—частливого нового года от критики24.ру критика24.ру
¬ерный помощник!

–≈√»—“–ј÷»я
  вход

¬ход через VK
забыли пароль?

ѕроверка сочинений
«аказать сочинение




ѕќ»— :

” нас более 100 000 материалов воспользуйтесь поиском! ¬ам повезЄт!

Ѕиографи€ ћа€ковского. ћа€ковский и Ѕрики. “рагеди€ поэта (ћа€ковский ¬. ¬.)

Ќазад || ƒалее

(1915-1923)

¬ салон Ѕриков в ѕетрограде ћа€ковского привела его московска€ знакома€ Ёльза  аган, будуща€ французска€ писательница Ёльза “риоле. Ћил€ ёрьевна Ѕрик ( аган) была ее старшей сестрой. ≈е муж, ќсип ћаксимович Ѕрик, выпускник юридического факультета ћосковского университета, был наследником купца 1-й гильдии. ћосковска€ фирма Ђѕавелъ Ѕрикъ, ¬дова и —ынъї торговала драгоценност€ми и мехами. Ѕрики вели светский образ жизни богатых интеллектуалов Ч много путешествовали, посещали театры, художественные вернисажи, престижные рестораны и т.

п.   футуристам, в том числе и к ћа€ковскому, как писала сама Ћ. Ѕрик, они в то врем€ относились негативно, возмущались их скандальными выходками. ¬от как она описывает ту знаменательную встречу:

Ђѕриехала в ѕитер Ёльза... ћа€ковский... ћы шепнули Ёльзе: УЌе проси его читатьФ. Ќо она не вн€ла нашей мольбе, и мы в первый раз услышали Уќблако в штанахФ... ћы подн€ли головы и до конца не спускали глаз с невиданного чуда. ћа€ковский ни разу не переменил позы... ќн жаловалс€, негодовал, издевалс€, требовал, впадал в истерику, делал паузы между част€ми.

¬от он уже сидит за столом и с деланной разв€зностью требует чаю... ѕервый пришел в себ€ ќсип ћаксимович. ќн не представл€л себе! ƒумать не мог! Ёто лучше всего, что он знает в поэзии!.. ћа€ковский

Ч величайший поэт, даже если ничего больше не напишет. ќн отн€л у него тетрадь и не отдавал весь вечер. Ёто было то, о чем так давно мечтали, чего ждалиї.

— по€влением ћа€ковского квартира Ѕриков в ѕетрограде на ул. ∆уковского стала насто€щим литературным салоном Ч местом встреч, споров, дискуссий представителей новейших течений русской поэзии. «десь бывали брать€ Ѕурлюки, ¬.  аменский, Ѕ. ѕастернак, ¬. ’лебников, Ќ. јсеев, ћ.  узмин,  . Ѕольшаков, Ѕ.  ушнер,  . „уковский. «агл€дывал и ћ. √орький Ч сыграть в карты. —тали приходить филологи

Ч ¬. Ўкловский, Ѕ. Ёйхенбаум, –. якобсон, ≈. ѕоливанов. ќсенью 1916 ќсип ћакси-мович издал на свои деньги первый Ђ—борник по теории поэтического €зыкаї. ¬ начале 1917 года на квартире Ѕриков было основано ќбщество по изучению проблем поэтического €зыка Ч известный впоследствии ќѕќя«.

ћежду тем бурно развивалс€ и роман ћа€ковского с хоз€йкой салона Ч Ћилей ёрьевной.

¬есной 1916 года ћа€ковский написал ей стихотворное послание Ч ЂЋиличка! ¬место письмаї, датированное 26 ма€ 1916 года.

¬ дневниковых запис€х начала 1923 года, сделанных в форме неотправленного письма к женщине, ћа€ковский писал:

ЂЋюбовь это жизнь, это главное. ќт нее разворачиваютс€ и стихи, и дела, и все пр. Ћюбовь это сердце всего. ≈сли оно прекратит работу, все остальное отмирает, делаетс€ лишним, ненужным...ї

ƒл€ ћа€ковского, поэта-лирика, любовные переживани€, этот Ђадреналин в кровиї, действительно могли служить источником подлинного поэтического вдохновени€. » даже любовные мучени€, любовный Ђадї, накладыва€сь на общее трагическое мироощущение поэта, стимулировали рождение необычайных художественных образов. Ћюбовь же к за-мужней женщине, каковой была Ћил€ ёрьевна, которую ЂЅог такую из пекловых глубин... вывел и велел: люби!ї, уже изначально несла в себе черты драмы.

Ёто Ч отрывок из поэмы Ђ‘лейта-позвоночникї, написанной осенью 1915 года после знакомства с Ћ. Ѕрик и посв€щенной ей. ћежду тем, официальный муж хоз€йки салона ќсип ћаксимович, похоже, не особенно т€готилс€ сложившейс€ пикантной ситуацией. ¬ыступа€ меценатом, он печатает отдельными издани€ми поэмы ћа€ковского Ђќблако в штанахї и Ђ‘лейта-позвоночникї Ч с посв€щени€ми Ђ“ебе, Ћил€ї, ЂЋиле ёрьевне Ѕ.ї ¬ыпускает альманах Ђ¬з€лї, где сам впервые выступает как литератор с критической заметкой Ч хвалебным отзывом об Ђќблаке...ї

≈ще более нравилась роль хоз€йки модного литературного салона самой Ћ. Ѕрик. ≈й посв€щают стихи не только ћа€ковский, но и другие посетители квартиры Ѕриков Ч  . Ѕольшаков, ћ.  узмин, ¬.  аменский...

* * *

¬ декабре 1917 года ћа€ковский переезжает в ћоскву. —емейство Ѕриков остаетс€ в ѕетрограде. ѕоэт выступает в знаменитом Ђ афе поэтовї и на других литературных вечерах, снимаетс€ в нескольких кинофильмах на кинофирме ЂЌептунї, выпускает вместе с Ѕурлюком и  аменским Ђ√азету футуристовї... Ќо с июл€ 1918 по февраль 1919 ћа€ковский вновь большую часть времени проводит в ѕетрограде. «десь в “еатре музыкальной драмы в дни первой годовщины ќкт€брьской революции ставитс€ его пьеса Ђћистери€-буффї, с декабр€ 1918 начинает выходить еженедельник Ђ»скусство коммуныї, где был опубликован р€д примечательных произведений поэта. — марта 1919 года ћа€ковский Ч вновь и окончательно в ћоскве. ¬ это врем€ переезжают в ћоскву и Ѕрики. ѕостепенно Ч теперь уже в ћоскве Ч вновь налаживаетс€ и жизнь литературного салона Ѕриков.

¬ окт€бре 1921 года Ћ. Ѕрик уехала повидать родственников в –игу, где находилась по февраль 1922. ѕожалуй, впервые со времени знакомства с Ѕриками в 1915 в непрерывном калейдоскопе очень непростых личных дел и исторических катаклизмов (ѕерва€ мирова€ война, революции 1917 года, √ражданска€ война) поэт получил возможность Ђостановитьс€, огл€нутьс€ї.

ћа€ковский, поэт-лирик, дл€ которого Ђлюбовь Ч это сердце всегої, наконец-то вновь обратилс€ к этой теме, теме любви к женщине, любви к человеку Ч впервые со времени революционных событий 1917 года.

— конца 1921 по февраль 1922 ћа€ковский работает над поэмой ЂЋюблюї (вышла отдельным изданием в марте 1922).

Ћетом 1922 ћа€ковский пишет Ч в качестве вступительной статьи к собранию своих сочинений Ч Ђтак называемую биографиюї Ч Ђя самї, документальное прозаическое произведение о своей жизни, полное м€гкой иронии и художественного блеска. —вое место и интересное развитие в Ђя самї нашли и некоторые образы автобиографических глав поэмы ЂЋюблюї. ¬ последней тогда главе автобиографии Ђя самї под рубрикой Ђ22-й годї поэт сообщает о своих творческих замыслах в то врем€:

Ђ«адумано: ќ любви. √ромадна€ поэма. ¬ будущем году кончуї.

Ётим произведением стала поэма Ђѕро этої, завершенна€ в феврале 1923. ЂЌаписал Уѕро этоФ. ѕо личным мотивам об общем бытеї, Ч так охарактеризовал автор это произведение, дополн€€ позднее автобиографию Ђя самї.

ѕоэт сообщал о работе над новой поэмой о любви еще летом 1922 года. Ќо реальным поводом, Ђпоследним толчкомї к Ђпереводу на бумагуї строк, образов поэмы Ђѕро этої стали, по-видимому, событи€, Ђличные мотивыї декабр€ 1922 года Ч кризис отношений ћа€ковского с Ћ. Ѕрик, крушение ее Ђидеального образаї в глазах даже такого неисправимо наивного и всепрощающего идеалиста и рыцар€, как ћа€ковский.

Ч * *

¬ 1915-1923 годах ћа€ковский в той или иной форме посв€тил своей Ђмузеї, Ћ. Ѕрик, дюжину произведений Ч несколько лирических стихотворений, несколько лироэпических поэм, пьесу Ђћистери€-буффї. Ќекоторые из этих произведений ни тематически, ни хот€ бы эпизодом, образом, строкой, скрытым начальным импульсом никакого отношени€ к Ѕрикам не имели.

ћежду тем, само двусмысленное положение Ђштатного любовника замужней дамыї не могло не быть источником серьезных нравственных переживаний поэта. Ќе могли не прийти к разрыву и их любовные отношени€. „то, собственно, и произошло к концу 1923 года. »м€ же Ћили ёрьевны уже было запечатлено ћа€ковским, уже вошло в исто рию литературы. Ќо в частной, личной жизни, в быту, ћа€ковский был предельно, щепетильно честным, пор€дочным и об€зательным человеком. Ќеизменным в дружбе, преданным товарищем, человеком слова. ¬ то же врем€ Ч очень ранимым, очень у€звимым, беззащитным. — Ѕриками он хотел, очевидно, разойтись мирно, спокойно, по- доброму, Ђостава€сь друзь€миї. Ќо намерени€ Ѕриков не совпали с его планами.

