|
Согласны ли Вы с М. Ю. Лермонтовым, назвавшим равнодушие к добру и злу «постыдным»? Аргументы М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита» (Итоговое сочинение (декабрьское))Выдающийся русский поэт и прозаик М. Ю. Лермонтов, тонкий знаток человеческой души, назвал равнодушие к добру и злу «постыдным». Это утверждение глубоко проникает в саму суть человеческой морали и ответственности. Я полностью согласен с позицией Лермонтова, полагая, что равнодушие к фундаментальным категориям бытия — добру и злу — является не просто недостатком, а глубокой нравственной болезнью, парализующей способность человека к созиданию, позволяющей злу беспрепятственно распространяться и, в конечном итоге, ведущей к опустошению личности. Отсутствие чёткой моральной позиции лишает человека ориентиров, превращая его в пассивного наблюдателя или, что ещё хуже, в невольного пособника зла. Во-первых, равнодушие к добру и злу проявляется как глубокая личная трагедия, ведущая к внутренней опустошённости и неспособности к подлинным чувствам. Ярким примером такого состояния является Григорий Александрович Печорин, главный герой романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Печорин – человек умный, талантливый, обладающий сильной волей, но при этом глубоко несчастный и циничный. Его равнодушие к судьбам других людей, к их страданиям и радостям проистекает из его собственной внутренней пустоты. Он играет с чувствами Бэлы, княжны Мери, Веры, причиняя им боль не из злобы, а из скуки, из желания испытать хоть какие-то эмоции. Он сам признаётся в своём дневнике, что его душа «испорчена светом», что он «не способен к дружбе», «не способен к любви». Это равнодушие делает его «лишним человеком», не способным найти своё место в жизни, построить искренние отношения, совершить что-то по-настоящему значимое. Его жизнь, полная приключений, оказывается бессмысленной и бесплодной, что и является постыдным итогом его моральной апатии. Во-вторых, равнодушие к добру и злу не только разрушает личность, но и становится благодатной почвой для торжества несправедливости и жестокости в обществе. Когда люди перестают различать добро и зло, когда им становится всё равно, кто прав, а кто виноват, тогда зло получает полную свободу действий. В романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» образ Понтия Пилата является воплощением этого постыдного равнодушия. Прокуратор Иудеи, будучи человеком умным и проницательным, прекрасно понимает невиновность Иешуа Га-Ноцри. Он видит в нём чистоту и правду, но, опасаясь доноса и потери своего положения, проявляет малодушие и равнодушие к судьбе праведника. Пилат не совершает активного зла, но его бездействие, его отказ от защиты истины и справедливости, его равнодушие к невинному страданию приводят к трагической казни Иешуа. Это «постыдное» равнодушие обрекает Пилата на вечные муки совести, на бессмертие в одиночестве, где он постоянно переживает свой нравственный провал. Булгаков показывает, что равнодушие к добру и злу — это не нейтралитет, а соучастие, и его последствия могут быть катастрофическими. Таким образом, утверждение М. Ю. Лермонтова о том, что равнодушие к добру и злу постыдно, находит глубокое подтверждение в русской литературе. Примеры Печорина и Пилата убедительно демонстрируют, что такая позиция ведёт к внутренней деградации личности, лишает жизнь смысла и позволяет злу беспрепятственно распространяться, принося страдания как отдельному человеку, так и всему обществу. Истинная человечность проявляется не в безразличии, а в активном выборе между добром и злом, в способности отстаивать нравственные принципы и нести ответственность за свои поступки и бездействие. Обновлено: Опубликовал(а): GRETA2222 Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|
