—частливого нового года от критики24.ру критика24.ру
¬ерный помощник!

–≈√»—“–ј÷»я
  вход

¬ход через VK
забыли пароль?

ѕроверка сочинений
«аказать сочинение




ѕќ»— :

” нас более 100 000 материалов воспользуйтесь поиском! ¬ам повезЄт!

«ѕоследн€€ лирика» Ќ. —. √умилЄва (*ќбщие критические статьи)

Ќиколай —тепанович √умилЄв (1886 Ц 1921) необычен и €рок и как личность, и как лирик, так как сочетает в себе отвагу, мужество, поэтическую способность предсказывать будущее, детское любопытство к миру, страсть к путешестви€м, интерес к оккультизму. “рагична судьба поэта, которого расстрел€ли в августе 1921 года, несправедливо и ложно обвинив в участии в контрреволюционном заговоре.

јнна јхматова в заметках о √умилЄве, которые вела в последние годы жизни, написала о своЄм первом муже: Ђ√умилЄв Ц поэт ещЄ не прочитанный. ¬изионер и пророк. ќн предсказал свою смерть вплоть до осенней травыЕ

Ќевнимание критиков (и читателей) безгранично.

„то они вычитывают из молодого √умилЄва, кроме озера „ад, жирафа, капитанов и прочей маскарадной рухл€ди? Ќи одна его тема не прослежена, не угадана, не названа. „ем он жил, к чему он шЄл?  ак случилось, что из всего вышеназванного образовалс€ большой замечательный поэт, творец Ђѕам€тиї, ЂЎестого чувстваї, Ђ“рамва€їЕї [’ейт ј. 1: 311. ]

√умилЄв Ц основатель второго после символизма модернистского течени€ Ц акмеизма, который возник в противовес символизму. √лава акмеистов √умилЄв и его сторонники провозгласили, что необходимо освободить поэзию от символистских призывов к идеальному, возвратить ей €сность, вещность, радостное любование бытием. јкмеисты стремились придать слову определЄнное, точное значение, создавать в своих произведени€х конкретную образность, требовали от поэзии Ђпрекрасной €сностиї. ќни обращались к человеку, к естественности и подлинности его чувств. ѕредставители акмеизма поэтизировали мир первозданных эмоций, первобытно- биологическое природное начало, доисторическую жизнь земли и человека.

«адача нашей работы Ц проанализировать три последние книги стихов

Ќ. √умилЄва: Ђ остЄрї (1918; стихи 1916 Ц 1917 г. г.); ЂЎатЄрї (1921; стихи 1918 г.); Ђќгненный столпї (последн€€ книга стихов, подготовленна€ к печати √умилЄвым; вышла осенью 1921 года, после его смерти; стихи 1919 Ц 1921 г. г. ), вы€вить основные мотивы, образы этих сборников, раскрыть поэтическую философию поэта.

1. —борник стихов Ќ. —. √умилЄва Ђ остЄрї.

 нига Ђ остЄрї включает в себ€ стихи, написанные в 1916 Ц 1917 годах, и вышла в свет в 1918 годах. Ёто были самые драматические событи€ в истории –оссии: перва€ мирова€ война, революци€, гражданска€ война.

—пуст€ чуть больше мес€ца после объ€влени€ √ерманией войны –оссии поэт становитс€ добровольцем лейб-гвардии уланского полка, а уже через полгода награждЄн √еоргиевским крестом 4-й степени и затем произведЄн унтер-офицером. ¬ мае 1915 √умилЄв был признан негодным к строевой службе по состо€нию здоровь€, но переубедив врачей, продолжал находитьс€ на фронте и получил √еоргиевский крест 3-й степени. ¬ это же врем€ он выпускает книгу стихов Ђ олчанї, образует 2-й Ђ÷ех поэтовї. Ёти сухие биографические факты как нельз€ лучше характеризуют личность поэта, его патриотизм, храбрость, верность –оссии и офицерскому долгу чести. ќказавшись во врем€ революции за границей, он в 1918 году добиваетс€ возвращени€ в –оссию, хот€ был противником власти большевиков.

—борник стихов Ђ остЄрї относитс€ к поздней лирике Ќ. √умилЄва и знаменует собой качественно новый этап его лирики, отличающийс€ философской глубиной.  лючевой мотив его творчества Ц мотив странничества претерпевает изменени€. “еперь его поэтический взгл€д обращЄн не на экзотические страны, а в самое сердце –оссии в попытке пон€ть, Ђкуда несЄт нас рок событийї, говор€ словами —. ≈сенина.

Ђѕоэт-конквистадор, поэт-воин, поэт-рыцарь Ц эти определени€ Ќ. —. √умилЄва, как поэта, давно стали ход€чимиї. [2. —труве √. ѕ. :5]. »звестный критик ё. ». јйхенвальд, за свою статью пам€ти расстрел€нного √умилЄва поплатившийс€ тюрьмой, а затем высланный за границу, так начинал свой этюд о √умилЄве в книге Ђѕоэты и поэтессыї: Ђѕоследний из конквистадоров, поэт-ратник, поэт-латник, с душой викинга, снедаемый тоской по чужбине, Ђчужих небес любовник беспокойный, √умилЄв Ц искатель и обретатель экзотикиї. Ќесомненно, муза √умилЄва Ц это ћуза ƒальних —транствий и экзотические образы и темы, мотивы кочевь€ и странствий действительно проход€т через всю поэзию √умилЄва, но и очевидно то, что этими образами и мотивами она не исчерпываетс€, и доказательство тому Ц сборник Ђ остЄрї, €вл€ющийс€ вершиной творчества поэта, как и сборник Ђќгненный столпї. Ёто свидетельство внутреннего роста поэта, показатель неуклонного роста его мастерства. »з этих сборников мы узнаЄм о том, какие глубокие возможности таились в поэте и как много он успел бы ещЄ создать, если бы его жизнь не оборвалась так рано и трагично.

„тобы пон€ть, в чЄм же состоит новаторский характер и своеобразие книги Ђ остЄрї, обратимс€ к стихотворению, открывающему сборник и, возможно, считающемус€ программным. Ёто стихотворение Ђƒеревь€ї. «десь поэт философски осмысливает тему человека и природы, подчЄркива€ превосходство деревьев перед человеком:

я знаю, что деревь€м, а не нам,

ƒано величье совершенной жизни.

Ќа ласковой земле, сестре звездам,

ћы на чужбине, а они Ц в отчизне.

ћотив совершенной жизни, котора€ дана только природе, и мотив временного пребывани€ человека на земле полны глубокого философского смысла. јссоциативно вспоминаютс€ строки другого поэта, современника √умилЄва Ц —ерге€ ≈сенина: Ђя пришЄл на эту землю, чтоб скорей еЄ покинутьї. Ќо это стихотворение глубинно св€зано и с поэзией дев€тнадцатого века, в частности с лирикой ј. ј. ‘ета и ‘. ». “ютчева.

” ј. ‘ета есть стихотворение Ђ”чись у них Ц у дуба, у берЄзыЕї, в котором лирический герой призывает учитьс€ у деревьев стойкости, мужеству, терпению, умению преодолевать Ђжестокие морозыї судьбы. Ёта же мысль звучит и в стихотворении Ќ. √умилЄва Ђƒеревь€ї. —леду€ за “ютчевым, который утверждал, что природа Ц это Ђне слепок, не бездушный ликї, что в природе есть Ђдуша, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть €зыкї, √умилЄв надел€ет деревь€ живой душой.

–ассмотрим, образы каких деревьев создаЄт в своЄм стихотворении поэт. ƒеревь€ Ц это Ђсвободные зелЄные народыї, среди которых лирический герой находит дубы ћоисеи, пальмы ћарии, души которых Ђдруг другу посылают тихий зовї. «десь же названы ещЄ два дерева: сломанный в€з и сикомора, одевша€с€ листь€ми. —равнение деревьев с персонажами ¬етхого и Ќового «авета не случайно: все четыре дерева упом€нуты в Ѕиблии. ƒуб символизирует прочность, твЄрдость, мужество, крепость, силу воли. ѕальма служит эмблемой праведности. »нтересно, что пилигримы в —в€тую землю привозили ветви прииорданских пальм в свои страны, отсюда в русском €зыке и возникло слово Ђпаломникї.

Ќазванна€ в стихотворении сикомора, дар€ща€ тень путнику у дороги, всегда считалась символом при€зни, гостеприимства и бескорысти€. ј в€з (ильмї - это дерево-медонос; суха€ древесина в€за быстро воспламен€етс€ от трени€, из неЄ легко получить огонь (¬спомним, что название сборника Ђ остЄрї, которое так или иначе предполагает мотив кочевь€ и странствий, ведь в дороге путники разжигают костЄр).

„етыре дерева, изображЄнные в стихотворении, св€заны со —в€той землЄй (ѕалестиной). ќни олицетвор€ют собой св€тость, праведность, благочестие, €вл€ютс€ символами щедрости, бескорысти€, братской солидарности, особенно важными дл€ суровой жизни в пустыне или дл€ путешестви€.

Ёто стихотворение √умилЄва тесно св€зано с русской традицией, перекликаетс€ со стихотворени€ми ћ. ё. Ћермонтова Ђ¬етка ѕалестины2, Ђ“ри пальмыї, Ђ¬ыхожу один € на дорогуЕї, со стихотворением ‘. “ютчева ЂSilentium!ї

»де€ стихотворени€ особенно €рко выражена в последнем катрене:

ќ, если бы и мне найти страну,

¬ которой мог не плакать и не петь €,

Ѕезмолвно поднима€сь в вышину

Ќеисчислимые тыс€челеть€!

Ћирический герой √умилЄва страстно мечтает о душевном покое и сли€нии с природой, как и лирический герой стихотворени€ Ћермонтова Ђ¬ыхожу один € на дорогуї:

я б желал навеки так заснуть,

„тоб в груди дремали жизни силы,

„тоб, дыша, вздымалась тихо грудьЕ

» у Ћермонтова лирический герой мечтает о том, чтобы над ним Ђвечно зелене€, // “Ємный дуб склон€лс€ и шумелї.

ѕроанализировав только несколько названий, вход€щих в сборник (Ђќсеньї, Ђƒетствої, ЂЋедоходї, Ђѕриродаї), мы можем сделать вывод, что тема природы, философское осмысление св€зи человека с природой €вл€ютс€ ведущими в сборнике, но этим не исчерпываютс€. «десь есть и пророческие стихи, св€занные с исторической судьбой –оссии и с личной судьбой поэта, так пронзительно точно предугаданной поэтом. —тихотворение Ђћужикї, несомненно, наве€но образом √ригори€ –аспутина, который:

¬ гордую нашу столицу

¬ходит он Ц Ѕоже спаси!-

ќбворожает царицу

Ќеобозримой –уси

¬згл€дом, улыбкою детской,

–ечью такой озорной, -

» на груди молодецкой

 рест проси€л золотой.

ј в стихотворении Ђ–абочийї Ќ. √умилЄв описывает рабочего, Ђневысокого старого человекаї, который Ђзан€т отливаньем пулиї, приготовленной дл€ лирического геро€. ѕоэт пророчески предвидит свой расстрел:

”паду, смертельно затоскую,

ѕрошлое увижу на€ву,

 ровь ключом захлещет на сухую,

ѕыльную и м€тую траву.

“аким, образом, книга Ђ остЄрї - это свидетельство творческого роста поэта, который философски осмысливает жизнь и смерть, взаимоотношени€ природы и человека, раскрывает тему творчества (Ђјндрей –ублЄвї. Ђ“ворчествої).  роме философской проблематики, в сборнике раскрываетс€ и религиозна€ проблематика, поэт обращаетс€ к мотивам ¬етхого и Ќового «авета, в его стихотворени€х всЄ чаще по€вл€ютс€ реминисценции не только из европейской, но и русской культуры. ¬ажно отметить, что измен€етс€ и характер лирического геро€, всЄ €снее и чЄтче звучит мотив трудного и страшного преображени€, утверждаютс€ христианские ценности, а поэтический стиль становитс€ суровее и проще.

