Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Сравнительно-сопоставительный анализ рассказов Михаила Тяжева «Караваев и Балашов» и Романа Сенчина «А папа?» (ЕГЭ по литературе)

Оба писателя обратились к малой форме жанра, оба изображают всего один небольшой период из жизни своих героев. Возможно, советские литературоведы раскритиковали бы оба произведения за «мелкотемье». Здесь нет глобальных ситуаций, свершений и побед, здесь течёт своим ходом обыкновенная жизнь с её маленькими человеческими бедами и радостями, тревогами и надеждой.

Название рассказа Михаила Тяжева «Караваев и Балашов» предполагает, что здесь будут представлены в сравнении два героя (Вспомним у Тургенева в «Записках охотника» есть рассказ «Пунин и Бабурин»). И действительно, это так. Читатель знакомится с двумя абсолютно разными по своему социальному положению и мировоззрению героями. Саня Караваев – успешный бизнесмен, работник банка, летит на самолёте из Москвы в провинциальный городок, где его жена родила первенца – сына. Деловой человек вынужден был подчиниться строгому и требовательному начальнику, который наотрез отказался общаться по скайпу и вызвал подчинённого в Москву, хотя жена Сани вот-вот должна была родить.

Но герой ценит себя и свою работу, уважает себя за то, что его уважает и ценит начальство. Два часа в полёте не прошли даром для делового человека, он провёл их за ноутбуком, работая с банковскими документами. Городок встретил Саню снегом и метелью, он проделал путь на автобусе до вокзала, где его ждал родственник Мишка Балашов, родной брат жены. Этот герой – полная противоположность Караваева. По сути, это человек из народа, своим типажом напоминающий шукшинских «чудиков», а вот Саня – это уже «герой нового времени» с его западным менталитетом делового человека, строгой самодисциплиной и нацеленностью на успех. Речь Мишки полна разговорных, просторечных слов, жаргонизмов: «дурацкая привычка» (когда он хотел помочь донести родственнику портфель», а тот прижал важные бумаги к себе); о своих старых «Жигулях – пятёрке» с незакрытой дверью Балашов гордо заявляет: «Своя карета», а таксистам с их навязчивым сервисом говорит: «Своя точила имеется». «Не боись, успеем», «Нормалёк, успеем» - эти фразы дополняют яркую речевую характеристику Мишки.

Пока Балашов пытается завести свою машину, Караваев никак не может представить себя отцом. Он хотел, чтобы жена его рожала в Европе, но в это время умер дед-ветеран, и Марина поехала на похороны. С точки зрения Караваева, родственники жены были странными. Странность их заключалась в отсутствии какой-то яркой черты характера. Они все были какие-то неясные, никуда не стремились, жили, питались, умирали, как тот дед-ветеран, который как выпьет, так сразу надевает шлемофон и представляет себя едущим на танке Т – 34. Всё это было чуждо Караваеву. Он считал себя человеком точным, ясным, целеустремлённым. По сути, это новый человек западного образца, оторвавшийся от национальных корней, чуждый русскому менталитету. Ему непонятны слова Мишки, что теперь он стал вечным. Балашов объясняет: сын родился, значит есть продолжение. Не понимает, почему у роддома надо кричать. Бирка, которая была привязана к новорождённому сыну, не вызывает в нём романтических чувств.

А Мишка живой, непосредственный, по-хлестаковски хвастливый, в коротком рассказе он три раза с гордостью успевает сообщить, что у него повсюду знакомые: и в ГАИ, и в охране, и в «больничке». Но, несмотря на «знакомство» в ГАИ. Мишка не хочет остановить «Жигули» по требованию «ментов», и машина, переворачиваясь, попадает в кювет. Слава богу обошлось без жертв, Мишка только поранил руку, а Саня стукнулся больно головой. Здесь-то и выяснилось, что Мишка Балашов «по базе проходит», а следователь сообщила Караваеву, что его родственник воровал машины, разбирал их на запчасти и продавал. «Подлечим и посадим», - сообщила следователь, некрасивая ненакрашенная женщина. Капитан подбрасывает Саню до шестого роддома, всю дорогу рассказывая о своей дочке шести лет, которая тоже родилась в шестом роддоме. Денег от Караваева он не взял, а рассказал, как он кричал под окнами роддома. А вот Саня Караваев с его самодисциплиной хотел крикнуть в окна: «Марина! Я вечен!», но сил не было. Он только смотрел на окна и улыбался.

Мы убедились, что сюжет рассказа совсем прост. Два родственника едут в сторону роддома на машине, по дороге с ними происходят «приключения». Но заставил ли этот короткий отрезок пути длиною в день измениться героев и понять что-то про себя и свою жизнь? Прямого ответа в рассказе на этом вопрос нет, автор избегает дидактичности и назидательности. Но Мишке с его «дурацкой привычкой» воровать чужие машины есть над чем задуматься, благо времени у него будет предостаточно и в «больничке», и в тюрьме.

А растаял ли лёд в душе Караваева? В финале рассказа он улыбается, глядя на окна роддома и на звёздное небо. Может, это предвестие того, чтобы не быть «в родной стране … словно иностранец», как писал Сергей Есенин о своём возвращении домой.

В пути находятся и герои рассказа Романа Сенчина «А папа?» Но здесь автор использует несобственно-прямую речь, показывая события глазами четырёхлетнего мальчика по имени Гордей. Герои тоже, как и Мишка Балашов, находятся в неблагоприятной социальной обстановке. Мать из города везёт мальчика в деревню к родной тётке Тане, где оставляет его, а сама уезжает устраивать свою судьбу. Мальчик попадает в чуждый для него мир, он вообще не любит чужих людей, так как в садик его ещё не отдавали. Вообще художественный мир, воссозданный в рассказе Сенчиным, кажется патриархальным, здесь доброту проявляют женщины, а мужчины все «козлы с бубенчиками». Именно так молодая женщина называет своего мужа, который «не одумался», а бросил её с ребёнком, да ещё ни копейки не платит ребёнку. Мужчины в рассказе поражают своей грубостью. В вагоне поезда мужчина-пассажир отказался помочь женщине с ребёнком поднять наверх чемодан, заявив, что он «не носильщик», и та закинула тяжёлый груз сама, весело и зло сказав: «Наплевать, всё равно больше не рожать!» В переполненном автобусе мужчина отказался уступать место женщине с ребёнком, потому что не для того он так много денег заплатил за билет. И только пожилая женщина проявила сочувствие и посадила ребёнка на колени.

И вот мальчик впервые оказался в деревне, впервые видит дорогу без асфальта, двор, заросший травой, маленький домик, крапиву, гусей, а баба Таня кажется ему похожей на бабу ягу.

Но финал рассказа оказывается неожиданно светлым и человечным. Мать возвращается за сыном, сообщает тётке, что нашла мужчину, который готов взять её «с довеском». А в отсутствие матери мальчик нашёл себе «папу», ведь на его вопрос, где папа и кто он, женщина ответила: «Козёл с бубенчиком». Мальчик подумал, что папу заколдовали и превратили в козла, как в сказке, которую он смотрел по телевизору: мальчик Иванушка выпил воды из копытца и превратился в козлёночка. Естественно, в деревне мальчик нашёл козла и стал с ним общаться, принимая его за папу. Здесь возникают аллюзии, связанные с рассказом Андрея Платонова «Никита», где маленький мальчик, оставаясь один дома и во дворе, наделял окружающие предметы чертами и качествами человека, а мир показан чрез призму восприятия ребёнка. Когда мать видит, как её сын разговаривает с козлом, она жалеет своего ребёнка. «Мама бросила сумки, подскочила к Гордею и присела перед ним, больно сжала плечи. Смотрела в глаза своими глазами. Незнакомо смотрела, как чужая.

Потом обняла и зашептала:

- Сыночек… Сыночек ты мой бедненький… Сына…

А потом отстранила от себя и сказала строго:

- Это не папа, это козёл простой. Папа дома и ждёт нас. Понял? Он не козёл, его зовут Виталий. Понял? А это просто козёл. Животное… Всё, пошли. Опоздаем».

На этой трогательной ноте и заканчивается рассказ.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.