Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Новокрестьянская поэзия. Сергей Есенин (ЕГЭ по литературе)


Новокрестьянская поэзия – это литературное направление, которое возникло в России в середине 1910-ых годов. В группу новокрестьянских поэтов входили Н. Клюев, С. Есенин, С. Клычков, П. Карпов, А. Ширяевец, которых объединяла любовь к деревенской Руси в противоположность к «железной» России, кровная связь с миром природы. Философия «избяного космоса», культ трудовой нравственности стал основой лирики этих поэтов.


В 1918 году Сергей Есенин написал статью «Ключи Марии», где дал теоретическое обоснование поэтической школе новокрестьянских поэтов, которые отразили в своём творчестве «скифство» русской души, её извечное стремление к движению с помощью звуков, красок, соединяя земной мир с небесным.

Сергей Есенин – самый яркий представитель этого направления, и, безусловно, его творчество выходит далеко за рамки новокрестьянской поэзии, нося глубокий общечеловеческий и философский характер.

Б. Л. Пастернак отмечал, что «самое драгоценное» в Есенине – это «образ родной природы, лесной, среднерусской, переданной с ошеломляющей свежестью, как она далась ему в детстве». А А. М. Горький сравнивал Есенина с музыкальным инструментом – оргАном, «созданным для выражения неисчерпаемой печали полей». Он с детских лет полюбил «берёзки-свечки», «шёлковые купыри», «зелёную ширь» полей, «нежнопенную волну» озёр.

Уже раннее стихотворение Есенина «Там, где капустные грядки», написанное в 1910 году, даёт представление о художественном методе освоения поэтом мира природы. Перед нами лирическая миниатюра, состоящая всего из четырёх строк:

Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Кленочек маленький матке

Зелёное вымя сосёт.

В первую очередь обращает на себя внимание яркая образность, метафоричность в изображении мира природы. Основа метафоры Есенина – русская загадка. На основе многих стихотворений поэта можно создать загадки, близкие к народным. Красная вода поливает капустные грядки – это восход. Маленький, сосёт зелёное вымя матки – это росток клёна. Мир природы одушевлён, очеловечен: «восход поливает». «кленочек сосёт». Авторский неологизм «кленочек» соотносится с миром животных. Вызывает ассоциации со словом «телёнок». Природа – это единое гармоническое целое, куда включаются деревья. Человек, животные, реалии крестьянского быта. Это капустные грядки, которые нужно поливать, «кленочек» похож на телёнка, сосущего у коровы вымя. Уже здесь мы видим любовь Есенина к яркому, насыщенному цвету, то ли лубочному, то ли цвету икон: «зелёный», «красный».

Образ клёна станет центральным в лирике Есенина, он встречается во многих стихотворениях поэта и соотносится с лирическим героем:

Стережёт голубую Русь

Старый клён на одной ноге.

1918 г.

Сам себе казался я таким же клёном,

Только не опавшим, а во всю зелёным.

1925 г.

Мир природы всегда предстаёт у Есенина в конкретных образах. У него не просто деревья, обязательно конкретное дерево и в то же время художественный образ, имеющий символическое значение. Если лирический герой соотносится с клёном, то берёзка – это и девушка – «зелёная причёска, девическая грудь», это и Русь – «страна берёзового ситца». Лирический герой – клён, который стережёт берёзку – Русь. Таким образом, тема природы сливается с темой Родины.

Образы деревьев у Есенина всегда ярки и метафоричны, одухотворены и персонифицированы. Черёмуха у него «сыплет снегом» или, «как метель», «машет рукавом». «Тёмным елям снится гомон косарей», а ракиты «слухают» «посвист ветряной». Ивы – «кроткие монашки» - «вызванивают в чётки». И трава, и цветы у поэта всегда названы и опоэтизированы. Лебеда у него «малиновая», «шишкопёрая», вербы «седые», а полынь «свинцовой свежести».

Одна из особенностей художественного метода Есенина – олицетворение наоборот. Он наделяет человека свойствами природы:

Облетает моя голова,

Куст волос золотистый вянет.

Природа и человек у Есенина обладают общими законами бытия: осенью облетают кусты, осенью жизни «облетает» голова лирического героя и «вянет» «куст» его волос. Лирический герой часто мечтает перевоплотиться в дерево и стать частью природы, испытывая то же состояние покоя и умиротворения. Он хочет «ивняком при дороге»

Сторожить задремавшую Русь.

Лирический герой учится у природы жизненной мудрости, кротости и смирению, учится хранить в своей душе всё лучшее, чистое, «цвет черёмух в глазах беречь».

В ранней лирике Есенина природное бытие показано как божественное литургическое действо. Литургия, или обедня, - это церковная служба. Природа – это храм, а лирический герой вместе с явлениями природы совершает богослужение.

Итак, Сергей Александрович Есенин – наиболее яркий и всенародно любимый представитель новокретьянской поэзии, чьё творчество выходит за рамки этой школы. Лирика поэта заключает в себе общечеловеческое и глубокое философское содержание. Художественный мир Есенина ярок и метафоричен, наполнен красками, звуками, взятыми у самой природы.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 21:33:43
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение