Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Образ и характер Лестер Кейн любовь в Дженни Герхардт (Драйзер Теодор)

Назад || Далее

Но тут случилось несчастье: сенатор скоропостижно умер от паралича сердца. Ожидавшая ребёнка Дженни остается одна. Отец, узнав о случившемся, безжалостно выгоняет дочь из дома. «Невежество и косность окружающих мешали им видеть в ее состоянии что-либо, кроме подлого и злонамеренного нарушения законов общества, и это каралось всеобщим презрением. Ей оставалось лишь избегать косых взглядов и молча переживать происходившую в. ней великую перемену».

С помощью матери и брата Дженни переживает это тяжелое время. После рождения дочери она переезжает в Кливленд, где теперь работал Басс. Там ей сразу удается устроиться горничной в богатый дом. Вся семья Герхардтов также переезжает в Кливленд, и дочь Дженни воспитывается у них.

В доме своих хозяев Дженни знакомится с сыном богатого фабриканта Лестером Кейном. Вскоре молодые люди полюбили друг друга.. Лестера покорила «отзывчивость, доброта, красота и молодость» Дженни, ее же привлекла его сила и обаяние, и «что-то в ней отозвалось на роковой, страшный и неотступный призыв».

Вспыхнувшая между ними любовь поначалу приносит им счастье, хотя Лестер не оформляет свои новые отношения с Дженни. Через несколько лет Дженни забирает к себе свою дочь, и кажется, теперь-то она достигла полного счастья.

Но цепкая хватка традиций и условностей буржуазного мира не собиралась выпустить Дженни и Лестера из своих когтей. «Человек, рожденный и воспитанный в той или иной среде, не пригоден для существования вне ее» таков незыблемый закон буржуазного общества. «Он словно птица, привыкшая к определенной плотности воздуха и неспособная наслаждаться жизнью ни в более плотной, ни в более разреженной атмосфере».

Между тем атмосфера вокруг Лестера и Дженни все более сгущалась. Узнавший обо всем отец Лестера пригрозил сыну лишением наследства, если он не расстанется с Дженни. Падкая на сенсации пресса на все лады смаковала романтическую историю любви фабриканта и горничной. Добрые знакомые Лестера постепенно отходили от него. Его брат стремительно двигался в гору, а Лестер, поставивший себя связью с Дженни вне своего общества, топтался на месте, будущего для него в привычном деловом мире не было. «Это было обидно; а главное — он стал чувствовать, что теряет почву под ногами». Лестер «совершил две серьезнейшие ошибки, сначала - не женившись на Дженни, что избавило бы его от толков и пересудов; а затем — не согласившись отпустить ее, когда она сама пыталась от него уйти».

Теперь Лестер уходит от Дженни, окунается в привычный для него мир бизнеса и вскоре женится на своей давней знакомой из богатой респектабельной семьи. Дженни одиноко живет с дочерью, но тяжелая болезнь отнимает у нее дочь. Оставшись одна, она берет на воспитание двух сирот — девочку и мальчика.

Лестер тем временем преуспевает на ниве бизнеса, превращается в крупного нью-йоркского дельца. Дела приводят его в Чикаго, и здесь он тяжело заболевает. Дженни встречается с умирающим Лестером, он признается ей, что, кроме нее, ни одной женщины не любил по-настоящему.

«Что же дальше? — провожая Лестера в последний путь» думает Дженни. — Она еще не стара. Нужно воспитать своих приемышей. Пройдет немного времени, они оперятся, уйдут он нее, а дальше? Бесконечная вереница дней, один, как Другой, а потом?..»

Здесь Драйзер ставит последнюю точку, и мы расстаемся с идеалисткой и мечтательницей Дженни Герхардт. Не станем гадать о ее дальнейшей судьбе, задумаемся лучше о том, что хотел сказать писатель этой книгой американским читателям начала XX века. В центре книги любовь Лестера и Дженни — любовь взаимная и глубокая, и отношения влюбленных с окружающим их миром буржуазной действительности. Волею судеб герои находятся на противоположных концах социальной лестницы: Лестер — богатый наследник, а Дженни — бедная горничная.

Социальные условия общества приходят в столкновение с желаниями влюбленных. Им никуда не скрыться от недремлющего ока предрассудков и условностей, в угоду которым калечатся судьбы в общем-то добрых и по- своему порядочных людей. Лестер борется за свое счастье, но и над ним тяготеют традиции и привычки его круга, финансово он зависит от воли отца. Любовь к Дженни фактически ставит его вне привычного круга и в конце концов приводит к тому, что он в расцвете сил оказывается не у дел.

Лестер уходит к Летти не потому, что он разлюбил Дженни. Отнюдь нет. Просто Летти, которая тоже любит Лестера, точно поняла, что происходит в его душе, поняла его стремление в сферу бизнеса и предложила, как казалось ему, приемлемый выход: «...нельзя вам сидеть сложа руки — вас слишком хорошо знают. Вы должны снова занять свое место и в деловом мире и в свете. Никто не станет чинить вам помехи, никто не заикнется о вашем прошлом; только получите свою долю отцовского состояния — и вы сами можете диктовать условия».

Но все дело в том, что условия Лестеру диктует буржуазное общество. Оно закрывает глаза на то, что он женится на женщине которую фактически не любит, — зато соблюдены все правила и приличия света! Драйзер с беспощадной откровенностью показывает лицемерие и социальную несправедливость буржуазии, которой дела нет до простых человеческих чувств, если эти чувства нарушают границы высшего света. Никто не требует, чтобы Дженни вновь, стала горничной, но никто и не хочет признать ее права на любовь, на счастье с любимым человеком. Не признают этого права и за Лестером, он так же бессилен против законов света, как и Дженни. Оба они — жертвы буржуазной морали, жертвы социальных условий, господствовавших в американском обществе.

Таким образом, трагедия Дженни в то же время является и трагедией Лестера. Писатель своим романом как бы предупреждал всех самодовольных дельцов на ниве бизнеса: ваша свобода действий является иллюзорной, вы вольны действовать по-своему только в рамках традиции и условностей буржуазного мира. Даже любить вы можете только тех, кого одобряет так называемый свет.

Дженни по своему рождению не принадлежит к кругу сильных мира сего. Простая и чистая, отзывчивая и добрая девушка из бедной семьи силой обстоятельств сталкивается с жестокой действительностью окружающего ее мира. После смерти сенатора Брэндера отец выгоняет ее из дома. Полюбив Лестера, она вынуждена скрывать ото всех свои отношения с ним; а от него она скрывает наличие дочери, которую также сильно любит. Необходимость хитрить и лгать не испортили Дженни, она остается такой же простой и открытой, такой же бесхитростной и доверчивой.

Дженни по-своему противостоит жестоким ударам судьбы: вопреки тяжелым жизненным обстоятельствам, вопреки обществу, которое отнимает у нее любимого, она создает свой собственный маленький мир, мир чистой любви, доброты и нежности, так непохожий на все, что ее окружало. В этом коренное отличие Дженни от Керри, которая превратилась в покорную, хотя и хорошо оплачиваемую рабыню буржуазного общества. Дженни тоже прилично обеспечена Лестером. Никто не осудил бы ее, если бы она, оставшись одна, стала жить в свое удовольствие, наслаждаясь теми обычными мелкими радостями, которые приносят деньги, — нарядами, пустыми развлечениями, досужими разговорами с соседками.

Но глубокая, чистая, деятельная и любвеобильная натура Дженни требует чего-то большего, ищет выхода в каком-то разумном времяпрепровождении, которое оправдывало бы само ее существование. Она находит себя в любви к детям, в том, что отдает все свое душевное тепло сначала своей дочери Весте, а после ее смерти — приемным детям. Тем самым она выполняет общественную функцию, и в этом смысле Дженни положительный образ, хотя вся ее деятельность и ограничена пределами ее собственного замкнутого мирка. Окру-жающему ее бессердечному буржуазному обществу нет никакого дела до Дженни, до ее забот. Именно поэтому пред ней встает этот вопрос: «Что же дальше?»

Конечно, полезная деятельность Дженни ограничена и определяется ее собственными внутренними потребностями, особенностями ее характера, а не социальными потребностями общества. Узость ее полезной деятельности определяет известную камерность ее образа. И в этом, безусловно, — ограниченность мышления автора. Но ограниченность эта — ограниченность исторических условий, продиктованная особенностями развития американского общества. Драйзеру еще суждено будет узнать опыт Октябрьской революции, своими глазами увидеть новое общество людей, строящих социализм, чтобы понять, где выход для таких личностей, как Дженни.

Образ Дженни Герхардт, ее превращение из простодушной доверчивой девушки в гордую женщину, преисполненную самообладания и понимающую реальность окружающей ее действительности, является безусловной удачей крупного художника. Описание внутреннего мира героини, ее понимание прекрасного в сочетании с чувством реальности, ее умение устоять перед соблазнами богатства и не превратиться под ударами судьбы в ожесточенную бессердечную личность — все это свидетельствует о том, что мы имеем дело с фигурой незаурядной, способной на самопожертвование во имя жизни в самом широком смысле этого слова. Неслучайно, уже в первых рецензиях на роман подчеркивалось, что в нем отсутствуют хитросплетения выдуманного сюжета. «Это— сама жизнь, огромная, непостижимая, сокрушающая все на своем пути». И Дженни противостоит этому неблагоприятному для нее напору обстоятельств, внутренняя целостность ее характера, ее сила лишь возрастают под ударами судьбы.

Характерно, что такое развитие образа главной героини романа не вызвало протестов со стороны американских критиков. Тот же Г. Менкен, например, отмечал, что Дженни обладает «огромной способностью любить, огромной способностью приносить счастье. Но в конце концов жизнь удостаивает ее лишь скромного права на существование». И это противоречие между способностями незаурядной личности и теми ограниченными рамками, в которые заталкивает ее буржуазная действительность, отчетливо показано в романе, причем показано ненавязчиво, без ненужной дидактики. Ряд критиков, отмечая эту сторону романа, подчеркивали умение писателя не только «нарисовать с исключительной правдивостью картины этой жизни, которую мы, американцы, ежедневно испытываем на себе», но и его способность «подвергнуть эту жизнь критическому разбору с удивительной проницательностью».

Проницательность писателя не ограничивается одним лишь образом Дженни. В романе Драйзер дает наброски образов американских капиталистов. На его страницах действуют два крупных бизнесмена — Роберт и Лестер Кейны. Воспитанные в одних и тех же условиях преуспевающей буржуазной семьи, братья тем не менее — люди разного склада, различного подхода и к жизни, и к бизнесу. Роберт «был проницателен и прижимист — качества, весьма существенные для дельца, ибо в делах без них не обойтись... Роберт Кейн был жестокий человек, делец с большим будущим», который «посвятил себя хладнокровной, упорной погоне за всемогущим долларом».

Его брат Лестер «был мягче, человечнее, - он благодушнее ко всему относился». «Наделенный богатым воображением и недюжинным умом», Лестер, «на свое горе, не обладал тупой, самодовольной уверенностью в собственном превосходстве, столь необходимой для достижения успехов в коммерческих делах». Разность характеров братьев в конечном итоге определяет их различное отношение к жизни. Роберт во всем следует законам буржуазного общества. Лестер же стремится жить по законам собственного сердца и терпит на этом пути сокрушительное поражение. И в этом — правда жизни, правда той капиталистической действительности, которая господствовала и продолжает господствовать в Соединенных Штатах Америки. Таким образом, в «Дженни Герхардт» писатель набрасывает контуры образов тех американских дельцов, которые займут центральное место в его знаменитой «Трилогии желания».

Источники:

  • Драйзер Теодор Дженни Герхардт: Роман. Пер. с англ. /Послесл. С. Иванько.— М.: Худож. лит., 1982.— 269 с. (Классики и современники. Зарубеж. лит-ра).

  • Аннотация: Героиня романа американского писателя Теодора Драйзера (1871 —1945) «Дженни Герхардт» (1911) — девушка из народа, которая, соприкоснувшись с миром капитaалистических хищников, сумела все же сохранить высокую духовную чистоту, бескорыстную любовь к добру, стремление к самопожертвованию. Т. Драйзер противопоставляет мир простых людей и так называемое «высшее общество» Америки начала XX века, реалистическому показу которого посвящены многие страницы романа.
    Обновлено:
    Опубликовал(а):

    Внимание!
    Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
    Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

    Спасибо за внимание.

    Назад || Далее
    .