—частливого нового года от критики24.ру критика24.ру
¬ерный помощник!

–≈√»—“–ј÷»я
  вход

¬ход через VK
забыли пароль?

ѕроверка сочинений
«аказать сочинение




ѕќ»— :

” нас более 100 000 материалов воспользуйтесь поиском! ¬ам повезЄт!

јнализ сборника стихотворений "Ќовые стихотворени€" ћережковского ƒ.—. (*ќбщие критические статьи)

—емантические контрасты сборника ћережковского ЂЌовые стихотворени€ї, вобравшего стихи первой половины 1890-х годов, расшир€ли ту систему контрастов, котора€ была намечена в Ђ—имволахї, предыдущем его сборнике. ќкрепшее увлечение самодостаточной, не св€занной путами этики полнотой Ђжизниї, выше которой Ђнет на земле ничегої (ЂЁту заповедь в сердце своем напиши...ї, 1894), соседствовало, с одной стороны, с ощущением ее Ђбессмысленного мучень€ї (Ђ—кукаї) и гностико-романтической устремленностью к Ђродимым небесамї (ЂЌет, ей не жить на этом свете...ї, 1893), а с другой Ч с христианско-религиозными мотивами.

Ђƒионисийскоеї исступление (Ђѕесн€ вакханокї, 1894), например, уживалось в сборнике с пасхальным благовестом (Ђћартї, 1894), абсолютна€ автономность художника Ч с Ђблагословеньем небаї, почиющем на Ђживой красотеї Ђвечных словї поэта (Ђѕевецї, 1892), Ђрадостної поющего Ђво славу Ѕогуї (Ђ¬есеннее чувствої, 1894), эротика Ч с любовью-состраданием (Ђ–асслабленныйї, 1893), отказ от христианско-романтической антропологии, Ђбеспредметных надеждї христианства, как выразилс€ ћережковский в одной из дневниковых записей, Ч с утверждением Ђблагости ¬ышних —илї (Ђћатьї, 1892) и гармонии мироустройства, ведомого ѕромыслом, пусть и по неизвестным человеку пут€м (Ђ»овї, 1895). ќблик ЂЌовых стихотворенийї определило, однако, прежде всего прославление нарушающей Ђдолгї и Ђкл€твы мираї красоты (ЂЋедаї), Ђдерзости преступлень€ї (ЂDe profundisї), Ђвеликого презрень€ї к люд€м (Ђѕоэтї, 1894) и Ђбогоподобногої титанизма творца, проникшего Ђв глубочайшие соблазны / ¬сего, что двойственно < . . . > ї (ЂЋеонардо да ¬инчиї, 1895). (Ѕрюсов, отметивший Ђнапр€женный лиризмї сборника и то, что он оказалс€ Ђгораздо острееї Ђ—имволовї, писал в этой св€зи о Ђдерзновенииї как Ђглавном стимулеї поэзии ћережковского данного периода.)

ѕодобные мотивы Ч одна из лучших иллюстраций того, что первоначальна€ рецепци€ представлений Ќицше об относительности моральных ценностей и его критики христианского аскетизма обнаруживала у ћережковского немало Ђобщего с массовым ницшеанствомї. ≈го сборник 1896 г. продемонстрировал, впрочем, не только это, но и широту спектра воздействи€ ницшевских идей и св€зь этого воздействи€ с рудиментами прежней идейно-образной системы. “ак, например, императив Ђжизнь любиї мог представать у ћережковского неотрывным от нужды Ђбеспредельную скорбь беспредельно любитьї, сохран€€ и Ђв мукахї Ђрадостный смехї (ЂЁту заповедь в сердце своем напиши...ї), что задавало Ч по очевидной аналогии с основными философемами книги Ќицше Ђ–ождение трагедии...ї Ч контуры той углубл€вшейс€ в неразрывность Ђрадости-страдани€ї картины мира, котора€ станет одной из основных примет символистской эпохи, напр€женно интересовавшейс€ проблематикой дионисийского-аполлинического. ѕреступающа€ Ђвсе законыї Ђнова€ красотаї могла подаватьс€ в симбиозе с жертвенностью Ч в открывавшем сборник стихотворении Ђƒети ночиї (1894) оформл€вшее авторскую позицию декларативно-коллективное Ђмыї определ€лось позой Ђслишком раннихї Ђпредтечї, обреченных гибели провозвестников нового, напоминавшей и о ницшевской Ђлюбви к дальнемуї, самопреодолении ради будущего, и (подобно тому, как Ђдекадентскийї минор лирики ћережковского 1890-х годов и рубежа веков подчас заставл€л вспомнить восьмидес€тническое бессилие-безверие) о характерно народническом лейтмотиве обреченности одиноких героев.

