Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Историческая, биографическая, культурная и литературная основа стихотворения А. С. Пушкина «Странник» (ЕГЭ по литературе)

Эти слова Гоголя о Пушкине актуальны и сегодня как никогда, потому что мы всё ещё пытаемся постичь в творениях великого поэта не только его душу, но и национальный дух русского народа, особенно ярко раскрытый в стихотворении «Странник», идейной основой которого являются духовные искания героя, которого можно отнести к культурному типу православного верующего.

Стихотворение написано в 1835 году, в последний период его творчества, за полтора года до гибели поэта на дуэли. При жизни Пушкина это произведение не печаталось. На автографе дата: «26 ию 835», так что неясно, относится эта дата к июню или к июлю. В основу стихотворения положен сюжет книги Джона Беньяна «Странствие паломника», но Пушкин далеко отступил от подлинника.

В этот период Пушкин – женатый и семейный человек, муж и отец.

Его венчание с Натальей Гончаровой состоялось в Москве в церкви Большого Вознесения на Малой Никитской 18 февраля 1831 года. Счастливая семейная жизнь поэта омрачена тем, что царь «пожаловал» его в камер-юнкеры. Это обстоятельство доставило поэту множество неудобств и стало одной из причин его трагического конца. Кроме того, больно было задето самолюбие Пушкина: эта незначительная придворная должность приличествовала молодым людям, стремящимся сделать карьеру при царском дворе, но отнюдь не соответствовала званию русского национального поэта. Наталья Николаевна, по своей молодости, по-другому отнеслась к камер-юнкерству мужа: ей нравилось блистать на балах. Мысли поэта неотступно занимала тяжба со светским обществом, с его пустотой и бессодержательностью за душу жены. Он мечтал выйти в отставку, удалиться с семейством в деревню, спокойно заняться творчеством, не отвлекаясь на мелкую суету. Эти настроения хорошо отражены в стихотворении «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…», написанном в 1834 году:

Пора, мой друг, пора! покоя сердца просит —

Летят за днями дни, и каждый час уносит

Частичку бытия, а мы с тобой вдвоём

Предполагаем жить, и глядь — как раз — умрем.

На свете счастья нет, но есть покой и воля.

Давно завидная мечтается мне доля —

Давно, усталый раб, замыслил я побег

В обитель дальную трудов и чистых нег.

Существует предание о том, что цыганка нагадала поэту гибель на дуэли от руки светловолосого человека. Ко всем жизненным неприятностям, огорчениям и заботам последних лет жизни поэта прибавлялась ещё одна – нехватка денег. Содержание семьи, светская жизнь, к которой Пушкин был прикован против воли, материальная помощь родителям, сестре и брату, безответственному в денежных делах, требовали всё больше денег. Тягостные размышления о том, что в случае его внезапной смерти его дети останутся без средств, были мучительны и невыносимы для поэта. Легко представить Пушкина в последние годы усталым, замученным, павшим духом. Таким его представляли и современники – растерянным, упавшим духом, забросившим творческий труд. Но это не так. От глаз очевидцев была скрыта глубокая, напряжённая духовная жизнь поэта, он много писал, и его творческая жизнь не отражала никаких следов нравственного спада, душевной надломленности, он был полон идей, а работа творческой мысли не останавливалась ни на минуту. Можно только поражаться богатству и разнообразию идейного и духовного содержания завершённых и незавершённых трудов поэта в последние годы его жизни.

Стихотворение «Странник» - это вольное переложение начала первой главы «Путешествия Паломника», созданного в 17 веке английским проповедником Джоном Беньяном. Автор первоисточника в аллегорической форме описал жизнь человека, представив её как поиск Бога и смысла своего существования на земле. Таким образом, Пушкин берёт за основу своего произведения сюжет из романа английского протестантского пастора Джона Беньяна (1628 – 1688) «Путешествие пилигрима в Небесную страну», где рассказывается о проповеднике, который ищет способ спасения своей души.

Перекладывая только начало первой главы английского автора, Пушкин создаёт оригинальное произведение, которое, несмотря на присутствие аллегории и мистики, вполне реалистическое произведение. У Пушкина сюжет о «путешествии души» завершается в тот момент, когда его герой увидел «некий свет». Для героя же Беньяна свет, появившийся вдали, - это только начало пути, который предстоит пройти «паломнику». На этой трудной дороге он борется с разными пороками, теряет жену, детей, друзей, последовавших за ним, и сам умирает. Английский пастор изображает смерть своего героя как избавление от пути странника, это и есть цель его путешествия. У Пушкина цель странника в другом. Именно свет, который он увидел с помощью юноши с книгой (ангела-хранителя), и является целью путешествия, а всё остальное не имеет никакого значения, главное, что цель ясна.

Биографическая основа «Странника» заключается в том, что в нём «зашифрованы» события, связанные с последними годами жизни поэта, который, возможно, предвидел свою скорую смерть и ощущал себя гостем на этой земле. Трагическое мироощущение человека, заблудившегося и запутавшегося в жизни, не способного найти правильный путь, было близко поэту. Финансовые проблемы, назойливые ухаживания приёмного сына голландского посланника Геккерена – француза Дантеса, с лёгкостью для иностранца, принятого в гвардию, - всё это доставляло поэту нравственные терзания, душевные мытарства, создавало тупиковую ситуацию.

В последние годы жизни Пушкина православное мировоззрение всё ярче и отчётливее проявлялось в его произведениях, а в «Страннике» особенно сильно звучат аскетические и мистические мотивы.

Кроме биографической основы «Странника» некоторые исследователи, например, Флоровский, утверждают, что в этом произведении можно усмотреть эпизод из духовной биографии Ивана Васильевича Киреевского (1806 – 1856) – религиозного философа, литературного критика и публициста, одного из основоположников славянофильства. В 30-40-ые года Киреевский сблизился со старцами Оптиной пустыни. Источник кризиса «европейского просвещения» он видел в отходе от религиозных начал и в утрате духовной цельности. Талантливый литератор пушкинского круга, Киреевский неожиданно для окружающих отошёл от словесности, начал читать православную литературу, находился под большим впечатлением от трудов Исаака Сирина. Нравственному преображению Киреевского способствовала и личность монаха Филарета, и оптинского старца Макария. Момент обращения к духовным ценностям и выбор пути нашёл отражение в стихотворении Пушкина «Странник».

Таким образом, в стихотворении Пушкина «Странник» отражены биографические факты, религиозные искания современников, поиски духовного пути самого поэта, а литературная основа – произведение английского проповедника Джона Беньяна - использована Пушкиным для создания собственного оригинального произведения.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.