Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Мартин Лютер — основатель протестантизма и одна из центральных фигур мировой истории вообще (*Общие критические статьи)

«Римская церковь» XV-XVI вв. постепенно утрачивала авторитет в народной среде в разных странах Западной Европы. Это было связано с процветанием коррупции и разложением нравов в католической церкви. Но не все священники были безнравственными людьми. Из среды тех, кто верил в бога и соблюдал христианскую мораль, но был недоволен самой церковью, вышел один из идейных и организационных руководителей Реформации - Мартин Лютер (1483–1546), который возглавил антиримское движение в Германии.

Мартин Лютер получил светское образование, окончил Эрфуртский университет. Затем стал монахом-августинцем, добился сана священника, получил степень доктора богословия. Восхождение Мартина Лютера началось в октябре 1517 года, когда он обнародовал 95 тезисов против злоупотреблений индульгенциями. Прежде всего, Лютер выступил против процветавших в католической церкви меркантилизма и аморализма.

Священники стали напоминать торговцев, продающих за деньги справки и фиктивные документы.

Лютера возмущала не только сама форма отпущения грехов за денежную оплату. Проблема заключалась в том, что в учении римская церковь отстаивала догму о спасении души христианина только при посредстве церковного обряда. Торговля индульгенциями словно заставила священников забыть о таких важнейших составляющих человеческой души как вера, совесть, стыд и раскаяние.

Кроме непосредственной критики торговли индульгенциями М. Лютер выступил против деления христиан церковью на две противопоставленные друг другу группы неравноправных людей. «Выдумали, будто бы папу, епископа, священников, монахов следует отнести к духовному сословию, а князей, господ, ремесленников и крестьян — к светскому сословию. Всё это измышление и надувательство… ведь все христиане принадлежат к духовному сословию и между ними нет иного различия, кроме разве что различия по должности [и занятию]»1.

1. Лютер М. К христианскому дворянству немецкой нации об исправлении христианства. / Время молчания прошло. – Харьков, 1992. – С. 14.

По мнению Лютера, чиновники римской церкви не только отгородили священнослужителей от простых верующих, но вдобавок объявили духовное выше мирского. Приоритет духовного над мирским обернулся тем, что духовное сословие оказалось вне зоны действия светского права.

Духовное сословие ограждало своих служителей от государственных законов с помощью канонического права. Когда священникам предъявляли претензии со стороны государственной власти, писал Мартин Лютер, они утверждали, что светские законы написаны не для них, когда пытались призвать их к порядку на основе библейских правил, они утверждали, что трактовать текст Писания может только папа римский. Если же приходилось призывать к порядку самого римского папу с помощью собора, то «романисты», как называл Лютер сторонников централизованной римской церкви, не признавали его легитимности и утверждали, что собор может быть созван только решением самого папы. Таким образом, духовенство оказывалось вне действия общего для всех людей государственного права, что привело к злоупотреблению особым положением и властью: нередко священники пользовались своей неподсудностью. Критикуя каноническое право и особый статус духовенства, Лютер не побоялся указать на то, что римский папа тоже неоднократно ошибался, тем самым он вывел главную фигуру католической церкви из разряда непогрешимых.

Вслед за переосмыслением места духовенства в обществе, Лютер пошел еще дальше и провозгласил идею «всеобщего священства». Смысл ее заключался в том, что миряне способны стать духовными пастырями и без церковного назначения, а в результате избрания священника из среды самих верующих. Ведь служение богу — это дело всех христиан. Священники — это только должностные лица. Священники, писал Лютер, с помощью канонического права утаили эту истину от христиан. После смещения с должности священник должен стать обычным жителем своей страны, не сохраняющим никаких особых религиозных качеств, утверждал немецкий богослов. В католицизме, как известно, действует правило, что священник даже после смещения продолжает нести в себе особые духовные качества, полученные от бога, которые возвышают его над мирянами. Лютеранство не только возрождало идею раннего христианства о равенстве верующих перед богом, но и стремилось к воплощению этой идеи в религиозной практике2.

2. Лютер М. К христианскому дворянству немецкой нации об исправлении христианства // Время молчания прошло. – Харьков, 1992. – С. 18.

Для воплощения принципа равенства верующих в реальной жизни христиан М.Лютер предлагал ослабить посредническое участие церкви в каждодневной религиозной практике христианина.

