Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Филологический анализ эпизода «Князь Андрей на Праценской горе» (*Общие критические статьи)


Филологический анализ текста отрывка из романа – эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир».

Князь Андрей на Праценской горе (том 1, часть 3, глава 19).

1. Функция языка художественного текста эстетическая, воздействующая на чувства и мысли читателя. Стилевые доминанты – выразительность и образность.

2. В центре семантического пространства текста три составляющие : человек (антропоцентризм текста обусловлен эгоцентрической позицией человека), пространство и время (хронотоп). Итак, в центре любого художественного произведения всегда находится человек и его душа. Мир души человека неисчерпаем и бесконечен, как и Вселенная, разгадать которую до конца невозможно. Каждый художник приносит что-то своё в картину внутренней жизни личности. Художественный метод Л. Н. Толстого очень точно определил

Н.


Г. Чернышевский, назвав этот метод «диалектикой души». Писатель передаёт внутренний мир человека не только в движении, но и в противоречиях – в смене разнонаправленных состояний души. Основное свойство человеческой личности у Л. Н. Толстого – это её «текучесть». Его метод в изображении человека можно сравнить не с фотографией, а с кинофильмом. Фотография запечатлевает разные моменты душевной жизни, а кинофильм способен передать процесс «перетекания» человека из одного состояния в другое. Толстого интересует именно сам процесс «тайных движений психологической жизни».

Предметом нашего исследования является эпизод «Князь Андрей на Праценской горе».

Foxford

Путь князя Андрея – это поиски смысла жизни, нравственные взлёты и падения, открытия и разочарования. В этом эпизоде показан момент истины, когда Болконский разочарован в прежних своих идеалах. В начале романа интеллектуальный герой

Л. Н. Толстого покидает высший свет и отправляется на войну, мечтая о славе Наполеона. Отказ от пустой, пошлой светской жизни и желание славы – отправная точка жизненного пути князя Андрея. В Аустерлицком сражении сбывается его мечта – он повторяет военный подвиг Наполеона: схватив древко знамени и устремившись вперёд, увлекает за собой солдат. Но в этот момент он получает тяжёлое ранение: ему кажется, что его ударили крепкой палкой со всего размаха по голове. Герой падает на спину и видит перед собой неизмеримо высокое небо с тихо ползущими по нему облаками.

Л. Н. Толстой использует антитезу, противопоставляя высокое небо и облака людям на поле боя с испуганными и озлобленными лицами. Наступил момент истины: князь Андрей понимает, что «всё пустое, всё обман», кроме бесконечного высокого неба.

Итак, в центре художественного исследования автора князь Андрей, тяжело раненный в голову, находящийся в бессознательном состоянии, в забытьи. Целый ряд слов передаёт физическое и внутреннее состояние князя Андрея: «стонал тихим и детским стоном», «он опять почувствовал себя живым и страдающим от жгучей и разрывающей что-то боли в голове». Ключевыми в определении эмотивного пространства эпизода являются слова «жалостным», «детским», «страдающим». Во-первых, «детскость» в понимании писателя – это состояние изначальной детской чистоты души, а, во-вторых, страдание помогает гордому Болконскому прийти к нравственному открытию. Князь Андрей понимает, что его стремление к славе – обман, ложь, ошибка. Внутренний монолог героя помогает раскрыть его психологическое и эмоциональное состояние: «Где оно, это высокое небо, которого я не знал до сих пор и увидал нынче? – было первою его мыслью. – И страдания этого я не знал также…». В художественное пространство входят гора и небо. Гора – символ возвышения героя, отказавшегося от тщеславия и открывшего истину бесконечного неба. Небо – символ нравственной высоты, к которой стремится человек. Базовый концепт эпизода –высокое небо как символ вечности. На фоне этого неба происходит встреча князя Андрея со своим бывшим кумиром Наполеоном. Неслучайно победивший в Аустерлицком сражении Наполеон показан глазами князя Андрея. Для Болконского французский император был кумиром, героем, которому он подражал. Высокое небо Аустерлица открыло раненому князю Андрею существование вечных истин, по сравнению с которыми его стремление к славе и тщеславное самодовольство победителя Наполеона показались ему мелкими и ничтожными. «Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нём облаками».

А теперь попробуем описать концептосферу базового концепта. Болконский совершенно равнодушен к мнению Наполеона о своём подвиге, он не интересуется прежним своим кумиром, важнее ему вернуться к жизни, казавшейся ему прекрасной, к жизни, которую он теперь понимал иначе.

Рассмотрим денотативное пространство текста. Глобальная ситуация – это, на мой взгляд, открытие князем Андреем истины, поиски смысла жизни. К макроситуации можно отнести встречу с Наполеоном. Это момент, когда Наполеон обходит поле сражения, видит князя Андрея и высоко оценивает русского адъютанта, говоря: «Вот прекрасная смерть».

Выявим макроструктуру текста – набор микропозиций и связывающих их отношений. В эпизоде можно выделить следующие микропозиции:

1) На Праценской горе лежал князь Андрей.

2) Он почувствовал себя живым.

3) «Где оно, это высокое небо?..»

4) Над ним было опять всё то же высокое небо.

5) Подъехавшие верховые были Наполеон, сопутствуемый двумя адъютантами.

6) «Славный народ!» (Наполеон об убитом русском гренадёре).

7) «Вот прекрасная смерть». (Наполеон о князе Андрее).

8) Князь Андрей понял, что это сказано о нём и что говорил это Наполеон.

Ключевые слова в создании образа Наполеона: жужжание мухи, его герой, маленьким, ничтожным.

Ключевые слова в создании образа неба и облаков: высокое, синеющая бесконечность, вечное, далёкое. Образы неба и Наполеона построены с помощью антитезы. Высокое вечное небо с медленно и торжественно плывущими по нему облаками и маленький Наполеон с его ничтожным самодовольством и тщеславием; вечное и временное, суетное.

Анализируя контекстно – вариативное членение текста, выделим в нём повествование: события развиваются во временной последовательности. Раненый Болконский приходит в сознание и жалобно стонет, вспоминает увиденное ранее высокое небо. К нему подъезжает Наполеон с адъютантами. Наполеон высоко отзывается о героизме князя Андрея. Князь Андрей знает, что Наполеон – его герой, кумир, но равнодушен к нему, так как его волнует связь своей души и высокого неба. В эпизоде есть описание неба и Наполеона.

В тексте используются разные способы репрезентации чужой речи: внутренний монолог князя Андрея, диалог Наполеона с адъютантами, несобственно-прямая речь, когда автор пытается раскрыть изменившееся отношение Болконского к Наполеону.

3. Анализ связности текста.

Категория связности важна тем, что, анализируя повторы разных уровней, глубже проникаешь в авторский замысел, чувствуешь ту глубинную идею, которую автор хотел донести до читателей с помощью собственно-языковых средств. Обратим внимание на собственно лексические повторы:

А. Дословный повтор – убитых – убитого, стонал, стонать, поле сражения, с древком знамени (тема войны).

Б. Повтор однокоренных слов – сказано – сказал, прислушиваться – услыхал. Бесконечным – бесконечность, увидал – видел (ощущения Болконского).

В. Повтор слов одной тематической группы.

Ранение Болконского: истекая кровью, стонал тихим, жалостным и детским стоном, жгучая и разрывающая что-то боль в голове, страдания, жгло голову, исходит кровью, слабый, болезненный стон.

Небо: высокое, облаками, синеющая бесконечность, далёкое, вечное.

Наполеон: рассматривал убитых и раненых, герой, маленький, ничтожный.

Война: поле сражения, об усилении батарей, стреляющих, убитых, раненых, трофей.

Г. Контекстные синонимы: знамя – трофей, слабый – болезненный, маленький – ничтожны. Наполеон – Бонапарте, стонал, затих.

Д. Контекстные антонимы: маленький и высокое.

Морфологические повторы. Имена существительные – древко, знамя, стон, боль, небо, страдание, звуки, Наполеон, люди.

Глаголы – не знал, лежал, слышал, чувствовал, казался.

Прилагательное: высокое.

Синтаксис. Чередование сложноподчинённых и простых предложений с однородными сказуемыми.

1 предложение – сложноподчинённое с придаточным определительным.

2. Простое с однородными сказуемыми. 3. Сложноподчинённое с придаточным изъяснительным. 4. Простое с однородными сказуемыми. 5. Предложение с прямой речью. 6. Простое, осложнено однородными сказуемыми и обособленным определением, выраженным причастным оборотом. 7. Сложноподчинённое с придаточным определительным.

Таким образом, синтаксическое богатство речи создаётся с помощью чередования простых и сложных предложений, однородных членов предложения и обособленных членов предложения.

Подведём итог. В анализируемом отрывке показан момент разочарования Болконского в своём кумире и прежнем идеале, момент истины, связанный с высоким небом, глядя на которое герой понимает ложность своего стремления к славе. Это открытие приходит к тяжело раненому, истекающему кровью герою, находящемуся на грани между жизнью и смертью. Этот момент повторится, когда Болконский будет смертельно ранен осколками гранаты на Бородинском поле.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


регистрация | забыли пароль?


  вход
логин:
пароль:
Запомнить?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 22:27:41
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение