Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Основные образы в стихотворении А. С. Пушкина «Странник» (ЕГЭ по литературе)


Важную роль в тексте играет юноша, читающий книгу. На мой взгляд, слово «книга» может истолковываться в двух значениях. Во-первых, это книга всех книг – Библия. Во-вторых, это книга жизни, куда записываются все дела людей при земной жизни и по которой на Суде будут оценивать их и в соответствии с земными деяниями определять место и наказание в будущей жизни.


Юноша – это посланник Бога, шестикрылый серафим, ангел-хранитель, который должен указать герою истинный путь. Это аллегория Божьего пророка, наделённого знаниями. Словно Иисус в Евангелии, юноша с книгой задаёт путнику правильный вопрос: о чём он плачет? Этот вопрос помогает герою чётко сформулировать, что его так тревожит. А тревожит его не столько близкая смерть, то, что он, как и все остальные люди, «осуждён на смерть», а то, что он не готов к смерти, не готов предстать на «суде загробном». Именно о своей греховности и неготовности предстать перед Всевышним на Суде и печалится и сокрушается больше всего лирический герой. Второй вопрос юноши помогает путнику определить свою нравственную задачу. Божий посланник удивляется, почему, несмотря на свой жалкий жребий, путник не бежит отсюда. Лирический герой признаётся, что он не знает, куда бежать и какой выбрать путь. Если в «Пророке» чудо преображения происходит в несколько этапов: изменяется зрение, слух, язык, сердце томимого «духовной жаждой» путника, то в «Страннике» юноша лишь указывает «перстом». Чудо заключается в том, что герой прозревает:

Я оком стал глядеть болезненно-отверстым,

Как от бельма врачом избавленный слепец.

«Я вижу некий Свет», – сказал я наконец.

«Или ж, – он продолжал, – держись сего ты Света;

Пусть будет он тебе единственная мета,

Пока ты тесных врат спасенья не достиг,

Ступай!» – И я бежать пустился в тот же миг.

Юноша-врачеватель словно снимает с глаз героя бельма, и тот начинает видеть свет и теперь уже не бесцельно блуждает, а бежит на свет, видя перед собой цель. Образ «тесных врат спасения» взят из Библии, из Евангелия, из Нагорной проповеди Иисуса Христа, где говорится о «плачущих», которые утешатся. Плачущие – это те, кто сокрушается сердцем своим о своих и чужих грехах и недостатках, а значит, близок к исправлению, а потому и к утешению.

В заключительной пятой части показана реакция ближних на побег героя. Родные и близкие по-разному реагируют на побег героя из города, который для него подобен тюрьме. Дети и жена беглеца с порога кричали ему, призывая вернуться. Одни приятели ругали странника, другие подавали советы жене путника, третьи жалели о друге:

Кто поносил меня, кто на смех подымал,

Кто силой воротить соседям предлагал…

Но странник никого не слушал, а поспешил перебежать «городовое поле», чтобы поскорее «узреть» «спасенья верный путь и тесные врата».

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 04:30:32
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение