Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Философия Обломова. Обломов - мирный зритель боя. (Гончаров И. А.)

Проблема духовного идеала волновала людей, живших в разные эпохи и по сей день остается актуальной. В своем романе «Обломов» И.А. Гончаров попробовал воспроизвести перед читателем разные типы духовных идеалов, существовавших в обществе людей 19 века. Каждый из героев придерживается своей философии и находится в поисках своего духовного идеала. Основной вопрос, который предстает перед читателем в ходе чтения романа – а в чем, собственно, смысл жизни? Как эту жизнь нужно прожить? Следует ли бороться с жизнью, одолевать ее препятствия и идти с ней в ногу, подобно Андрею Штольцу и его окружению или нужно жить в соответствии с философией Ильи Ильича Обломова – обломовщиной, то есть жить пассивно? Ведь Обломов не живет, а скорее «проживает» свою жизнь.

Он не принимает в ней никакого участия, он – лишь зритель. «Мирный зритель боя», - так описал его И.С. Тургенев.

Но что же сформировала Обломова как личность? Что сделало его «МИРНЫМ ЗРИТЕЛЕМ БОЯ»? Гончаров не даром вводит в произведение главу «Сон Обломова», где он повествует о детстве главного героя. Апатия и безволие Обломова зародились в нем еще в детстве, причиной тому – особый семейный уклад. Маленький Илья совсем не похож на взрослого Илью Он видится читателю очень живым и любознательным ребенком. Его очаровывают живописные пейзажи Обломовки, ему интересно наблюдать за животными и общаться со сверстниками. По сути, он был самым обычным ребенком с самыми обычными детскими потребностями. Он хотел исследовать окружающий мир, хотел познавать что-то новое изо дня в день, хотел бегать, прыгать!... Он стремился к познаниям, желал добыть их. Однако чрезмерная родительская забота, постоянный контроль и опека становились непреодолимой стеной между активный ребенком и интересным, увлекающим миром. Таким образом, герой постепенно свыкался с многочисленными запретами и перенимал устаревшие семейные ценности: культ еды и безделья, боязнь труда и непонимание важности обучения. Он постепенно утопал в вязком болоте «обломовщины».

Философию Обломова можно назвать «философией покоя». кккн перенял ее от жителей Обломовки и пронес сквозь всю свою жизнь. Илья Ильич прославляет пищу и сон. Обломов не способен отвечать на удары судьбы, от любой трудности он бежит прочь и старается переложить свои заботы на чужие плечи. Пример тому – согласие на передачу Обломовки в руки мошенника, которого Обломов принимает за умелого управленца. За свою безответственность Обломов заплатит очень высокую цену. Бесконечное лежание на диване– вот то, что характеризует философию главного героя. Ужасно то, что это естественное состояние главного персонажа романа. Смысл жизни Обломова заключен в мягкой обивке дивана и удобном персидском халате. Его идеал жизни – это непрерывный покой.

Он в принципе не видит смысла в том, чтобы встать с дивана. Он не нуждается в развитии. Еще в детстве Илья Ильич перенял от своих родственников основную науку жизни. Он не нуждался в книгах и любом образовании подобно тому, как в них не нуждались его предки. Жизнь обломовцев не требовала особых знаний, все, что было нужно, с самых пеленок передавалось от родителей к детям. Именно в такой атмосфере полного безразличия к новым знаниям, видения их как необязательного и ненужного аспекта человеческой жизни, и сформировалось отношение Обломова к образованию.

Юношеские мечты Обломова о путешествиях и изменении мира плавно перетекают в осознанные мечты о тихом семейном счастье и вечном покое.о Это еще раз доказывает все омертвление всяческой жизненной нужды к действию в его характере, что еще один раз демонстрирует всю сущность его философии. Роман построен на основе антитезы – главный герой, Обломов, противопоставляется своему другу детства, Андрею Штольцу. Они будто дополняют друг друга. Сбегающий от реальной жизни в прекрасный мир иллюзий Илья Ильич и рациональный, все контролирующий, деятельный Андрей Иванович находят в друге те черты и качества, которые они не могут раскрыть в себе. Но целью Штольца было активизировать его, ввести его в свой жизненный ритм, направить его на нужный курс. Штольц всеми силами старался вытянуть его из болота обломовщины.

С этой же целью Штольц знакомит Обломова с Ольгой Ильинской. Чувство влюбленности оживляет Обломова, и казалось бы, отношения Ольги и Ильи могли развиваться в счастливом ключе, но девушка подобно Штольцу мечтала изменить Обломова, искоренить в нем всю апатичность и лень, сделав яркой, стремящейся вперед, деятельной личностью, в то время как Обломов, понимая это, не хочет изменять самому себе и своей философии. Трагизм этих отношений заключается в том, что для Ольги постепенно сами чувства отошли на второй план, тогда как ведущим в отношениях стал долг и «высшая» цель – сделать из Обломова некое подобие своего идеала, а Илья Ильич не готов был идти на радикальные изменения. Он привык к своему устоявшемуся жизненному укладу, и изменить его – значило бы изменить своей истинной личности.

Но Ольга – не единственная женщина в жизни Обломова. Брак с Агафьей Пшеницыной имел абсолютно иной характер, нежели бурная, яркая, запоминающаяся любовь между Ильей Ильичем и Ольгой. Для героя забота мягкой, тихой, доброй и хозяйственной Агафьи действовала как целебный бальзам, помогающий восстановить душевные силы после трагичного разрыва с Ильинской. Постепенно, сам того не замечая, Обломов полюбил Пшеницыну, а женщина полюбила Илью Ильича. Разница между Ольгой и Агафьей состоит в том, что Агафья приняла Обломовым таким, какой он есть и не пыталась изменить его. Она полюбила его целиком и полностью.

Жизнь с Агафьей Пшеницыной стала тем самым отображением иллюзий и мечтаний героя, «потерянным раем». Умиротворение и покой, граничащие с деградацией личности, полной отрешенности от окружающего мира и постепенным умиранием и были главной жизненной целью героя.

Таким образом, смотря на жизнь Обломова можно сделать вывод о том, что Тургенев был прав, назвав его «малым зрителем боя». Его существование представляет собой бесконечное переплетение бессмысленности, отрешенности и апатии. Жизнь прошла мимо Обломова. Обломовщина – это страшное зло, и возможно, Гончаров хотел дать намек читателю на то, что человечеству нужно искать новые средства для усовершенствования человека. Ведь маленького сына Обломова отдают на воспитание именно Штольцу… Что это как не луч надежды?

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.