2.  нига стихов ЂЎатЄрї.

—борник стихов ЂЎатЄрї напечатан в 1921 году, в него вошли стихотворени€, написанные в 1918 году. Ђ«десь новые мотивы переплетаютс€ со старыми, но прежн€€ тема Ђдальних странствийї приобретает новую лирическую углублЄнность, утрачива€ часто внешнюю экзотичностьї. [ —труве √. ѕ. 2: 26 ]

ЂЎатЄрї пронизан страстной влюблЄнностью в экзотическую јфрику, куда трижды отправл€лс€ с экспедицией в путешествие √умилЄв, получив там €ркие незабываемые впечатлени€, которые передал во многих своих произведени€х. ¬ сборнике не просто географическа€ романтика, в нЄм развиваетс€ лична€ лирическа€ тема. ѕеречислим только названи€ стихотворений, вошедших в сборник, чтобы пон€ть его содержание: Ђ расное мореї, Ђ≈гипетї, Ђ—ахараї, Ђ—уэцкий каналї, Ђ—уданї, Ђјбиссини€ї, Ђ√аллаї, Ђ—омалийский полуостровї, ЂЋибери€ї, Ђћадагаскарї, Ђ«амбезиї, Ђƒамараї, ЂЁкваториальный лесї. ЂЌигерї.

„тобы пон€ть, что в этом сборнике не просто географи€ путешественника, а новое философское осмысление темы јфрики и жизни вообще, обратимс€ к стихотворению, открывающему сборник, которое называетс€ Ђ¬ступлениеї.

ќбраз јфрики раскрываетс€ с помощью эпитетов: ЂоглушЄнна€ рЄвом и топотомї, ЂоблечЄнна€ в плам€ и дымыї, Ђбезрассуднойї, Ђзверина€ душаї. Ђна дереве древнем ≈вразии //»сполинской вис€ща€ грушейї (сравнение). ƒополн€ет образ јфрики следующий словесный р€д: Ђо вожд€х в леопардовых шкурахї, Ђполчища воинов хмурыхї, Ђо деревн€х с кумирами древнимиї, Ђо львахї. —оздава€ экзотический образ Ђдикойї јфрики, автор использует религиозные мотивы, подчЄркива€, что Ђдикостьї и Ђбезрассудствої јфрики объ€сн€етс€ тем, что ангел, приставленный к јфрике, Ђнеопытныйї, а серафимы в небесах говор€т об јфрике в небесах Ђшопотомї (орфографи€ сохранена). Ќо лирический герой чувствует неразрывную св€зь с јфрикой и мечтает о последней милости:

ƒай скончатьс€ под той сикоморою,

√де с ’ристом отдыхала ћари€.

“аким образом, мы видим, что прежн€€ тема экзотической јфрики усилена религиозными мотивами, €рко выделено личностное начало.

3.  нига стихов Ђќгненный столпї.

Ёто последн€€ книга стихов, подготовленна€ к печати √умилЄвым, в неЄ включены стихи 1919 Ц 1921 г.г.), а вышла она в свет осенью 1921 года уже после трагической смерти поэта. Ќазвание Ђќгненный столпї имеет много смыслов: это странствие, следование Ѕожьей воле, судьба, чудо, участие в созидании ЂЌебесного »ерусалимаї, стремление к св€тости, преображению. ¬ ѕ€тикнижии ћоисе€ говоритс€ о том, ка сам √осподь шЄл перед народом »зраил€, скитающимс€ по пустыне в поисках «емли ќбетованной, днЄм Ц в виде облачного столпа, ночью в виде огненного столпа. ” „Єрмного мор€ евре€м грозила гибель, так как их догнали египетские войска, но огненный столп встал позади израильт€н и светил им, а египт€н ослепл€л.

