Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Как Вы понимаете утверждение: «Без идеалов, то есть без определённых хоть сколько-нибудь желаний лучшего, никогда не может получиться никакой хорошей действительности»? Аргументы Л. Н. Толстой «Война и мир», Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» (Итоговое сочинение (декабрьское))

Фёдор Михайлович Достоевский, как никто другой, проникал в самые глубины человеческой души, исследуя ее стремления, падения и возрождения. Его утверждение: «Без идеалов, то есть без определённых хоть сколько-нибудь желаний лучшего, никогда не может получиться никакой хорошей действительности», — звучит как пророчество и предупреждение одновременно. Я понимаю эти слова русского классика как глубокую истину о том, что человек и общество не могут существовать полноценно и развиваться без устремленности к чему-то высшему, без веры в возможность преображения мира и себя к лучшему.

Идеалы — это не просто мечты, это внутренний компас, который задает направление нашим поступкам, формирует нашу нравственность и является движущей силой для созидания. Без этого стремления к "лучшему" жизнь человека становится бессмысленной, а действительность — застойной, лишенной прогресса и подлинной гармонии.

Во-первых, идеалы и желание лучшего являются необходимым условием для личностного роста и духовного развития человека. Они побуждают нас преодолевать собственные слабости, учиться, совершенствоваться и искать смысл своего существования. Человек, лишенный таких устремлений, рискует погрузиться в апатию, стагнацию и внутреннюю пустоту, независимо от внешних обстоятельств.

Ярчайшей иллюстрацией этой мысли служит жизненный путь Пьера Безухова, одного из центральных персонажей романа Льва Николаевича Толстого «Война и мир». В начале романа Пьер — богатый, но растерянный и наивный молодой человек, не имеющий четких идеалов и целей. Он мечется между светскими развлечениями, масонством, несчастливым браком, постоянно ища смысл, но не находя его. Его действительность, несмотря на внешнее благополучие, далека от "хорошей" — она наполнена разочарованиями, метаниями и внутренней пустотой. Однако по мере развития сюжета, пройдя через горнило войны 1812 года, плен, лишения и встречу с Платоном Каратаевым, Пьер обретает новые, глубокие идеалы: любовь к людям, стремление к справедливости, веру в Бога и в возможность преображения мира. Эти "желания лучшего" становятся его внутренним стержнем. Он перестает быть пассивным наблюдателем, начинает активно участвовать в жизни, стремится к созданию лучшего общества, находит счастье в семье. Его действительность кардинально меняется: из хаотичной и бессмысленной она становится наполненной, гармоничной и "хорошей" именно благодаря обретенным идеалам.

Во-вторых, отсутствие или извращение идеалов приводит к разрушительным последствиям не только для отдельной личности, но и для всего общества, создавая "плохую действительность". Когда человек или группа людей теряют нравственные ориентиры, их действия перестают быть направленными на созидание и могут обернуться деструкцией, эгоизмом и преступлением. Даже если есть "желание лучшего", но оно основано на ложных или антигуманных идеалах, результат будет катастрофическим.

Эта трагическая сторона отсутствия истинных идеалов или их подмены ярко показана в образе Родиона Раскольникова из романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников, будучи талантливым и умным студентом, создает свою "теорию" о "сверхчеловеке", которому дозволено "переступить" через моральные нормы ради достижения великих целей. Это его извращенный "идеал" – желание "лучшего" для человечества через насилие и убийство. Он верит, что, избавившись от "вшей" (старухи-процентщицы), он сделает мир лучше. Однако этот "идеал", лишенный нравственного фундамента, приводит его к чудовищному преступлению, а его действительность превращается в ад: муки совести, изоляция от людей, страх, болезнь. Его "желание лучшего" оказалось ложным, и оно не только не привело к "хорошей действительности", но и разрушило его собственную жизнь и чуть не погубило его душу. Только через принятие идеалов Сони Мармеладовой — идеалов любви, сострадания, покаяния и веры – он начинает путь к истинному возрождению и обретению новой, подлинно "хорошей действительности".

Таким образом, утверждение Достоевского глубоко справедливо. Идеалы и стремление к лучшему – это не роскошь, а жизненная

необходимость. Они являются тем невидимым каркасом, на котором строится осмысленная жизнь человека и прогрессивное развитие общества. Без этого внутреннего огня, без этих маяков, указывающих путь к совершенству, человечество обречено на блуждание в потемках, создавая лишь хаотичную и далекую от "хорошей" действительность.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском