Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Сатирические образы в творчестве Салтыкова-Щедрина (Салтыков-Щедрин М. Е.)


Споры о русском менталитете, русской национальной идентичности, особенности русского мировоззрения, наверное, будут актуальны во все времена. Концепция консервативной, иерархичной, евразийской модели общества, противопоставляющей себя прогрессивному, демократичному, атлантическому западу является основополагающим вектором развития России сегодня. Но в ту ли сторону мы движемся? Что является нашей конечной целью? И в чём принципиальное различие между нами и нашими соседями? Один из вариантов ответа на эти вечные вопросы мы можем увидеть в сказках М.Е.


Салтыкова-Щедрина.

В первую очередь хочется обратить внимание на «повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Ведь в этом произведении раскрывается вся суть мышления русского народа. Он трудолюбив и находчив, однако абсолютно пассивен и ведом. Русскому мужику нужна цель, без нее он не мыслит существования. А если необходима цель, то необходим и тот, кто эту цель способен поставить.

Здесь позволю себе небольшое отступление от темы, отсылку к совершенно другому автору. Аристотель в своем произведение «Политика» описывал рабство как взаимовыгодный союз. Подобно тому, как душа главенствует над телом, так и господин главенствует над рабом.

Foxford

Такая связь прочна и священна, потому что разрыв её неизменно приводит к неблагоприятным последствиям. Если применять эту теория к сегодняшним реалиям и смотреть чуть шире, то она является актуальной до сих пор, так предприниматель главенствует над наемными работниками для достижения взаимовыгодного результата, грамотный политик главенствует над своими сторонниками ради установления взаимовыгодного политического режима. Ключевым словом является «взаимовыгодного», так как в любых иных случаях такая связь не имеет смысла.

Если рассматривать отношения мужика и генералов с такой позиции, то мы получаем очевидный тезис: главенствуют не те. Мужик выполняет свои обязанности добросовестно, однако результатом его труда пользуются неправильно и не те люди.

Осознав всё это, мы можем с полной уверенностью заявить о «прогнивших» элитах, как об основной проблеме русского государства и русской жизни. Не сам факт существования этих элит, так как русские мужики сами нуждаются в направляющих, а именно испорченность низменными, материальными ценностями.

Подтверждением данного высказывания является другое произведение Салтыкова-Щедрина – «Дикий помещик». Из его содержания можно сделать еще один основополагающий вывод – русская элита извращена настолько, что сам Господь Бог от нее отвернулся. Это очень важный момент, ведь иерархичное устройство, монархия, является сакральной формой правления, в которой монарх и приближенные являются носителями Божьей воли. Однако отвернувшись от своего священного предназначения, помещики утратили всю свою религиозность. А вот крепостные, простые русские люди, напротив, продолжают жить в соответствии со своей ролью в обществе, потому Бог продолжает поддерживать с ними связь.

Именно смирение и покорность, осмеянные Салтыковом-Щедриным в произведении «Премудрый Пескарь», являются традиционными моделями поведения для русского народа. И целенаправленный отказ уходить от них – есть поступок доблестный, заслуживающий должного уважения. Поэтому в данном вопросе я не согласен с автором «сказок для детей изрядного возраста». Участие всех граждан в политической жизни – далеко не обязательный атрибут хорошего государства, доказательством данного утверждения может являться Исламский мир. Уважать право человека открещиваться от участия в политики так же важно, как уважать право другого человека в ней участвовать. К тому же, история знает немало ужасающих примеров народных революций, и 1917 год данный список пополнил.

Подводя итог всех рассуждений о проблемах русской жизни, так тонко раскрытых в сюжетах сказок Салтыкова-Щедрина, хочется сказать только одно: русская идентичность жива. Жива, в сознании мужиков и крепостных, ныне жителей глухих провинциальных деревушек. И говорить о каком-либо противостоянии западно-либеральным ценностям, четвертой политической теории, о своем собственном пути можно только решив столь насущную проблему омерзительного гниения верхов. Картины русской жизни, те самые, о которых принято говорить с какой-то тоской и унынием, до сих пор живы, но находятся на грани гибели из-за прогрессирующей проблемы извращения империалистических идей, где под видом напускной духовности и мнимого возвращения к истокам нам предлагают власть «салтыковских» помещиков

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


регистрация | забыли пароль?


  вход
логин:
пароль:
Запомнить?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 03:51:32
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение