассудки, безобразные нравы и дурные приоритеты, даже если с ними мы чувствуем себя хорошо.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.