—частливого нового года от критики24.ру критика24.ру
¬ерный помощник!

–≈√»—“–ј÷»я
  вход

¬ход через VK
забыли пароль?

ѕроверка сочинений
«аказать сочинение




ѕќ»— :

” нас более 100 000 материалов воспользуйтесь поиском! ¬ам повезЄт!

јнталоги€ ”жасов. ”олпол Ўелли “олстой јллан ѕо √оголь (*ќбщие критические статьи)

—тать€ посв€щена ’орас ”олпол, ћэри Ўелли, јлексей  онстатинович “олстой, Ёдгар јллан ѕо, Ќиколай ¬асильевич √оголь.

—егодн€ € предложу вашему вниманию "повесть о привидени€х". Ќынче такие рассказы уже не в почете, охотников послушать их собираетс€ немного. √овор€т, призраков больше нет, все эти страхи Ч игра нервов. ѕросвещенные люди нашего времени гнушаютс€ такими истори€ми. »х так давно уже не рассказывают, что мне кажетс€, теперь они могут прозвучать по-новому.

—анъютэй Ёнте*

Ћето 1816 года на ∆еневском озере выдалось дождливое.

 омпании, состо€вшей из поэта ѕерси Ѕиши Ўелли, его жены ћэри, ее сводной сестры  лэр, а также поэта лорда Ѕайрона и его врача ƒжона ѕолидори, пришлось немало времени провести дома. ƒл€ развлечени€ читали вслух и обсуждали "страшные" истории о привидени€х и кровавых убийствах; модные в те годы и широко печатавшиес€ в журналах (несколько изданий такого рода нашли в коттедже, где жили Ўелли — женой).  ак-то Ѕайрон предложил друзь€м: давайте каждый напишет по такой истории. ¬се — энтузиазмом согласились. ќднако ни сам Ѕайрон, ни Ўелли так ничего и не написали Ч разумеетс€, по иной причине, чем  лэр, имевша€ к литературе лишь то отношение, что была любовницей Ѕайрона. Ќо два других участника соглашени€ отнеслись к нему очень серьезно. ќни написали по книге: ћэри Ўелли Ч роман Ђ‘ранкенштейн, или —овременный ѕрометейї, а ѕолидори Ч повесть Ђ ¬ампирї. Ќикто тогда не мог предположить, что эти произведени€ станут вехами в развитии того обширного "рукава" мирового литературного процесса, который получил название "литература ужасов".

Ћитература ужасов (или литература тайн и ужасов, или литература о сверхъестест-кенном) как самосто€тельное социокультурное €вление насчитывает немногим более двух столетий. –одилась же она вместе с письменной культурой, ведь чувство страха Ч одно из фундамен-[ альных свойств человеческой натуры и, естественно, оно не могло не отразитьс€ в литературе.

Ћитература ужасов оформилась как отдельное направление с по€влением в јнглии в последней четверти XVIII века готического романа. ¬ эстетике просвещени€ самый термин "готический" (восход€щий к названию германского племени готов, которые разрушили античную культуру в «ападной ≈вропе) был синонимом средневекового варварства. ¬о второй половине XVIII века начинаетс€ возрождение интереса к средневековью и его культуре.

јвторов таких романов, а именно готический роман был в јнглии и в ≈вропе одним из самых попул€рных видов литературы, отличало т€готение к изображению таинственного, иррационального, ужасного и Ч неотвратимого. "√отический" более не означал "варварский", но "средневековый", "рыцарский". ќтсюда и выбор места действи€ готически романов: руины старых монастырей, замков и часовен, подземель€, склепы. »вы, растущие в развалинах, большие черные птицы, облетающие замки грозовой ночью при луне, крики сов... ¬ темных коридорах загадочные и пугающие фигуры в белом и в плащах с опущенными капюшонами, со свечами в руках...

ќсновоположником готического романа считаетс€ ’орас ”олпол (1717-1797). ¬ истории культуры совпадени€ бывают весьма многозначительны Ч не случайно, наверное, что ”олпол родилс€ в тот год, когда в јнглии состо€лс€ последний суд над ведьмами. ”олпол рано начал интересоватьс€ культурой средневековь€ и, располага€ значительным состо€нием (он был сыном премьер-министра), построил близ Ћондона замок —троберри-’илл в готическом стиле. ќднажды ”ќлполу приснилс€ сон: на перилах лестницы древнего замка (быть может, похожего на —троберри-’илл) лежит гигантска€ рука в рыцарской перчатке. ѕроснувшись, ”олпол бросилс€ записывать увиденное. “ак возник роман "«амок ќтранто"...

»змена, предательское убийсгво (вассал отравил своего господина, повелител€ замка ќтранто), прокл€тие, которое легло на род убийцы, наконец, возмездие. ѕо такой же схеме Ч или в иной последовательности сюжетных элементов строитс€ большинство готических романов.

ѕо пути, проложенному ”олполом, двинулись многие. — 1764 года, когда "«амок ќтранто" увидел свет, до середины 20-х годов XIX века, когда жанр стал приходить в упадок, были опубликованы несколько сот готических романов. ¬нимани€ из них заслуживают немногие Ч прежде всего те, которые вышли из-под пера четырех авторов: јнны –эдклиф, ”иль€ма Ѕекфорда, ћэтью Ћьюиса и „арлза –. ћэтьюриш.

јнна –эдклиф (1764-1823) родилась в год опубликовани€ "«амка ќтранто" и в литературу вступила, по мнению тогдашней прессы, "воврем€". "–ассказы о призраках и кровавых убийствах повтор€лись до тех пор, пока окончательно не приелись. Ќужен гений, подобный –эдклиф, чтобы терзать наши души ощутимым ужасом" Ч с этой оценкой нельз€ не согласитьс€. Ћучшим романом –эдклиф Ч ”дольфские тайны" (1794) и "»таль€нец" (1797) Ч присуща поэтическа€ атмосфера таинственного. –эдклиф не стремитс€ к усложнению сюжета Ч сила ее не в закрученной интриге, но в тонкой психологической прорисовке образов героев, чьи душевные переживани€ искусно соотнесены с эмоциональными картинами природы. „аще всего мы не видим, но ощущаем нечто, пугающее нас, чувствуем, что мир –эдклиф пронизан предчувствием ужасного.

—овсем иначе строитс€ классическое произведение жанра роман 'ћонах" (1796) ћэтью √регори Ћьюиса (1775-1818). Ћьюис делает упор на нагромождении сверхъестественных ужасов, различных преступлений (вплоть до кровосмешени€ и матереубийства). »стори€ главного геро€, монаха јмбросио, погубившего душу поклонением —атане, читалась, по свидетельству современников, с содроганием (чего, впрочем, автор и добивалс€...). Ѕлизок этому персонажу и главный герой готической "восточной" сказки "¬атек" (1786) ”иль€ма Ѕекфорда (1760-1844) халиф ¬атек. “щеславие, гордын€, жажда наслаждений отдали его во власть демонических сил, и он гибнет в "пламенных чертогах" Ёблиса (Ћюцифер в мусульманской мифологии).

«а несколько дес€тилетий своего существовани€ многие ходы и приемы готического романа превратились в штампы.

 онец эпохи готического романа венчает "ћельмот-—киталец" (1820) „арлза –оберта ћэ-тьюрина (1782-1824) Ч по словам ј. —. ѕушкина, "гениальное произведение". –оман Ч веха в истории жанра Ч похож сам на массивный готический замок: произведение построено сложно, в нем много сюжетных линий и действующих лиц. ќсновна€ тема романа Ч бессмертие, которое получил герой, заключив сделку с дь€волом. Ќо чтобы обрести вечную жизнь, ћельмот по услови€м договора должен вместо своей отдавать дь€волу все новые и новые души...

¬ соревновании на берегу ∆еневского озера в 1816 году (с чего мы начали рассказ) участвовали п€теро, двое из которых имели достаточный литературный опыт. Ќо победила сама€ молода€ и сама€ неопытна€ в литературе. ¬прочем, не могло, наверное, не сказатьс€, что ћэри Ўелли была дочерью известнейших литераторов: ”иль€ма √одвина и ћери ”о-лстонкрафт.