¬ стихотворении Ђ»згнанникиї (1893) радость отчужденности от людей и счастье изгнанничества (поданного через аллюзии к Ђ“учамї Ћермонтова) оборачивалось любованием Ђжертвой неизвестнойї, буквально воспроизводившим мотив незаметного подвига ранней лирики ћережковского (ср., например, Ђ√ерой, певец, отрадны ваши слезы...ї, 1883).

”влечение Ђцветами злаї, т€га к Ђневедомомуї (Ђƒети ночиї) €вили в сборнике новые грани Ђбодлеризмаї ћережковского. ≈го интерес к поэту Ђопасному и таинственномуї, вышедшему Ђиз глубочайших недр, из сердца жизниї, был достаточно пионерским (переводы бодлеровских стихотворений в прозе ћережковский опубликовал уже в 1884 г.) и предварил массовое открытие французского поэта в –оссии в 1890-е годы. ¬ 1880-е и начале 1890-х годов, впрочем, в оригинальных произведени€х ћережковского ориентаци€ на Ѕодлера или невольные переклички с ним просматривались главным образом в более или менее частных тематических и образных схождени€х и в сфере общеромантического, вроде скуки существовани€ в уродливом мире (Ђ...ќн сидел на гранитной скале...ї, 1885) и трактовки темы Ђравнодушной природыї. ¬ ЂЌовых стихотворени€хї родственны ћережковскому станов€тс€ более фундаментальные качества, присущие миру создател€ Ђ÷ветов злаї. —ама контрастность тем сборника отчасти напоминала о бодлеровской пол€рности религиозного начала и стремлени€ установить тождество света и тьмы (дл€ ћережковского, однако, важнее оказывалось не анатомирование порока, как у Ѕодлера, а сама констатаци€ допустимости и привлекательности или же, наоборот, недопустимости присутстви€ нравственного и метафизического зла в душе человека). Ќо смыслова€ контроверсность ЂЌовых стихотворенийї представала более пр€молинейной, а христианские мотивы Ч заметно более каноничными, нежели бодлеровска€ религиозность. Ёто особенно заметно в текстах, в той или иной мере сходных. ¬озможно, в частности, что создава€ свое ЂDe profundisї, ћережковский вступал в диалог и с Ѕодлером. Ќо если у последнего адресат его ЂDe profundis clamaviї соблазнительно двоитс€ (женщина или Ѕог?), то у ћережковского ощущение искушени€ и греховности, Ђпрокл€тостиї Ђ€ї гораздо более акцентировано, победа остаетс€ за традиционным христианско-пока€нным сознанием.

ќбновлено:
ќпубликовал(а):

¬нимание!
≈сли ¬ы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
“ем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читател€м.

—пасибо за внимание.

.


–≈√»—“–ј÷»я
  вход

¬ход через VK
забыли пароль?

ѕроверка сочинений
«аказать сочинение














«аказать сочинение
«аказать сочинение
«аказать сочинение
«аказать сочинение

«аказать сочинение
«аказать сочинение
«аказать сочинение
cach/desc1/5545.html