Ђќгненный столпї открываетс€ стихотворением Ђѕам€тьї, к которому мы и обратимс€, чтобы раскрыть основные мотивы, образы и проблематику сборника.

—тихотворение имеет кольцевую композицию, так как начинаетс€ и заканчиваетс€ одинаковыми строками: Ђ“олько змеи сбрасывают кожу, // ћы мен€ем души, не телаї. Ћирический герой относитс€ к этому факту сначала с горечью и грустью, а в конце стихотворени€ эмоциональна€ тональность усиливаетс€ и чувства лирического геро€ доход€т до грани отча€ни€: Ђ рикну €Е Ќо разве кто поможетЕї

 ак же объ€сн€етс€ в стихотворении смена душ? Ћичность рождаетс€, развиваетс€, проходит разные этапы, которые хран€тс€ в пам€ти. Ћирический герой даЄт оценку каждому этапу человеческой жизни. ѕервый - это Ђколдовской ребЄнокї, который полюбил Ђсумрак рощ, //Ћист опавшийї. ќн Ђнекрасив и тонокї, но мог словом остановить дождь. ¬ друзь€х у ребЄнка только Ђдерево да рыжа€ собакаї. ¬торой Ц это некто под Ђвывеской поэтаї, Ђхотел стать богом и царЄмї, но он совсем не нравитс€ лирическому герою. Ћирический герой любит третьего Ц Ђизбранника свободы, //ћореплавател€ и стрелкаї. Ќо, к сожалению, этот третий, который Ђкак вино, впивал Е воздух сладкий //Ѕелому неведомой страныї, Ђпромен€л весЄлую свободу //Ќа св€щенный долгожданный бойї. „етвЄрта€ метаморфоза оказываетс€ последней. „етвЄртому лирическому Ђ€ї достаютс€ биографические факты поэта: Ђсв€той √еоргий тронул дважды //ѕулею нетронутую грудьї. Ђя Ц угрюмый и упр€мый зодчий // ’рама, восстающего во мглеЕї ћотивы, возникающие в описании ЂчетвЄртогої, тесно св€заны с названием сборника Ђќгненные столпї: мотив храма, восстающего во тьме, мотив стремлени€ к славе Ђкак на небесах, и на землеї, мотив борьбы, Ђсв€щенного долгожданного бо€ї, ЂЌового »ерусалимаї.

 ульминаци€ стихотворени€ Ц по€вление неведомого путника, р€дом с которым изображены лев и орЄл. Ёто апокалиптические звери, изображЄнные в ќткровении »оанна Ѕогослова (4: 6-8): Ђ» первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, и четвЄртое животное подобно орлу лет€щемуї. ѕутник Ц это ’ристос, свершающий путь крестной жертвы, полного отречени€ от себ€.

“аким образом, в последнем сборнике √умилЄва звучат мотивы жертвенного пути, полного отречени€ от себ€, нравственного преображени€.

«аключение.

Ђѕоследн€€ лирикаї Ќ. —. √умилЄва Ц вершина его творчества. —тихи поэта приобретают философскую глубину. ћотив странничества по экзотическим земл€м часто трансформируетс€ в путешествие лирического геро€ в пространстве и времени (Ђ«аблудившийс€ трамвайї). Ћирический герой проходит путь от страдани€ к нравственному очищению. Ќ. —. √умилЄв в позднем творчестве раскрывает вечные темы жизни и смерти, природы и человека, смысла жизни. ќн размышл€ет об исторической судьбе –оссии, пророчествует свою гибель. ”силиваетс€ религиозна€ тематика, раскрываютс€ христианские ценности.

ќбновлено:
ќпубликовал(а):

¬нимание!
≈сли ¬ы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
“ем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читател€м.

—пасибо за внимание.

.


–≈√»—“–ј÷»я
  вход

¬ход через VK
забыли пароль?

ѕроверка сочинений
«аказать сочинение