Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Человек — хозяин природы или её часть? Аргументы Г. Мелвилл «Моби Дик», Д. Лондон «Зов предков» (Итоговое сочинение (декабрьское))

Вопрос о месте человека в природном мире — это одна из фундаментальных философских дилемм, которая на протяжении веков будоражит умы мыслителей, художников и писателей. Является ли человек венцом творения, призванным властвовать над всем сущим, или же он лишь один из видов, неотъемлемая часть сложного и хрупкого природного механизма? На первый взгляд, уникальные способности к разуму, созиданию и преобразованию мира могут склонять к мысли о доминировании. Однако глубокое осмысление этой проблемы, подкрепленное уроками истории и литературы, убеждает: человек — это, прежде всего, часть природы, и лишь осознание этой неразрывной связи способно обеспечить гармоничное существование и выживание как человечества, так и планеты в целом.

Иллюзия же абсолютного господства часто приводит к катастрофическим последствиям.

Идея о том, что человек является хозяином природы, часто приводит к высокомерию и попыткам подчинить себе окружающий мир, что в итоге оборачивается трагедией. Ярким примером такого разрушительного стремления к доминированию является образ капитана Ахава из романа Германа Мелвилла «Моби Дик». Ахав одержим идеей отомстить белому киту, Моби Дику, который когда-то лишил его ноги. Для Ахава Моби Дик — это не просто животное, это воплощение зла, непокорной природной силы, которую необходимо покорить. Его безрассудная погоня за китом, игнорирование всех предупреждений и здравого смысла, символизирует человеческую гордыню и попытку утвердить свою волю над стихией. Ахав видит себя хозяином, способным управлять судьбой, но в итоге его одержимость приводит к гибели не только его самого, но и всего экипажа корабля «Пекод». Этот литературный образ служит мощным предостережением: попытка человека стать абсолютным господином природы, вместо того чтобы уважать ее законы, неизбежно ведет к саморазрушению.

Напротив, осознание себя частью природы позволяет человеку жить в гармонии с окружающим миром, черпать в нем силы и находить истинное предназначение. Эта мысль прекрасно раскрывается в повести Джека Лондона «Зов предков». Главный герой, пес Бак, изначально живет в цивилизованном мире, но, попав на Аляску во времена золотой лихорадки, вынужден приспосабливаться к суровым условиям дикой природы. Постепенно Бак сбрасывает с себя налет цивилизации, пробуждая в себе первобытные инстинкты и возвращаясь к своим волчьим корням. Он учится выживать, полагаясь на свои природные силы, интуицию и связь с дикой средой. Бак не пытается доминировать над природой, он становится ее неотъемлемой частью, понимая ее законы и ритмы. Его трансформация в вожака стаи, способного выживать и процветать в дикой глуши, символизирует то, как человек (или в данном случае, животное, олицетворяющее природную сущность) может найти свое истинное место и смысл, признав себя частью, а не хозяином, великого природного цикла.

Таким образом, литература наглядно демонстрирует, что путь к гармонии и выживанию лежит не через покорение природы, а через признание своей неразрывной связи с ней. Иллюзия господства, как показывает трагическая судьба капитана Ахава, ведет к гибели. А вот принятие себя как части единой экосистемы, как это демонстрирует история Бака, позволяет не только выжить, но и обрести полноту бытия. Человек, обладая разумом и способностью к преобразованию, несет огромную ответственность за сохранение этого хрупкого баланса. Только осознав себя частью природы, а не ее безраздельным властелином, человечество сможет построить устойчивое будущее.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.