Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Основные темы и проблемы в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» (Булгаков Михаил)

Михаил Булгаков за свою творческую деятельность затрагивал множество тем. В произведении «Мастер и Маргарита», которое наполнено темами добра и зла, любви и ненависти, греха и святости, верности и предательства, преступления и возмездия, нашлось место для раскрытия такого понятия, как ответственность.

Тема ответственности здесь раскрывается не просто так, она показана в разных временах: в московском нынешнем и ершалаимском, события которого происходили две тысячи лет назад. И, как показывают события романа, до сознания людей до сих пор не дошло понимание истины, ведь не многое изменилось за это время, хотя промежуток был немаленький. Люди не смогли эволюционировать из обывателей.

Ершалаимский мир – мир страха и подчинения, где своё мнение люди стараются засунуть так глубоко, чтобы быть как все, чтобы оставаться в тени.

Так и поступает Понтий Пилат при вынесении приговора Иешуа Га-Ноцри. После нескольких минут общения с Иешуа, Понтий Пилат понял, что это умный и добрый человек, что таких попросту больше нет: "...совершенно ужасно было бы даже помыслить о том, что такого человека можно казнить...", но на другой чаше весов находится осознание того, что если он не признает его невиновным, то не получит осуждение от других, или же наоборот, если признает его причастность к делу, которое, как Пилат понял из разговора, не является действием Иешуа, а точнее является ложным доносом со стороны таких же, как он, безответственных и боязливых граждан, что не понимали, что Иешуа пытается донести истину, то получит осуждение со стороны этих же обывателей ершалаимского мира просто потому, что он думает не так, как они не ожидают, что он будет не думать. Таким образом, безответственным становится Понтий Пилат, который просто боится противоречить Каифе: "...после вынесенного приговора, утвержденного тобою самим?..". Отличным от других же в этом мире выступает Иешуа Га-Ноцри, который является воплощением наивысшей ответственности за то, что берет грехи всего человечества. После смерти, Иешуа снится Понтию Пилату и говорит, что трусость – один из самых страшных пороков, и только тогда Пилат понимает, что трусость - самый страшный порок.

Ершалаимскому миру противопоставляется мир московский. Скорее это нужно назвать сравнением, а не противопоставлением, так как душа человека осталась такой же, изменились лишь материальные моменты, как сказал Воланд:

Но и в этом мире есть личности, кто несет ответственность за свои поступки. Таковыми являются Иван Бездомный, кто, благодаря свите Воланда, перестает сочинять стихи на заказ и подчиняться Берлиозу, становится профессором, потому что, как сказал Коровьев «Вовсе не удостоверением определяется писатель, а тем, что он пишет!». Берлиоз был человеком безответственным. В МАССОЛИТе не было свободного творчества. Он упрекает Бездомного, пытаясь навязать свою мысль из-за появления Бога в его произведении. Берлиоз являлся атеистом, но я не могу понять, почему человек не может ни во что не верить, хотя он верил в человека, в самого себя. Получается, отталкиваясь от произведения, атеисты должны быть убиты за свое неверие. Странный вывод.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.