√ерой романа "‘ранкенштейн", молодой швейцарский ученый ¬иктор ‘ранкенштейн, создает искусственное существо. ‘ранкенштейн воодушевлен открывающимис€ человеческому разуму возможност€ми, перспективой покорени€ природы. ќднако созданному чудовищу нет места в мире людей Ч и первыми жертвами трагического осознани€ этого станов€тс€ близкие ученого...

’от€ повести "¬ампир" ƒжона ”иль€ма ѕолидори (1795-1821) была уготована слава не така€ громка€, как роману ћэри Ўелли, тем не менее она стала родоначальницей одного из основных направлений в литературе ужасов Ч произведений о вампирах. ѕо€вилась повесть в 1819 году под именем Ѕайрона (на самом деле Ѕайрон набросал несколько страниц и остыл к этому замыслу, который реализовал ѕолидори). Ўумный успех "¬ампира" был обусловлен таинственной прит€гательностью образа главного геро€ и сюжетом Ч историей вампира-оборотн€.

ѕолидори ввел в литературу вампира, но пугающе реальным его сделали два других писател€ Ч и оба по происхождению ирландцы: ƒжозеф Ўеридан Ће ‘аню, выпустивший в 1871 году повесть " армилла" (о женщине-вампиреесс), и Ѕрэм —токер, автор романа "ƒракула" (1897). Ѕрэм —токер (1847-1912) родилс€ в ƒублине в год выхода романа “омаса ѕекетта ѕреста ¬ампир ¬арни" Ч обширнейшего, около 800 страницеочинени€, в свое врем€ читавшегос€, но английскую "вампириану" не обогатившего.

—токер долгое врем€ изучал готическое искусство (в первую очередь, готический роман) и вообще искусство фантастического и фольклор разных народов. ќттого столь основательно проработана основа романа "ƒракула": в произведении использованы легенды о вампирах, бытовавшие у жителей стран восточной ≈вропы, а прообразом главного геро€ послужил румынский военачальник XV века ¬лад “епеш, известный своей жестокостью (недаром местом действи€ —токер выбрал загадочную тогда дл€ англичан Ч и не только дл€ них - “рансильванию).

’от€ готический роман к середине XIX века пришел в упадок, вли€ние его продолжало сохран€тьс€ прежде всего, в английской литературе. ¬ 1886 году –оберт Ћьюис —тивенсон выпустил повесть "—транна€ истори€ ƒжекила и мистера ’айда" Ч о трагическом разломе в человеческой душе, о ращеплении ее на добрую и злую стороны, о борьбе сознательного и подсознательного. ѕисатель обратилс€ к теме двойника, соединив готические мотивы и приемы нового дл€ литературы жанра Ч научной фантастики. ƒань традиции готики отдали ќскар ”альд, √енри –айдер ’аггард, √илберт  ит „естертон, јртур  онан-ƒойль...

Ќе менее плодотворным было вли€ние идей и образов литературы ужасов на другие европейские литературы. » прежде всего на французскую. –оман ∆ака  азота (1719-1792) ¬любленный дь€вол' (1772) Ч достойный образец литературной готики: средневековые руины, кровавые преступлени€, призраки. “рагическа€ судьба самого  азота оказалась схожей с атмосферой его произведений: писатель долгое ьрем€ занималс€ оккультными науками, был св€зан с тайными обществами. ∆изнь окончил на эшафоте, обвиненный в участии в ро€листском заговоре... Ѕальзак написал "Ўагреневую кожу" и "ѕрощенного ћельмота" в немалой степени под вли€нием романа ћзтьюрина. ѕовести Ўарл€ Ќодье "—марра" (1822). “еофила √ошье "¬любленна€ покойница" (1836), пьеса јлександра ƒюма "¬ампир" продолжили "вампирскую" тему.

Ќе менее богата "готическими" талантами немецка€ литература, в которой в первую очередь надо назвать Ёрнста “еодора јмаде€ √офмана. ќдин из самых блест€щих мастеров фантастики кошмаров и ужасов", отражающей "темную сторону" человеческой души, √офман часто обращалс€ к приемам готики. Ќаиболее €рко это видно в романе "Ёликсир сатаны" (1815) и в "Ќочных повест€х" Ч "ѕесочный человек" (1815) и "ћайорат" (1817).

¬ јмерике литература ужасов развивалась во многом иначе, чем в ≈вропе Ч в силу исторической и культурной специфики страны, да и к тому же предромантизм и романтизм во«Ќ» Ћ» в —Ўј значительно позже, чем в ≈вропе. ” истоков этой традиции в американской литературе находилс€ роман о "потустороннем'  оттона ћэтера "„удеса невидимого мира" (1693), вышедший год спуст€ после казни салемских ведьм...

ѕервый значительный представитель американского предромантизма Ч „арлз Ѕрокден Ѕраун. ¬ романе "¬иланд" (1798) Ѕраун рассказывает о герое, ставшем жертвой авантюриста-чревовещател€; прин€в голос того за 'глас божий", герой, впавший в религиозное помешательство, убивает свою жену... .

“ворчество одного из первых американских романтиков ¬ашингтона »рвинга (1783-1859) складывалось под вли€нием двух факторов: культуры —тарою —вета и преданий и легенд јмерики. » если знаменитые новеллы »рвинга ' –ип ¬ан ¬инкль" и "Ћегенда —онной Ћощины" написаны на американском материале, то рассказы "∆ених-призрак" и "ƒь€вол и “ом ”окер" созданы в традиции европейской "страшной новелистики".

¬ли€ние темных злых сил на человека, "сумеречные" состо€ни€ духа, атмосферу ужаса, разлитого в человеческом существовании, наиболее впечатл€юще из всех, пожалуй, американских писателей изобразил Ёдгар јллан ѕо (1809-1849). ќн прославилс€ как мастер "страшного" рассказа. » в самом деле, страшное предстает у него во всех видах и в мельчайших подробност€х. Ќапример, "»стори€ јртура √ордона ѕима' Ч своего рода энциклопеди€ ужасов, гроз€щих герою мучительной смертью. ќтража€ страшное и трагическое, ѕо сумел опоэтизировать их, представить прекрасными, как в классической новелле "ѕадение дома јшеров". ѕо стремитс€ запечатлеть "ужас души", тот миг человеческого быти€, когда, как сказано в этой новелле, "злые призраки в черных одеждах осадили... светлый разум".

¬ романе Ќатаниэл€ √оторна (1804-1864) ' Ѕлайтдел" (1852) перед читателем проходит демонический совратитель, черный маг, таинственна€ женщина под вуалью, а в романе "ћраморный фавн" (1860) возникает мрачный и загадочный незнакомец из американских катакомб, словно сошедший со страниц готического романа ужасов.

ќдна из самых примечательных фигур в американской литературе ужасов XIX века Ч јмброз Ѕирс (1842-1913), писатель трагической судьбы. ”частник гражданской войны между —евером и ёгом (на стороне север€н), Ѕирс воевал четыре года, был т€жело ранен. –аботал журналистом, писал прозу. ¬ 1913 году уехал военным корреспондентом в ћексику и там пропал Ч- последнее письмо его датировано 26 декабр€ 1913 года...

» герои Ѕирса Ч люди несчастливые, люди т€желой судьбы. ћногие рассказы Ѕирса пронизаны ощущением обреченности человека, безнадежности его быти€. ¬ рассказах Ѕирса много смертей, но люди погибают не от какой-нибудь конкретной причины, а от самого страха. Ѕирс оставл€ет человека один на один с напр€женным ожиданием приближающегос€ неизбежного ужаса; чувство это пугает сильнее, чем сам страх (возникает оно нередко и во сне). –ациональное объ€снение Ѕирс отвергает, поэтому Ќеизвестное предстает у него в виде таинственных звуков, шорохов, "знаков предвестий ночи".

¬ традиции американской романтической новеллы работал и писатель, из-за которого до сих пор спор€т јмерика и јнгли€. √енри ƒжеймс (1843-1916), родившись в Ќью-…орке, жил в основном в ≈вропе, преимущественно в јнглии, где и скончалс€ британским подданным. ƒжеймса всегда отличало внимание к таинственному и необычному в человеческой жизни, котора€, по словам писател€, "бесконечно велика, разнообразна и богата.  аждый ум найдет в ней то, что ищет..." —ам ƒжеймс находит за обыденными повседневными коллизи€ми их "готический" второй план, как это показано в рассказе "¬еселый уголок" (стивенсоновска€ тема омерзительного двойника респектабельного геро€), в повести "ѕоворот винта" (1898) Ч одном из лучших в мировой литературе произведений о привидени€х.

ќтдельного разговора заслуживает русска€ литература ужасов XIX века*. ¬ творчестве некоторых авторов видно их т€готение к готическому роману - например, в повести јлександра Ѕестужева-ћарлинского "«амок Ёйзен" "готическа€' проблематика в русской литературе возникла еще в XVIII веке Ч повесть Ќикола€  арамзина "ќстров Ѕорнгольм" (1794). Ќадо сказать, что в целом русские прозаики были самосто€тельны в трактовке ужасного, исход€ из концепции двоемири€, основанной на народных повери€х и сказках. —огласно ей, независимо от видимого и воспринимаемого человеком мира, как бы за пределами окружающей его действительности существует иной, не постигаемый разумом "потусторонний мир". ќн может оказывать таинственное и губительное воздействие на человека. “ак написана повесть "Ћафертовска€ маковница" (1825) јнтони€ ѕогорельского, в наши дни известного больше сказкой "„ерна€ курица, или ѕодземные жители ¬ сборнике "¬ечера на ’опре" (1837) ћихаил «агоскин использует известный прием: осенним вечером несколько человек собираютс€ в загородном доме и рассказывают "страшные" истории. ¬ повест€х "–усалка" (1829) и " иевские ведьмы" (1838) ќрест —омов обращаетс€ к украинскому фольклору, как и Ќиколай √оголь в повест€х "¬ечер накануне »вана  упала" и "—трашна€ месть" (сборник "¬ечера на хуторе близ ƒиканьки", 1831, 1832).

Ѕолее "литературна" повесть √огол€ "ѕортрет", в которой заметно обращение автора к европейской культурной традиции Ч таинственна€ и губительна€ сила, таивша€с€ в глазах ростовщика на портрете, €вно того же происхождени€, что и сила, сгубивша€ ћельмо-та-—китальца. "√робовщик" и "ѕикова€ дама" ѕушкина Ч блест€щие примеры фантасмагорий великого писател€, обладавшего отменным вкусом при соединении реального и ирреального. Ќаконец, в фантастико-готических произведени€х јлексе€ “олстого "”пырь", '—емь€ вурдалака" и ¬стреча через триста лет" (написаны в 40-х годах) соединены €ркость и самобытность русской литературной традиции, опирающейс€ на фольклор и достижени€ европейской литературы.

¬ XX веке с по€влением кинематографа по€вилс€ принципиально новый этап в развитии искусства ужасов.  ино стало важнейшим способом воплощени€ фантазии в видимые, зримые образы. Ќаиболее значительные фильмы начала века были созданы в √ермании, среди них Ч знаменита€ лента " абинет доктора  алигари" (1919). »стори€ сумасшедшего ученого, директора психиатрической клиники  алигари, заставл€вшего с помощью гипноза послушной ему сомнамбуле убивать людей, оказала большое вли€ние на мировой кинематограф.

ѕервый этап попул€рности фильмов ужасов приходитс€ на начало 30-х годов и св€зан он с работой двух выдающихс€ актеров: венгра Ѕелы Ћугоши и англичанина „арлза Ёдварда ѕратта, вошедшего в историю кино под именем Ѕорис  арлофф. ¬ 1931 году прогремел фильм о ƒракуле с Ћугоши в главной роли. ¬ысокий бледный мужчина в черном капюшоне с исступленным лицом и трагически гор€щими глазами Ч такой образ знаменитого вампира надолго осталс€ в пам€ти зрителей. ¬ разных странах было сн€то более сотни фильмов о ƒракуле. ≈го воплощали на экране различные талантливые артисты, но Ѕела Ћугоши так и осталс€ королем.

¬ 1932 году вышел фильм "‘ранкенштейн" с Ѕорисом  арлоффом в главной роли.  арлофф стал самым известным исполнителем роли созданного ‘ранкенштейном чудовища, чему способствовали как природные данные артиста, так и блест€ща€ работа гримера. Ћицо, застывшее в трагической неподвижности, медленно, с трудом открывающиес€ глаза, полные муки, бессильно свисающие нечеловечески огромные руки (на кист€х швы Ч ведь монстр был "собран", сшит из останков разных людей...), мешковата€ одежда, судорожные, нескоординированные движени€ Ч все это создавало впечатление мощи и одновременно беспомощности, неприка€нности, трагической растер€нности. ѕривидени€, ожившие мертвецы-зомби, послушные воскрешавшим их колдунам, вампиры, приобретающие власть над своими жертвами, Ч все это, по сути дела, модификации одной темы: покорение человека, достигаемое с помощью внечеловеческих кошмарных сил. Ёта тема приобрела особую попул€рность в нашем столетии. » не случаен успех киноверсий (несколько дес€тков!) повести —тивенсона "—транна€ истори€ доктора ƒжекила и мистера ’айда", перва€ из которых по€вилась в 1908 году.

Ћитература и кино - своего рода сообщающиес€ сосуды. ”спех книги может помочь и успеху фильма Ч и наоборот. ¬ 1911 году парижские журналисты ѕьер —увестр и ћарсель јллен издали первую книгу из будущей 43-томной серии романов о ‘антомасе, названном "гением зла." и властелином ужаса"; а в 1913-1914 годах был сн€т п€тисерийный фильм (советский зритель знаком с другой киноверсией Ч фильмами, в которых снималс€ Ћуи де ‘юнес).

 онец 60-х - начало 70-х годов в кинематографе ужасов прошли под знаком двух лент: –ебенок –озмари" и "Ёкзорсист" ("»згон€ющий дь€вола"), объедин€ет эти два фильма (и их литературные источники Ч романы јйры Ћевина и ”иль€ма ѕ. Ѕлэтти) сочетание бытового и сверхъестественного, существование колдовства р€дом с чудесами современной науки. ќба произведени€ поднимают тему сатанизма Ч сатана принимает участие в них в качестве "внесце-нического" персонажа, оказывающего, однако, решающее вли€ние на ход событий.

Ќеизвестно, каких фильмов ужасов больше: геро€ми которых выступают люди, или их подоби€ ( такие, как, например, глин€ный великан √олем или искусственно выращенный √омункулус), или же существа нечеловеческие. ¬о второй "группе" первенство принадлежит^есспорно, гигантской обезь€не  инг  онгу, впервые по€вившейс€ на экране в 1933 году. ѕодчас это ужасающие существа, обитающие глубоко под землей или в морских пучинах (исполинский €щер √одзила в €понских лентах), подчас существа, облик которых, несмотр€ на его чудовищность, знаком человеку ("—обака Ѕаскервиллей"). Ѕывает, что они обретают свои кошмарные качества, облада€ вполне мирными- подобно птицам в знаменитом фильме знаменитого режиссера кинематографа ужасов јльфреда ’ичкока: птицы здесь обретают неожиданную агрессивность и нападают на человека, выклевыва€ глаза.

 ультура ужасов в XX веке стала важной составл€ющей частью жизни «апада, охватыва€ не только литературу, кино, но и театр, телевидение, радио, живопись.  аждый год выходит множество сборников и антологий, выпускаютс€ специализированные журналы, причем не только профессиональные, но и любительские. —пектр изданий поразительно широк: от комиксов до фундаментальных антологий самого разного тематического содержани€: например, сборник "Ѕойс€ кошек!" (1972), куда включены произведени€, так или иначе св€занные с таинственным колдовским вли€нием кошек на человеческую судьбу, или антологи€ "ƒети-привидени€" (1985). Ћитература ужасов воспринимаетс€ как полноправный участник культурного процесса, а потому соответственно издаетс€ и изучаетс€. ¬ыход€т серьезные научные исследовани€, анализирующие не только творчество признанных мастеров жанра (ћэри Ўелли, Ѕрэма —токера), общие проблемы жанра и его взаимосв€зь с другими видами литературы и искусства, ной откровенно коммерческую литературу.

Ћучшие работы литературы ужасов Ч созданные как в прошлом столетии, так и в нынешнем, Ч продолжают волновать сердца читателей, буд€т их мысль и воображение. ѕопул€рность самых разных авторов, в чьем творчестве сильно вли€ние этой традиции, Ч јкутагава –юноскэ в японии, јйрис ћердок,  олин ”илсон, ƒжон ‘аулз в јнглии (примеры вз€ты практически наугад) Ч подтверждает это. –авным образом как и успех фантастической литературы, а особенно кинофантастики в наше врем€.

  сожалению, у нас эта литература долгое врем€ была неизвестна широкой аудитории. »здавались книги Ё. ј. ѕо и Ё. “. ј. √офмана, ћ. Ўелли, Ќ. √оторна, –. Ћ. —тивенсона, в серии "Ћитературные пам€тники" вышли "«амок ќтранто" и "ћельмот-—киталец". Ќо, как правило, авторы предисловий и комментариев, говор€ подробно о значении в творчестве этих писателей традиций предромантизма и романтизма, избегали говорить о другой традиции Ч той, которой посв€щена эта стать€. —трашное, кошмарное в творчестве многих авторов либо искусно замалчивалось, либо объ€сн€лось психическими особенност€ми личности автора. “ак что нынешнее издание Ч первое, по сути дела, в нашей стране, которое дает представление не только о творчестве отдельных писателей, а о осуществлении единой давней и богатой традиции в мировой культуре.

ћы не можем исключить литературу ужасов из духовной жизни современного человека Ч как не можем исключить чувство страха из нашей психики. Ёта литература помогает нам загл€нуть глубже в себ€, разобратьс€, кто и что мы есть? √де проход€т границы наших возможностей? „то мы знаем о себе и об окружающем мире? »ными словами, эта литература выводит нас на вечные вопросы, всегда волновавшие искусство.

» в заключение послушаем одного из современных мастеров жанра, писател€, чье творчество, пользующеес€ всемирным признанием, уже знакомо советскому читателю. јмериканский прозаик —тивен  инг, заканчива€ предисловие к сборнику "—окровища литературы ужасного и сверхъестественного", представленные издательством "Ёрбор ’аус", пишет: "Ћучшие произведени€, написанные в русле этой традиции, доказывают, что литература об ужасном, сверхъестественном Ч литература серьезна€, значительна€, нужна€ всем категори€м читателей".

ƒействительно, лучше не скажешь: литература серьезна€, значительна€, нужна€.

»сточники:

  • јнтологи€ ужасов I том (издание в 4-х томах). јвтор вступ. статьи ¬. Ћ. √опман. Ч —еверо- авказское информационно-рекламное агентство, 1991 г Ч 368 с.
  • јннотаци€: ќсуществл€емое впервые в ———– уникальное издание Ђјнтологи€ ужасовї в 4-х томах Ч попытка собрать под одной обложкой (а точнее, под четырьм€ обложками (произведени€ разных авторов, принадлежащих к жанру ЂЋитература ужасовї.

    ¬ первый том включены ранние образцы этого жанра Ч романы ”олпола Ђ«амок ќтрантої, ћ. Ўелли Ђ‘ранкенштейн, или —овременный ѕрометейї, ј.  . “олстого Ђ”пырьї, Ђ¬стреча через триста летї, Ђ—емь€ вурдалакаї, Ёдгара јллана ѕо Ђѕадение дома јшеровї, Ђћетценгер-штейнї, ЂЋигей€ї, Ќ. ¬. √огол€ Ђ—трашна€ местьї, Ђ¬ийї.

    ќбновлено:
    ќпубликовал(а):

    ¬нимание!
    ≈сли ¬ы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
    “ем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читател€м.

    —пасибо за внимание.

    .

    ѕолезный материал по теме

    » это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


    –≈√»—“–ј÷»я
      вход

    ¬ход через VK
    забыли пароль?

    ѕроверка сочинений
    «аказать сочинение