|
4.1 Как в произведении И. А. Бунина соотносятся сон и явь? Зинин 2025 11 вариант (ЕГЭ по литературе)В произведении И. А. Бунина «Именины» сон и явь соотносятся с помощью антитезы. Счастливое прошлое, радостное детство, солнечный мир помещичьей усадьбы, семейный праздник — именины, когда рядом близкие и родные люди, — всё это происходит в воображении героя, он воспринимает эти яркие картины как утраченный рай, это Россия, родина, которую он потерял. А явь — это ужасная действительность, чужбина, одиночество. Во сне герой видит себя ребёнком в родной усадьбе, среди родственников; он счастлив, у него праздничное настроение. Но в этом сне на него надвигается что-то тяжёлое, «точно вся вселенная на краю погибели, смерти». Таким образом, впечатления реальности вторгаются в счастливый сон героя, даже во сне он не может освободиться от тягостных впечатлений и почувствовать себя полностью счастливым. Скорбь, охватившая душу рассказчика, разрывает его сон, и он осознаёт, что находится не в России, «далёкой и сказочной стране», а в Париже. Психологическое состояние героя передаётся и с помощью художественного времени — он осознаёт, что перед ним «глубокая зимняя ночь». Таким образом, противопоставляя радостный сон и скорбную, тягостную явь, автор усиливает трагизм положения героя, передаёт его духовную драму. 5. Опираясь на приведённый текст, сопоставьте сон бунинского героя с воспоминанием лермонтовского Мцыри об отцовском доме. Что сближает эти эпизоды? Сопоставляя сон бунинского героя с воспоминанием лермонтовского Мцыри, можно обнаружить много общего в этих эпизодах. Оба героя оказались в чужом для них мире, который противопоставлен той радостной картине детства на родине, в родительском доме, среди близких людей, сердечно расположенных друг к другу. Счастливый мир прошлого противопоставлен трагическому настоящему. Герой Лермонтова шестилетним ребёнком был оторван от близких людей, от родного аула. Пленного горского мальчика во время Кавказской войны вёз в Тифлис генерал, но из-за болезни мальчика оставил его в монастыре, где старый монах выходил ребёнка, спас его от неминуемой смерти. Мцырия в переводе с грузинского — «неслужащий монах». Дикий, молчаливый мальчик вырос, но так и не привык с жизни в монастыре, который он воспринимал как тюрьму. Перед принятием обета юноша совершает побег, но, проблуждав три дня, он, заблудившись в лесу и вступив в поединок с диким барсом, обессиленный, истекающий кровью от ран, оказывается вновь у стен монастыря. В исповеди монаху беглец рассказывает о родном ауле и отцовском доме. В его воспоминаниях возникает родной дом, горный ручей, полёт ласточек, за полётом которых он следил в детстве. В его воображении возникают ласковые сёстры, отец в полном боевом вооружении. Именно тогда он был счастлив, поэтому во всё пребывание в монастыре мечтал только об одном — вернуться в родной край, прижаться к груди близкого по духу человека. Герой Бунина тоже ценит прошлое, видит во сне счастливый день именин, родную усадьбу, где «переизбыток довольства, счастья». Но он осознаёт, что навсегда потерял Россию и вернуться в прошлое нет никакой надежды и возможности. А его настоящее — это чужая земля, Париж и глубокая зимняя ночь, передающая его внутреннее состояние. Таким образом, воспоминания обоих героев наполнены тоской по утраченному счастью. Они трагически воспринимают своё настоящее. Но если Мцыри верит в то, что вернётся в отцовский дом, не готов смириться со своим пребыванием в монастыре и, как романтический герой, вступает в поединок с судьбой, борется за свою свободу, то реалистический герой Бунина осознаёт, что прошлое утрачено безвозвратно. Обновлено: Опубликовал(а): Vladimirovna Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|
