Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Творчество А.С.Пушкина. Культурное значение этики и нравственности в творчестве А.С.Пушкина, как главный смысл романа «Евгений Онегин». Примеры из романа «Евгений Онегин» (Пушкин А. С.)

Пушкина в наше время часто рассматривают как своеобразный столп русской литературы, пример для подражания, гигант мысли. При этом подразумевается его незыблемость и монументальность, как личности, так и творца. Однако, как мы можем видеть из биографии А.С.Пушкина, он был подвержен тем же эмоциям, проблемам морали, нравственности, этики. Становление Пушкина как личности, развитие его внутренней этики нашло отражение и в его творчестве.

Главные линии творчества Пушкина - это такой своеобразный сдвиг на Восток. Мы знаем что Пушкин начинает как безусловный западник. Строго говоря западничество и началось в России в известной степени с Пушкина. И вот этот сдвиг на Восток, который мы видим на протяжении практически всех его текстов, он и географические оформлен. Если посмотреть, где происходят географически действия большей части сочинений Пушкина, то мы отчётливо увидим, что начиная с романа «Евгений Онегин» из Москвы и Петербурга действие переносится сначала в деревню, в провинцию, потом всё глубже и дальше на восток. И апофеозом этого становится история Пугачёва, которая, собственно говоря, привела Пушкина в Оренбург, где он достаточно долго оставался.

Этот сдвиг на восток не только географический, не только фабульный, потому что, кстати, путешествие Евгения Онегина должно было, видимо, вывести его сначала на Юг потом на Восток. Оно не закончено. Это сдвиг ценностный. Какие ценности у нас ассоциируются с Востоком и Западом? На Западе свобода, либерализм, индивидуализм, самостоятельность личности, ее опора на себя, успешность в бизнесе, количественный показатель успеха, свобода печати, космополитизм в противовес патриотизму. На Востоке мудрость, самосовершенствование, пафос перемены, внутреннего достижения чего-то, идея долга. Собственно говоря, главная пушкинская идея – это идея предрассудка, который выше убеждений.

Статья Мережковского Дмитрия Сергеевича, лучшая, пожалуй, статья о Пушкине когда либо написанной, сказано, что русская литература предала пушкинскую традицию: она пошла по разночинному пути, а пушкинская традиция – аристократическая. Чем отличается аристократ от разночинца? Аристократ имеет глубокие принципы. Мандельштам говорил: «У нас, у разночинцев, нет биографии. У нас - список прочитанных книг». То есть разночинец - это нечто усвоенное, нечто воспринятое. Что касается Пушкина, он, конечно, человек аристократического сознания, и, в первую очередь, человек предрассудка, а именно того, что до рассудка.

«Любовь к Родине – это то, что всосано с молоком матери». «Надо Родину любить такой, какая она есть». «Я глубоко презираю отечество, но не желал бы никогда иметь другую историю, чем ту, которую бог нам дал» - писал он Чаадаеву. Собственно полемика Пушкина с Чаадаевым - это именно полемика востока с западом. «Я презираю отечество, но мне досадно, когда иностранец разделяет со мной это чувство». Предрассудок - любить то, что дано, то, чего ты не выбирал. Защищать имя, защищать честь. Честь - высшая пушкинская добродетель. Потому что с этикой непонятно ,а с честью – понятно. Честь трогать нельзя.

И вот этот сдвиг на Восток, который мы отчетливо видим в пушкинской поэзии, в пушкинских сюжетах - это безусловное главенство долга над чувством, и, как ни странно, действительно привязанности к Родине против прекрасного раннего пушкинского космополитизма. Ведь в романе «Евгений Онегин» один из главных героев Татьяна, она не любит мужа. В романе «Евгений Онегин» сказано: «Я вас люблю. К чему лукавить?» Действительно, к чему лукавить, если она прекрасно понимает, кто он такой. И тем не менее любит его. Это вечная русская трагедия, когда мы все понимаем про объект наших чувств, но не можем без него жить. И при этом Татьяна любя Евгения Онегина не в силах избавиться от этого наваждения. Она говорит: «Но я другому отдана и буду век ему верна». Вот этот тихий пафос долга против громкого пафоса презрения индивидуализма, эгоцентризма - это и есть, собственно говоря, главный смысл романа «Евгений Онегин», главная его трагедия.

Можно предположить, что как всякая хорошая книга, роман "Евгений Онегин" - это духовная автобиография Пушкина. И свой «дендизм», который в нём был ранний, свое раннее увлечение Байроном он, конечно, здесь изживает. Путь Пушкина - это путь от Онегина к Татьяне внутренний, путь ко все большему принятию долга, веры, ответственности, внутреннего совершенствования против пафоса, количественности, потребления, ничем не ограниченной воли.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.