Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Поиск по сайту

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!

Образ лирического героя в поэзии И. Анненского (ЕГЭ по литературе)


В лирическом герое раскрываются сложные чувства, в его душе происходят неуловимые процессы, которые выявляют многообразие переживаний. В своём лирическом герое поэт стремится раскрыть его глубинные связи с окружающим миром, создавая при этом зыбкость, текучесть поэтического пространства.

Анненский использует два способа, чтобы наиболее полно и ярко раскрыть внутренний мир своего героя, его мысли, чувства, миропонимание и миросозерцание: природу и вещи. Создавая чисто пейзажные стихотворения, такие как «Ноябрь» или «Ветер», «Солнечный сонет», или такие лирические произведения, где за описанием природы непременно следует сентенция, философское обобщение, где частное и конкретное (образ из мира природы) становится формой выражения мысли более общего порядка, относящейся к человеческой жизни.

Вот строки из стихотворения «Майская гроза»:

Когда бы бури пролетали

И все так быстро и светло…

Но не умчит к лазурной дали

Грозой разбитое крыло.

Природа у Анненского не даёт лирическому герою желанного и полного успокоения, а противоречие между внутренней жизнью и внешним миром остаётся. Лирический герой страстно переживает всё, что совершается в мире неодушевлённой природы, и при этом природа у Анненского наделена способностью страдать по-человечески.

В стихотворении «Снег» лирический герой трагически воспринимает зиму с её снегом. Он готов полюбить зиму, «да обуза тяжка». Фигура умолчания предлагает остановиться и подумать, какова эта обуза, о чём идёт речь. Чтобы подчеркнуть тяжесть груза души или судьбы, поэт использует развёрнутое сравнение:

От неё даже дыму

Не уйти в облака.

Зрительно можно представить, как лёгкий дым поднимается кверху, а здесь от такой «обузы» даже легчайший дым не может подняться к облакам. Образ снега создаётся с помощью эпитета «грузный», усиливая мотив тяжести внутреннего состояния лирического героя, а образ льда с помощью эпитетов «нищенски синий», «заплаканный», давая характеристику переживаний героя, усиливает мотив тоски и печали. Свои ощущения лирический герой переносит на снег, видя между ним и собой внутреннее родство:

Но люблю ослабелый

От заоблачных нег –

То сверкающе белый,

То сиреневый снег…

Эпитеты, характеризующие снег, - «ослабелый», «талый», «усталый»; «скользящий» (обрыв) – говорят о болезни, умирании, ведь весной снег растает. «На томительной грани / Всесожженья весны» чувствует себя лирический герой; это грань между жизнью и смертью. «Непорочные сны» в конце стихотворения – значит чистые, безгрешные, как белый снег, сравниваются со стадами в тумане. Лирический герой переживает одно и то же со снегом и поэтому сопереживает ему.

Таким образом, зимний пейзаж в стихотворении «Снег» помогает раскрыть внутреннее состояние лирического героя.

Рассмотрим стихотворение Анненского «Стальная цикада», где образ лирического героя, его внутреннее состояние раскрывается с помощью неодушевлённого предмета. В этом стихотворении механизм отданных в починку часов и тоскующее сердце человека можно считать двойниками. Метафорическое название часового механизма – «стальная цикада». Цикада – это хоботное прыгающее насекомое, издающее характерное стрекотание. Метафора сближает тиканье часов и стрекотание насекомого. Но это и стук сердца, охваченного Тоской, - именно так, с заглавное буквы, написано это слово, раскрывающее внутреннее состояние лирического героя. Образы часов и часовщика отсылают к эпизоду в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир», где Пьер после дуэли с Долоховым, переживая духовный кризис, беседует с масоном Баздеевым, и тот, убеждая Пьера в существовании Бога, приводит пример с часами и часовщиком. Не верящего в Бога Пьера Баздеев сравнивает с малым ребёнком, который, играя частями искусно сделанных часов, осмелился бы говорить, что не понимает назначения этих часов, и не верит в мастера, который их сделал. Напрашивается параллель: мир и его Творец; часы и часовщик.

Тоска приходит к лирическому герою «с дверью часовщика», но он предчувствует заранее её приход. А жизнь лирического героя зависит от часовщика, от его способности починить сердце:

Сердца стального трепет

Со стрекотаньем крыл

Сцепит и вновь расцепит

Тот, кто ей дверь открыл…

С помощью образа цикады раскрывается метафора человеческой жизни. В начале жизненного пути «Жадным крылом цикады / Нетерпеливо бьют...» Возникает реминисценция, связанная со стихотворением Пушкина «Телега жизни», где также метафорично изображена человеческая жизнь:

С утра садимся мы в телегу;

Мы рады голову сломить

И, презирая лень и негу,

Кричим: пошёл!..

Утро жизни – юность – наполнено нетерпеливыми надеждами. Лирический герой осознаёт кратковременность своей жизни в диалоге со «стальной цикадой», а по сути, с собой, со своим двойником:

Здесь мы с тобой лишь чудо,

Жить нам с тобою теперь

Только минуту – покуда

Не распахнулась дверь…

Символический образ двери обозначает границу между земной жизнью и инобытием.

Таким образом, лирический герой Анненского сложен, противоречив, трагичен, исполнен тоски разъединения со всем сущим на земле.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение














Заказать сочинение
Заказать сочинение
Заказать сочинение
Заказать сочинение

Заказать сочинение
Заказать сочинение
Заказать сочинение