Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Почему молодое поколение порой негативно относится к опыту старших? Аргументы И. С. Тургенев «Отцы и дети», А. С. Грибоедов «Горе от ума» (Итоговое сочинение (декабрьское))

Конфликт поколений — это вечная тема, пронизывающая историю человечества. Молодые люди, движимые энергией перемен и стремлением к новизне, часто с недоверием, а порой и с открытым негативом относятся к опыту, накопленному старшими. Это не просто подростковый бунт; это сложное социальное и психологическое явление, коренящееся в различии жизненных контекстов, скорости изменений и фундаментальных ценностных ориентиров.

Негативное отношение к опыту старших возникает, прежде всего, потому, что этот опыт воспринимается как устаревший, нерелевантный в быстро меняющемся мире, а также потому, что старшее поколение часто преподносит его в форме непререкаемого догмата, подавляющего индивидуальность.

Литература, отражая эту динамику, помогает понять глубинные причины этого отторжения.

Главная причина негативного отношения молодёжи к опыту старших заключается в том, что этот опыт кажется им неприменимым к новым реалиям. Каждое новое поколение сталкивается с уникальными вызовами, для решения которых старые методы оказываются неэффективными или даже вредными.

Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» является классическим исследованием этого конфликта. Евгений Базаров и его друг Аркадий Кирсанов, представители нового поколения нигилистов, решительно отвергают ценности и опыт «отцов» — Павла Петровича и Николая Петровича Кирсановых.

Для Базарова опыт старших — это не более чем «романтизм», «бесполезное искусство» и «старые предрассудки». Он видит, что их жизнь, основанная на аристократических традициях, эстетике и сентиментальности, не способна решить насущные проблемы России. Базаров требует практической пользы, научного подхода и радикальных действий. Он не просто не уважает опыт старших; он считает его тормозом прогресса. Опыт «отцов» не дает ответов на вопросы о том, как строить новую жизнь, как заниматься наукой и как преобразовать общество. В глазах Базарова, старшие не предлагают решений, а лишь ностальгируют по ушедшей эпохе, что вызывает у молодежи раздражение и неприятие.

Вторая причина негативизма кроется в том, что опыт старших часто ассоциируется с застоем, консерватизмом и, что особенно болезненно для молодежи, с лицемерием. Молодое поколение, идеалистически настроенное, отвергает опыт, который призывает к компромиссам с совестью ради социального успеха.

В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» показано резкое столкновение между молодым, просвещенным Александром Чацким и представителями «фамусовского общества». «Век минувший», который представляют Фамусов, Скалозуб и Хлёстова, живёт по принципам чинопочитания, лести, карьеризма и подавления личного мнения. Их «опыт» заключается в том, как выгодно жениться, как угодить начальству и как не думать о высоких материях.

Чацкий не просто не принимает этот опыт — он его презирает. Он видит, что следование этому опыту ведёт к моральному разложению, невежеству и рабской психологии. Когда Фамусов советует ему «учиться, на старших глядя», Чацкий отвечает гневной сатирой, обличая их рабское прошлое и настоящее. Для Чацкого, опыт старших — это не мудрость, а набор правил выживания в порочном, лицемерном мире. Молодое поколение отвергает такой опыт, потому что не хочет повторять ошибки и моральные компромиссы своих предшественников, предпочитая искать свой, пусть и более сложный, но честный путь.

Негативное отношение молодого поколения к опыту старших — это, как правило, не проявление неуважения к возрасту, а реакция на несоответствие этого опыта новым реалиям и его моральную сомнительность. Когда опыт старших преподносится как единственный верный путь, игнорируя стремительные социальные и технологические изменения (как у Базарова), или когда он основан на лицемерии и карьеризме (как у Чацкого), молодые люди неизбежно отворачиваются от него.

Истинная мудрость и опыт старших становятся ценными только тогда, когда они предлагаются не как догма, а как основа для диалога, позволяющая молодежи адаптировать эти уроки к вызовам своего времени.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.