Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Новелла Фаталист. Герой нашего времени. (Лермонтов М. Ю.)

Фаталист (с. 580).— Относительно сюжетного источника новеллы не существует единого мнения. По утверждению биографа Лермонтова П. А. Висковатова (1812—1905), «Фаталист» «списан с происшествия, бывшего в станице Червленпой с (Акимом Акимовичем.— И. Ч.) Хастатовым», дядей Лермонтова: «По крайней мере, эпизод, где Печорин бросается в хату пьяного рассвирепевшего казака, произошел с Хастатовым». Историк и собиратель лермонтовских рукописей В. X. Хохряков указывал на рассказ друга Лермонтова С. А. Раевского о том, что в «Фаталисте» запечатлено подлинное происшествие, участниками которого были сам Лермонтов и его приятель А.

А. Столыпин (Monro). Было высказано и предположение о том, что тему новеллы Лермонтов отыскал в мемуарах Байрона, содержащих рассказ об удивительном случае, происшедшем с школьным приятелем автора воспоминаний: «...взяв пистолет и не справляясь, был ли он заряжен, он приставил его себе ко лбу и спустил курок, предоставив случаю решить, последует выстрел или нет».

Вопрос о «случае», «судьбе», «предопределении», входивший в круг философских проблем, особенно интересовавших современников Лермонтова, и положен в основу «Фаталиста». Сюжет новеллы, трижды подтверждает реальность предопределения. Имеете с тем фатализм не исключал для Лермонтова активного вмешательства в жизнь, но, напротив, он предполагал свободу действий, решительное вторжение в заранее определенный ход событий.

С. 581. Наружность поручика Вулича...— Фамилия этого героя в рукописи «Фаталиста» читается «Вуич»; первоначально Лермонтов использовал без изменений фамилию своего знакомого Ивана Васильевича Вуича (1813—1884), поручика лейб гвардии Коппого полка.

Кавказец (с. 590).— Очерк написан, по-видимому, в 1841 г. Существует его копия с пометой переписчика: «Список с статьи собственноручной покойного М. Лермонтова, предназначенный им для папечатания в «Наших» и не пропущенный цензурою». «Наши» — альманах петербургского литератора А. П. Башуцкого (180!—1876) «Наши, списанные с натуры русскими» (1841—1842; вышло 14 выпусков, после чего издание было прекращено по цензурным причинам), задуманный по образцу французского сборника «Les franais peints par eux memess («Французы в их собственном изображении», 1840— 1842). Как сообщали в 1841 г. «Отечественные записки», «самое па-звание <...> показывает уже, что вся книга будет состоять ил статей оригинальных русских, ибо предметом их будут русские правы, русские физиономии, русские характеры.— К изданию уже приступ лено: заказаны рисунки, и вся первая часть книги просмотрена цен-зурою». Далее были перечислены имена участников издания:

A. П. Башуцкий, Е. П. Гребенка, М. А. Корф, М. Ю. Лермонтов,

B. Ф. Одоевский, И. И. Панаев, В. А. Соллогуб и т. д.

По сохранившейся копии «Кавказец» был опубликован только в 1928 г.

В очерке Лермонтова изображен кавказский армейский офицер, каких часто можно было встретить в Дагестане И Чечне. Его возможный прототип — Павел Петрович Шан-Гирей (1795—1864), родственник Лермонтова, штабс-капитан в отставке; служил на Кавказе при А. П. Ермолове.

Герой очерка «Кавказец» в литературном отношении — это дальнейшее развитие образа Максима Максимыча из «Героя нашего времени». Ср. в «Герое нашего времени» («Бэла»): «Сознайтесь, однако ж, что Максим Максимыч человек, достойный уважения?..» (см. с. 489).

С. 591. ...кинжал — старый базалай...— Кумыкский мастер База-лай изготовлял клинки, отличавшиеся удивительной прочностью; эти клинки так и назывались — «базалай».

...лошадь — чистый шаллох...— Шаллох (иначе — Шолок) — один из знаменитых у горцев Западного Кавказа конских заводов.

...и весь костюм черкесский...— Черкесский костюм, по воспоминаниям современников, был у русских в большой моде и даже служил образцом для служебных мундиров линейного казачьего войска.

С. 592. ...бурка, прославленная Пушкиным, Марлинским и портретом Ермолова...— Бурка стала популярной после появления пушкинского «Кавказского пленника» (опубл. в 1822 г.) и кавказских повестей А. А. Бестужева (Марлинского) — «Аммалат-бек» (опубл. в 1832) и «Мулла-Hyp» (опубл. в 1836). Носил бурку и Лермонтов, в этом костюме он изобразил себя на известном акварельном автопортрете; образцом ему, возможно, послужил знаменитый портрет А. П. Ермолова в бурке, выполненный английским живописцем Джорджем Доу (1781-1829).

...достать настоящую андийскую бурку...— Бурки, изготовленные в округе Анд», славились далеко за пределами Дагестана.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.