ƒалее и начинаетс€ подлинна€ трагеди€ поэта. ќтмеченные качества ћа€ковского, как и его €вна€ неспособность сказать женщине решительное Ђнетї, были к тому времени уже вполне оценены Ћилей. ¬ свою очередь у ћа€ковского и ќсипа Ѕрика сохран€лись (и посто€нно возобновл€лись, может быть намеренно) определенные литературные, редакционно-издательские и т. п. деловые отношени€. Ёто позвол€ло и Ћиле ёрьевне по-прежнему держать ћа€ковского как бы Ђпри себеї, как главную фигуру, Ђприманкуї своего салона, и как источник собственного материального благополучи€. ¬тайне от поэта она пресекала вс€кие попытки ћа€ковского св€зать свою судьбу с какой-либо иной женщиной. ќн до конца жизни так и осталс€ одиноким.

»з воспоминаний ¬ероники ѕолонской, с которой оказались св€заны последние отча€нные надежды поэта: Ђќна (Ћ. Ѕрик) навсегда хотела остатьс€ дл€ ћа€ковского единственной неповторимой.  огда после смерти ¬ладимира ¬ладимировича мы разговаривали с Ћилей ёрьевной, у нее вырвалась фраза:

Ђя никогда не прощу ¬олоде двух вещей. ќн приехал из-за границы и стал в обществе читать новые стихи, посв€щенные не мне, даже не предупредив мен€. » второе Ч это как он при всех и при мне смотрел на вас, старалс€ сидеть подле вас, прикоснутьс€ к вамї.

ќ своем стремлении остатьс€ в истории литературы единственной ЂЅеатричеї ћа€ковского Ћил€ ёрьевна совершенно откровенно говорила сама. » дл€ этого многое сделала как после смерти поэта, так и еще при жизни Ч когда их любовные отношени€ уже прекратились. Ёта маленька€, така€ Ђхрупка€ї женщина на самом деле обладала необычайно властным характером, которому на прот€жении ее долгой жизни подчин€лись практически все. ј легко ранимый, у€звимый, панически опасающийс€ бытовых скандалов ћа€ковский вполне осознавал, что проста€ попытка воспеть какую-либо иную Ђмузуї, посв€тить стихи иной женщине вызовет непредсказуемые последстви€.

»ным становитс€ сам характер творчества поэта. Ћюбовные сюжеты по€вл€ютс€ у ћа€ковского лишь в аллегорических, фантастических формах (Ђ–азговор на ќдесском рейде десантных судов: У—оветский ƒагестанФ и У расна€ јбхази€Фї, 1926), иногда проскальзывают побочной линией в публицистических, сатирических произведени€х.

ћожно называть множество причин, убедительных и не очень, этой поэтической трансформации глубочайшего, нежнейшего поэта-лирика. Ќо не последн€€ среди этих причин (и никогда не называема€) Ч трагическа€ неспособность ћа€ковского-человека решительно разв€затьс€ с диктатом Ѕриков.

* *

—о второй половины 1920-х годов ћа€ковский Ч в посто€нных разъездах. ¬ 1926 году поэт проводит в поездках 170 дней. ¬ 1927 Ч почти 190. ќб этом всегда писали, что Ђагитатор, горлан-главарьї несет свое искусство в массы, встречаетс€ с читател€ми, изучает жизнь. »щет и находит темы, сюжеты новых произведений. ƒа, конечно, все это было. Ќо было и другое Ч то, что ћа€ковский рвалс€ из ћосквы, из Ђсвоего домаї. ¬ ћоскве он задерживалс€ лишь по неотложным издательским, театральным, организационно-писательским делам, бывало Ч по болезни. »ли Ч когда в ћоскве не было Ѕриков, когда они были в отъезде. Ќачина€ с 1924 года (да и раньше тоже) практически все лирические стихи создавались поэтом вне контактов с Ћ. Ѕрик, с Ѕриками вообще.  ак правило, в отъезде из ћосквы. ѕри Ћиле, при Ѕриках еще как-то Ђработа- ласьї публицистика, сатира, газетна€ Ђподенщинаї... Ќикакой Ђмузыї, никакой Ђвдохновительницыї давно уже не было. Ѕыло пр€мо противоположное.

ќбновлено:
ќпубликовал(а):

¬нимание!
≈сли ¬ы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
“ем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читател€м.

—пасибо за внимание.

Ќазад || ƒалее
.


–≈√»—“–ј÷»я
  вход

¬ход через VK
забыли пароль?

ѕроверка сочинений
«аказать сочинение