Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Биография Салтыкова-Щедрина

Великий русский сатирик-реалист Михаил Евграфович Салтыков (Н. Щедрин – был его литературный псевдоним) родился в помещичьей семье 15(27) января 1826 года в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии.

Семья будущего писателя отличалась суровыми крепостническими нравами. Мать, по происхождению из купеческой состоятельной среды, особенно была жестокой в обращении с крепостными и весь смысл своей жизни видела в увеличении богатства семьи за счет безудержной эксплуатации крестьян. Кулацко-крепостнические нравы переносились и на семейные отношения. Современники рассказывают, что семья Салтыковых «была дикая и нравная; отношения между членами ее отличались какой-то звериной жестокостью».

Щедрин в своих произведениях часто показывал деспотизм и распад семейных отношений в дворянской среде, рисовал тип помещицы-кулака.

Такова Арина Петровна в романе «Господа Головлевы» и Анна Павловна Затрапезная в «Пошехонской старине».

Писатель на опыте жизни в родительском доме, а затем во время службы в провинции наблюдал все ужасы крепостного быта, диких семейных нравов. «Я видел глаза, –говорит он, – которые ничего не могли выражать, кроме испуга, и слышал вопли, которые раздирали сердце». Щедрин начал себя помнить с момента, когда его жестоко высекли. «Было мне тогда, – вспоминает он, – должно быть, года два, не больше».

В 1836 году Михаил Салтыков поступил в третий класс Московского дворянского института, а через год его, как лучшего ученика, перевели в Царскосельский лицей, где когда-то учился и Пушкин. Здесь юноша испытал огромное плодотворное влияние статей В. Г. Белинского и начал писать стихи. В 1844 году Михаил Евграфович окончил Царскосельский лицей и определился на службу чиновником в канцелярии военного министерства. Связи с литературой он не прервал. В лучших журналах того времени – в «Отечественных записках» и «Современнике» – Салтыков печатал рецензии на вновь выходящие книги. Его особенно интересовали вопросы воспитания, книги для детей. В 1847 году появилась в печати первая повесть Салтыкова – «Противоречия», а за ней (в 1848 году) и другая – «Запутанное дело».

Автор проповедовал идеи утопического социализма и глубоко сочувствовал революционным методам решения общественных вопросов. В повести «Запутанное дело» отразились серьезные сдвиги в общественной и идеологической жизни России и Западной Европы второй половины 40-х годов. В стране надвигалась та гроза крестьянских восстаний, рупором которых явились многие боевые и страстные статьи В. Г. Белинского последнего периода, в особенности его знаменитое письмо к Гоголю, ставшее манифестом всей демократической России. На Западе, во Франции, Германии, Австрии, прокатилась волна буржуазно-демократических революций. В этих условиях лучшие люди России, среди них и автор «Запутанного дела», рассчитывали на близость русской революции. Царское правительство было перепугано революционными событиями в Европе, обострением крестьянской борьбы в России. Обратили внимание и на повесть Салтыкова «Запутанное дело». Автор ее был арестован и под конвоем направлен на службу в Вятку. Ссылка продолжалась до 1855 года.

Здесь Салтыков на личном опыте познакомился с помещичье- крепостнической Россией, с положением крестьянских масс, с отвратительным бытом чиновников, с «деятельностью» царских администраторов-бюрократов. Эти живые наблюдения легли в основу «Губернских очерков» – первого крупного сатирического произведения, впервые подписанного псевдонимом «Н. Щедрин». Опубликованы они были в 1856-1857 годах на страницах журнала «Русский вестник».

Вернувшись из ссылки в Петербург, Щедрин поступил на службу в министерство внутренних дел, а в 1858 году его назначили вице- губернатором в Рязанскую губернию. На этом посту он делал все, чтобы не дать в обиду мужика. Это поставило Щедрина в тяжелый конфликт с чиновниками и помещиками, с губернатором. Поэтому он переехал в Тверь. Здесь он также занимал должность вице-губернатора и продолжал мужественную борьбу с беззаконием, взяточничеством.

Деятельность в Рязани и Вятке убедила Салтыкова в бесплодности честного служения народу в условиях царского самодержавия, господства помещиков и чиновников. Это помогло писателю решительно расстаться с некоторыми либеральными надеждами и сблизиться с революционно-демократическим лагерем Чернышевского и Добролюбова.

Весной 1862 года Щедрин уходит в отставку и посвящает себя исключительно литературе, сближается с кружком «Современника»– журнала, развивающего идеи русской революционно-крестьянской демократии.

Приход в «Современник» совершился в трудное время. Добролюбов в 1861 году умер, а Чернышевского в 1862 году арестовали и сослали на каторгу. Наступила жестокая политическая реакция. Однако писатель не растерялся. Совместно с Некрасовым он продолжил дело Чернышевского и Добролюбова, развернул энергичную работу в «Современнике». Обстановка в журнале была очень тяжелой, – давила и угнетала цензура, ведущие работники редакции отходили от дорогих Щедрину идей Чернышевского. В 1864 году Щедрин решил прекратить литературную деятельность. Он вновь поступил на государственную службу по министерству финансов – председателем казенной палаты в Пензе, а затем в Гуле и Рязани.

На опыте этой службы писатель окончательно убедился в том, что такого рода деятельностью он не может добиться каких-либо существенных результатов в своем служении России и ее народу. Летом 1868 года он уходит (и на этот раз окончательно) в отставку. В это время Некрасов, возглавив «Отечественные записки», пригласил в журнал Щедрина. Здесь сатирик проработал соредактором, а затем и редактором вплоть до запрещения журнала (1884).

Напряженную редакторскую работу Щедрин сочетал с кипучей творческой деятельностью. Редкая книжка «Отечественных записок» выходила без его произведений. В них дана беспощадная и гневная критика, с точки зрения интересов народной России, всего самодержавно-буржуазного строя, царской политики, пореформенных экономических порядков («Признаки времени», 1863-1871; «Письма о провинции», 1868-1870; «Убежище Монрепо», 1878-1879; «Господа ташкентцы», 1869-1873; «Помпадуры и помпадурши», 1863-1874; «История одного города», 1869-1870; «Благонамеренные речи», 1872-1876 и другие произведения).

Огромную творческую работу Щедрин продолжал и в 80-е годы. В это время появляются его новые, выдающиеся произведения: «Современная идиллия» (1877-1883), «За рубежом» (1880-1881), «Письма к тетеньке» (1881-1882), «Мелочи жизни» (1886-1887), «Сказки» (1886), «Пошехонская старина» (1887-1889) и др.

Личная жизнь, вся обстановка работы сложилась у писателя крайне тяжело. Пошатнулось и его здоровье. В 1884 году царское правительство запретило издание журнала «Отечественные записки». Писатель с большой душевной болью пережил это событие; он вынужден был сотрудничать в чуждых ему журналах. Одиноким Щедрин был и в своей семье. Ни жена, ни дети не разделяли его образа мыслей, не понимали его интересов. В 1886 году он писал доктору Н. А. Белоголовому: «Я глубоко несчастлив. Не одна болезнь, но и вся вообще обстановка до такой степени поддерживает во мне раздражительность, что я ни одной минуты льготной не знаю... Ниоткуда никакой помощи, ни в ком ни малейшего сострадания к человеку, который погибает на службе обществу»

30 апреля 1889 года Салтыков-Щедрин умер. Похоронили его в Петербурге, на Волковом кладбище.

Источники:

  • Салтыков-Щедрин М. Е. Господа Головлевы. Челябинск, Южно-Уральское кн. изд-во, 1977.

  • Аннотация:

    В романе отражена жизнь помещичьей семьи Головлевых в условиях пореформенной России.

    Обновлено:
    Опубликовал(а):

    Внимание!
    Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
    Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

    Спасибо за внимание.

    .