Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Почему именно повесть «Фаталист» завершает роман «Герой нашего времени»? (Лермонтов М. Ю.)

"Герой нашего времени"- это первый в русской прозе социально-психологический роман, в котором поднимаются нравственно-философские вопросы. Он состоит из пяти глав, каждая из которых представляет собой отдельную повесть. Интересно и то, что М.Ю.Лермонтов нарушает фабулу произведения и размещает части не в хронологической последовательности. Его цель - показать Печорина - героя времени - с разных сторон и в разных жизненных ситуациях, постепенно приближая его к читателю.

В первых двух повестях - "Бэла" и "Максим Максимыч" - показан непривлекательный портрет главного персонажа.

Повествователь описывает его холодным, равнодушным человеком. Его образ неуловим, а тяжелый, проницательный взгляд пугает своим спокойствием. Но в трех других главах, объединенных в "Журнал Печорина", постепенно раскрывается душа этого удивительного, загадочного человека. События, изложенные от первого лица, с личными мыслями и чувствами Печорина показывают трагедию "лишнего человека".

Всю жизнь он искал свое место в жизни, пытался ответить на вопросы: "Зачем я жил?", "Для какой цели я родился?", много страдал, много терял, много человеческих судеб разрушил.

И автор не случайно завершает свой роман повестью "Фаталист". Во-первых, это обусловлено своеобразной композицией. Сюжет замыкается в кольцо, ведь и в "Бэле", и в "Фаталисте" фигурирует образ крепости, который можно сопоставить с личностью главного героя. Такая же холодная и неприступная, она, как и Печорин, стоит обособленно, никому не давая заглянуть внутрь. А композиционная фигура кольца изображает постоянный, непрекращающийся круг поисков смысла жизни героя.

Во-вторых, в заключительной главе больше всего философских размышлений Печорина. Странное пари с Вуличем, заключенное в казачьей деревне, заставляет героя задуматься на темы судьбы, предопределения, фатума. Всю жизнь Печорин был убежден, что только человек, сам, может влиять на свою жизнь, что ход событий зависит от него. Но это и ставило его в тупик: в чем же смысл его существования, если никто этого не определяет, а он сам не знает? Но произошедшие события убедили его в обратном. Вулич доказал, что у судьбы на каждого есть свои планы: он не умер от выстрела из пистолета, чтобы потом умереть от рук пьяного казака. Печорин и сам играет с судьбой (хочет лично убедиться в правильности слов фаталиста), чем и ставит под сомнение всю свою прошлую теорию. Значит, был смысл его существования? Значит, все его поиски не напрасны? Значит, у него есть место в жизни? Именно такие мысли были в его голове во время написания очередной заметки в дневнике. События, произошедшие в казачьей деревне, стали поворотным моментом в его жизни.

Роман "Герой нашего времени" завершается тем, что Печорин обретает новое дыхание, он немного приоткрывает завесу тайны своего существования. И его жизнь продолжается. Продолжаются и поиски ее смысла. А подтверждает это кольцевая композиция. Таким образом, мне кажется, Лермонтов подводит нас к мысли, что у всего есть предназначение. И у Печорина, погубившего столько судеб, принесшего и испытавшего столько страданий. И у поколения, пороки которого "в полном их развитии" он собой олицетворяет.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.