Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Анализ повествовательной организации 27 главы романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» (*Общие критические статьи)

2. Рассмотрите повествовательную организацию текста. Выявите позицию автора и способы её показа в тексте.

В 27 главе Базаров, потерпевший поражение в любви, приезжает в небольшое именьице своих родителей, сообщая отцу, что приехал надолго, на целых шесть недель, так как хочет работать, и попросил не мешать ему. Радость родителей была безмерна, тем более, что они не ожидали приезда сына. Эту главу можно считать развязкой, так как в ней главный герой умирает от случайного пореза пальца. А последняя глава играет роль эпилога, так как в ней раскрываются события, произошедшие после смерти главного героя, мы узнаём о дальнейшей судьбе остальных героев.

Главу можно назвать «Смерть Базарова».

В начале главы автор с сочувствием изображает безмерную радость родителей Базарова. Образ Арины Власьевны создаётся целым рядом слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, и в этом передаётся симпатия автора к матери Базарова: «Василий Иванович сравнил её с «куропатицей»: куцый хвостик её коротенькой кофточки действительно придавал ей нечто птичье». Кроме того, глаголы «переполошилась», «избегалась» очень ярко передают взволнованное и радостное состояние матери. Чувства отца передаются тоже с помощью глаголов: «мычал», «покусывал», «вертел», «разевал» (рот), «хохотал». Родители боятся нарушить уединение сына, побеспокоить его, помешать работе.

Очевидно, Базаров надеялся преодолеть душевный кризис работой, но этого не случилось: «лихорадка работы с него соскочила и заменилась тоскливою скукой и глухим беспокойством. Странная усталость замечалась во всех его движениях, даже походка его, твёрдая и стремительная, изменилась».

Чуткий отец замечает состояние своего сына, но не может вызвать его на откровенность.

Отношение автора к Базарову сложное и противоречивое. С одной стороны, его увлекает сильная и могучая натура героя, он сочувствует его переживаниям, глухой тоске, вызванной безответной любовью. С другой стороны, писателю важно показать несостоятельность нигилистических взглядов Базарова, несостоятельность претензий человека на господство в мире. Поэтому показателен здесь разговор Евгения Базарова с мужиками.

В этом разговоре ясно видно отрицательное, ироническое отношение Базарова к славянофильской идеализации дореформенного крестьянства. Очевидно, Базаров с насмешкой и издёвкой говорит крестьянам: «В вас, говорят, вся сила и будущность России, от вас начнётся новая эпоха в истории, - вы дадите и язык настоящий, и законы». Эта фраза взята из славянофильского учения о крестьянстве. Базаров знает, что мужик ещё безграмотен, тёмен, наивно верит в то, что земля «на трёх рыбах стоит».

Читателю ясно видно, что «патриархально-добродушная певучесть» мужика и его нарочито покорная речь – это поза, маскировка хитрого мужика перед барином. Мужик принимает Базарова за барина. Тургенев тонко показывает, как вся эта поза мужика исчезает, как он сбрасывает с себя славянофильский кафтан, перестаёт прикидываться простачком, изображая рабскую покорность господину. На самом деле мужик сообразительный, отнюдь не патриархальный.

После разговора с Базаровым автор воспроизводит разговор двух мужиков и показывает, как исчезает напускная патриархальная певучесть в голосе мужика, как слышится в этом голосе уже какая-то небрежная суровость. На вопрос мужика средних лет, о чём толковал барин, первый отвечает: «… так болтал кое-что; язык почесать захотелось. Известно, барин; разве он что понимает?»

Автор с большим сочувствием изображает радость Василия Ивановича от общения с сыном, его отцовскую гордость. Базаров нашёл себе занятие, помогая отцу в лечении крестьян. Насмешки сына над средствами, применяемыми отцом, не смущали Василия Ивановича, они даже утешали его, так как он воспринимал это как преодоление тоски и грусти. Он приходил в восторг от сына-помощника, его восхищала сила Евгения, когда тот вырвал зуб у заезжего разносчика с красным товаром. Радость отца, его восторг необходимы автору, чтобы усилить трагизм положения отца, теряющего сына, которым он так гордился, в котором видел все свои надежды и мечты.

Завязка главы начинается со слова «однажды». Здесь рассказывается о мужике из соседней деревни, который привёз к Василию Ивановичу своего брата, больного тифом. Но было поздно, больной по дороге домой умер. Через три дня Базаров обратился к своему отцу с просьбой дать ему адский камень, чтобы прижечь ранку. Объяснение Базарова встревоженному отцу коротко: он ездил в деревню и попросил разрешить ему участвовать во вскрытии трупа умершего от тифа мужика, так как он давно не упражнялся, во время этого он порезался. Евгений признался отцу, что уже поздно, прошло четыре часа, он уже заразился, а у уездного лекаря не было адского камня. Отец не хочет верить, что Евгений заражён, но сын неумолим. В эту минуту он думает о родителях, понимая, как тяжела для них будет утрата, и просит обратиться к религии. Последняя просьба Базарова к отцу послать нарочного к Одинцовой.

Неотвратимый удар судьбы читается в финальном эпизоде романа: есть что-то символическое в том, что смелый «анатом» и «физиолог» русской жизни губит себя при вскрытии трупа мужика. Последнее открытие Базарова печально: «Да, поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!»

Итак, рассмотрев повествовательную организацию текста, можем обобщить авторскую позицию, которая заключается в том, что автор с большой симпатией изображает своего мужественного и сильного героя, сумевшего достойно принять смерть и показавшего любовь и нежность к своим родителям, уже не стесняясь сердечных «излияний». Ещё с большим сочувствием изображает автор любовь старых родителей к своему сыну, их трагедию, а также тёплые отношения между супругами.

Тургенева называют «тайным психологом». «Тайный психологизм» писателя заключается в том, что он избегает открыто выражать авторскую позицию, избегает прямой авторской оценки и характеристики, чаще всего позиция автора проявляется не прямо, а косвенно. Прямую оценку автор даёт своему герою только после эпизода разговора Базарова с мужиками. Позиция автора выражается с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (в изображении родителей Базарова), авторских ремарок, авторских характеристик, портрета, пейзажа, диалогов, речевой характеристики.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.