Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Новый литературный жанр путешествие анализ по роману Путешествие из Петербурга в Москву (Радищев А. Н.)

Главным героем и рассказчиком известной книги Радищева, за которую автор получил от Екатерины II нелестное именование - «бунтовщик хуже Пугачева» и был посажен в Петропавловскую крепость, является путешественник, странствующий по российской провинции. За издание этой книги писатель был приговорен к смертной казни, которая велением императрицы была заменена лишением дворянства, всех чинов и ссылкой в Сибирь. Книга была разрешена только после революции 1905 года.

Произведение состоит из путевых записок путешественника. Жанр литературного произведения – путешествие – имеет тесную связь с традициями европейской культуры XVIII века.

Путешествие активно использовалось в просветительских романах воспитания, поскольку было наиболее удобной формой, при помощи которой можно было продемонстрировать эволюцию героя и обретение им истины. В традициях просветительского романа было создано «Сентиментальное путешествие» Лоренсом Стерном, благодаря которому зародилось целое литературное направление – сентиментализм - и вдохновившее Радищева на написание «Путешествия из Петербурга в Москву».

В книге Радищева объединились обе традиции: движение путешественника, подобно герою просветительского романа, от заблуждений к истине. Одновременно с этим герой остается по-стерновски «чувствительным», и его впечатления отличаются бурным внешним проявлением: он дает волю своим слезам (главы «Любань», «Клин»).

При этом путешественник не является личностью, идентичной автору. Несмотря на то, что в посвящении к книге автор указывает на близость к нему героя. Толчком к написанию «Путешествия…» стало чувство сострадания. Когда Радищев оглянулся вокруг, его душа «страданиями человечества уязвлена стала». При этом уже в следующей фразе читатель снова обнаруживает просветительские задачи «Путешествия»: герой увидел, что все «бедствия человека происходят от человека», да еще от того, как он смотрит «на окружающие его предметы».

Автор предлагает читателю тоже научиться видеть истину, взирая на мир «прямо».

В «Путешествии…» нет описания героя как литературного персонажа, нет развернутой биографии и портрета. Читатель собирает отрывочные сведения о путешественнике по отдельным главам. Они не всегда лежат на поверхности, поэтому, чтобы представить цельный образ, необходимо особенное читательское внимание. По социальному положению герой является небогатым дворянином, чиновником. Он находится в зрелом возрасте, вдовец, имеет детей, и его старший сын готовится в скором времени отправиться на службу.

В юные годы путешественник вел образ жизни обычного молодого дворянина. В начале произведения, в главе «Любань» герой обличает «жестокосердого» помещика и проводит параллель с собой. Он вспоминает, как сам жестоко обращался с кучером Петрушкой, избив его жестоко по ничтожному поводу.

Однако герой все же отличается от жестокого помещика, ведь он способен раскаяться.

И в результате этого глубокого раскаяния у героя рождаются мысли о самоубийстве, поэтому начальные главы несколько пессимистичны, однако в последних главах общий тон рассказа меняется, становится более оптимистичным, даже несмотря на то, что количество трагических сцен и впечатлений становится больше.

Путешественник много размышляет, и эти размышления помогают ему увидеть истину, которая заключается в том, что любую действительность можно исправить.

Автор представляет читателю несколько вариантов преобразования социального строя в крепостной России. С одной стороны, это реформы сверху («Хотилов»), с другой - просвещение дворянства посредством правильного воспитания («Крестцы»), с третьей - крестьянский бунт («Зайцево»). В размышлениях о возможностях изменения русской действительности важное место отводится главе «Тверь», в которую включается ода «Вольность», обосновывающая право народа на революцию.

Советское литературоведение полагало, что взгляды самого Радищева выражал именно последний путь. Но само произведение не позволяет нам однозначно утверждать, что это именно так. Радищев считает равноправными несколько путей преобразования России. Крестьянский бунт вызывает у автора искреннее сочувствие. Он оправдывает это «естественное право» быть полноценными людьми. Крепостническое государство не видит в них граждан, а закон их не охраняет. Ключевой фразой книги являются слова: «Крестьяне в законе мертвы». При этом и методы воспитания, которые крестицкий дворянин использует в отношении своих детей, воспитывая их истинными сынами Отечества, вызывают у путешественника уважение и надежду. То есть автор не абсолютизирует ни одну из возможностей, предоставляя право выбора читателю.

Многие события, о которых повествуется в «Путешествии…», не основаны на наблюдениях героя, но он узнает о них из рассказов людей, с которыми встречается в пути. В текст включаются и «чужие» произведения, которые были случайно обнаружены путешественником. Это два «проекта в будущем», ода «Вольность». «Краткое повествование о происхождении цензуры», «наставление отца детям». Автора оды «Вольность» герой встречает лично – это «новомодный стихотворец», и под этим определением, как известно, скрывался сам Радищев.

В тексте произведения присутствует ирония и самоирония, которая легко сменяется добродушным юмором, причем даже в отношении идей, которые не допускают несерьезности тона. Радищев высказывает небезразличные ему мысли, сопровождая их ироническими ремарками. Автор представляет читателю «проект в будущем», который является планом преобразования общества посредством реформ сверху, а его герой иронично рассуждает о том, что проще почтовой кляче решить, кем лучше быть: иноходцем или скакуном, чем заниматься тем, чего не может быть.

Ироничность путешественника во многом напоминает остроумие и легкость произведения Стерна.

Связь «Путешествия…» Радищева с сентиментализмом очевидна, однако стиль писателя далек от гладкости слога этого направления. Язык произведения Радищева нарочито тяжел, в нем присутствует множество длинных синтаксических конструкций, церковнославянизмов. Значение такой стилистической тяжеловесности скрывается в объяснениях, которые автор «Вольности» сделал по поводу своей оды.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.