Католическая церковь добивалась повсеместного участия во всех важных, а часто и в самых обычных, делах каждого верующего, одновременно играя роль духовного наставника, организатора религиозного действа, лекаря человеческой души, арбитра в спорах и исполнителя наказания. Она утверждала, что человек обретет спасение благодаря постоянному исполнению религиозных обрядов, постоянных молитв, и этого можно было добиться только многолетней религиозной практикой. Вплоть до самой мирской кончины человек не знал, насколько его церковная дисциплина соответствовала требованиям религии. Лютер выступил против такого положения вещей, при котором жизнь человека ставилась в зависимость от культа. Человек добивается спасения, по мнению Лютера, не в результате многолетнего исполнения культовых действий в церкви, а исключительно с помощью веры. Чтобы стать христианином человеку достаточно обряда крещения, признания Евангелия и внутренней веры в Христа, утверждал богослов.

Проповеди и трактаты Лютера минимизировали участие церкви в жизни верующих людей наставлениями в смирении. Требование приоритета личной веры по отношению к церковно-культовой деятельности и признания священного Писания в качестве единственного источника религии отрицало священное предание, которое представляло собой огромную антологию различных декретов, обращений, энциклик, посланий римских пап, решений церковных соборов. Священники постоянно пользовались документами и источниками священного предания, количество которых стало огромным за более чем тысячелетний период существования церкви, часто трактуя их своих интересах. Лютеранское учение требовало отмены «священного предания».

Надо заметить, что Мартин Лютер занимался не только разработкой теологических аргументов для восстановления раннехристианских принципов и осуждением разложившейся церкви. Немецкий реформатор критически переосмысливал некоторые принципы христианского учения. В частности, он не соглашался с христианским аскетизмом, понимая, что жизнь человека не может определяться постоянным ограничением и воздержанием. Человек вправе улучшать свое земное существование. В этой связи Лютер выступал против института монашества и против целибата (безбрачия) священников. Он также требовал решения экономических и политических проблем, которые угнетали население Германии. Лютер предлагал передать церковное имущество гражданам страны, а в помещениях монастырей поместить школы, приюты, больницы, требовал снижения церковных поборов и налогов. Лютер первым призвал к реформе церкви, которая должна была проходить при широкой гласности и полной открытости для верующих. В реформе церкви, по его предложению, должны были участвовать все сословия верующих христиан, а не одни кардиналы или священники. В просветительских целях Лютер перевел Библию на немецкий язык.

Идеи Лютера оказались созвучны подготовленному предшествующими событиями настроению немецкого народа. Книги реформатора были очень популярны, привлекали людей к обсуждению религиозных, экономических и политических вопросов. Помимо рассуждений о непосредственных материальных нуждах, они заставляли спорить о сути религии, о её роли в их жизни, о морали священников, об устройстве церкви. Особенно активно его поддерживали бюргеры, ремесленники, студенты, а также часть священников, настроенная против «романистов» (т. е. римских богословов), хотя сам Лютер больше рассчитывал на поддержку дворянства.

В 1520 г. папа римский издал буллу с осуждением лютеранского учения, и инквизиция приступила к уничтожению его книг, которые стали публично сжигать на кострах. В ответ он сжег экземпляр папской буллы. В 1521 г. рейхстаг, заседавший в г.Вормсе, принял эдикт, призвавший к преследованию сторонников новой ереси, но оппозиция церковной и гражданской власти стала только усиливаться.

М. Лютер не стремился к разрушению основ католической церкви, а, наоборот, хотел ее исправления. Однако его идеи усилили бунтарские настроения, которые в итоге стали причиной нескольких городских восстаний. Во время данных общественных акций громились церкви и монастыри. Такой результат несколько остудил революционные настроения Мартина Лютера, и он стал вести более осторожные речи. Лютер усмотрел опасность интеллектуальных обсуждений религиозных идей, разжигающих народные волнения. Он стал критиковать рационалистический характер философии гуманистов, осуждал рациональную истину и защищал веру и религиозный мистицизм. Разум он назвал «блудницей дьявола», мешающим проникаться истинной верой. В период крестьянской войны в Германии Лютер написал трактат «О рабстве воли», в котором он отрицал возможность человеческого выбора и утверждал идею абсолютного божественного провидения.

Таким образом, идеи Лютера претерпели изменения в течение его жизни, однако его по праву считают основателем протестантизма, поскольку его деятельность привела к расколу католической церкви.

Кроме того, Мартин Лютер своей деятельностью оказал влияние на другие сферы общественной жизни: на систему образования, становление немецкого языка, реформы в сфере музыки. Более того, Макс Вебер вообще считал, что идеи, высказанные Лютером в пылу религиозных дискуссий, стали толчком для капиталистического развития3.

Цит. по: Сахаров М. 95 тезисов Лютера - начало протестантизма // История. - 2004. - №1.

Мне кажется, что сегодня многие идеи Мартина Лютера звучат по-прежнему свежо и актуально. Особенно мне симпатична его идея о том, что соблюдение внешней, обрядовой стороны культа не должно вытеснять внутреннее содержание любой религии. Причем эта мысль актуальна, пожалуй, для каждой религии.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском