—частливого нового года от критики24.ру критика24.ру
¬ерный помощник!

–≈√»—“–ј÷»я
  вход

¬ход через VK
забыли пароль?

ѕроверка сочинений
«аказать сочинение




ѕќ»— :

” нас более 100 000 материалов воспользуйтесь поиском! ¬ам повезЄт!

Ѕиографи€ —омон ѕетрович Ѕабаевский романы (Ћитература XX века)

Ќазад

ўедров выигрывает этот свой €ростный бой за чистоту и правду ленинских идей, он не окружен ореолом мученика, не отмечен жертвенностью, исключительностью, потому что истинный герой этого писател€ всегда убежденно и самоотверженно выполн€ет долг коммуниста, совершает то, что об€зан совершить, сознава€ себ€ наследником революционного дела отцов. —литность слова и действи€ лишь удваивает силы ўедрова и лишает своеобразной рефлексии ’олмова, который может позавидовать этому щедровскому Ђнеумению жить иначеї. ¬еро€тно, поэтому образ ўедрова лишен и того налета декларативности, каким отмечен Ђсын »ванї, взлеле€вший, но так и не осуществивший свой проект Ђновых ∆уравлейї.

ѕерипетии трудной борьбы ўедрова, требующей гражданского мужества и человеческой стойкости, веро€тно, и определ€ют динамизм повествовани€, сложность фабулы, энергию и разветвленность сюжета, упругую силу композиции, а главное, как и в романе о —ергее “утаринове, Ч несут в себе реальный жизненный пример.

јнтон ўедров внутренне собран и целеустремлен, посто€нно анализирует происход€щее. ѕисатель ищет соответстви€ изобразительных средств психологическому состо€нию геро€, атмосфере и замыслу романа и находит его в простоте и лаконизме повествовани€, в афористичной точности €зыка, в том кажущемс€ бесстрастии авторской интонации, котора€, вступа€ иной раз в противоречие с предметом описани€, вызывает необходимый эффект, обрета€ силу осознанного и мастерски выполненного художественного приема.

—говор подручных Ћогутенкова против бесстрашною их обличител€ тракториста ќгуренкова, происход€щий на квартире главбуха Ќечипуренко, походит на обычное собрание, где есть Ђосновной докладчикї, зачитывающий перехваченпое письмо и предлагающий проучить Ђправедникаї, есть короткие Ђпрени€ сторонї, даже вопросы в Ђпор€дке обсуждени€ї о том, как лучше зате€ть драку, следует рекомендаци€ Ђизбивать без особого усерди€ и без применени€ твердых и режущих предметовї, и, наконец, заключение: Ђвсе нами обговорено и утр€сено Ч полнейший балансї. Ќо именно эта казенна€ лексика, будничность и деловитость, с какой происходит постыдный сговор, и превращают всю сцену в злую и гневную сатиру на расхитителей общественного и колхозного добра. Ћегко, без видимых усилий писатель обнажает эгоистическую мелочность и суетность –огова, столь же бесстрастно воссоздава€ не лишенный причудливой фантазии ход его мыслей о гр€дущем назначении и торопливые приуготовлени€ Ђсамого себ€ї к новой жизни: Ђпод кроватью –огов отыскал гантели, потемневшие от ржавчины, начал ими размахиватьї, потом, вспотевший и багровый, лежал на коврике и старательно делал ногами Ђножницыї, а чуть позже, Ђпружин€ сильными ногамиї, уже поднималс€ на второй этаж, направл€€сь в давно пустующий вожделенный кабинет.  алашник в романе опытен, умен, знает дело и место свое занимает вроде бы по праву, только вот брита€ голова, пышные усы, рубашка, зат€нута€ тонким наборным ремешком, как-то плохо в€жутс€ с усто€вшейс€ тишиной красиво обставленной городской квартиры, где слышатс€ звуки скрипки и ро€л€, шуршат накрахмаленные простыни. ƒа и в районы области  алашник любит выезжать с удобствами, на Ђ„айкеї, Ђне машина, а походна€ квартираї, рессоры ее услужливо покачивают, клон€т в сон  алашника, способного уснуть даже под рассказ об избиении активиста. —ладка€ дремота, тепло, покой, обволакивающие  алашника дома и на работе, постепенно начинают восприниматьс€ уже не как слабость милейшего “араса Ћавровича, а как признак душевной лени пробудившегос€ в нем Ђтихого бюрократаї.

—вободно, уверенно, мастерски владеет —. Ѕабаевский и приемом Ђговор€щей деталиї, психологически и эмоционально выверенной, укрупненной до смысла и значени€ метафоры. –азговарива€ с јничкиной, пожилой и усталой женщиной, престарелым вожаком усть-калитвинской молодежи, требующим срочной замены, ўедров видит, как Ђплечи ее под пуховой шалью вздрагивали, бела€ пластмассова€ шпилька выбилась из волос, повисла, а потом упала на полї, Ч так вот и падают из закрученной гнездом косы јничкиной белые пластмассовые шпильки, немые и неопровержимые свидетели ее возраста, ее гор€, ее невольной вины. √лубокие залысины на крепкой голове заворготделом ћитрохина, которые Ђделали его похожим, если не на доктора наук, то на кандидата наверн€каї, содержат недвусмысленный намек, а папка-работ€га, до отказа набита€ справками и бумагами на все случаи жизни, не дает усомнитьс€ в Ђканцел€рскойї принадлежности этого человека. Ѕывший шкуровец и Ђвозвращенецї ≈всейка примечателен маленькими, по-воровски злыми и пугливыми глазками, мелкими припл€сывающими шажками, казачьей одежонкой, в которой он выгл€дит р€женым. «ато пасечник ѕетро «а-строжный, вечный и неутомимый труженик, одет по-домашнему просто и без затей, картуз у него испачкан медом и травой, а Ђпоношенные черевики сухо желтели и, казалось, были тоже слегка смазаны медомї. «аметно отросший живот трусливого и жуликоватого Ћистопада, Ч Ђказалось, что под пиджаком пр€талс€ либо подсвинок, либо хорошо откормленный индюкї, Ч деталь в своем роде незабываема€, по-гоголевски емка€ и раз€ща€.

¬оссоздава€ обстановку и атмосферу дома супругов Ћукь€новых, чью скромность беззастенчиво эксплуатирует  рахмалев, писатель задерживает взгл€д на единственной подробности: Ђвдоль стены т€нулась лавка, широка€, из толстой, хорошо оструганной доскиї Ч и так же. отчетливо вспомнитс€ она в заставленном мебелью и новинками быта доме механизатора ќчеретько, которого председатель почитает уже не за Ђр€дового колхозникаї, а за Ђценнейшего человекаї, развраща€ его, в сущности, уступками и поблажками, сделанными в ущерб Ћукь€новым. —толь непривычное дл€ ≈вгени€ –огова состо€ние бесприютности, неприка€нности, охватившее его в кузове грузовика, мчащегос€ по шоссе под дождем, передано и вовсе скупо: Ђот борта к борту, громыха€, каталась железна€ бочкаї, а –огов сидел на брезенте и все Ђплотнее прижималс€ к кабине, бо€лс€, как бы бочка не придавила ему ногиї. ѕраво же, надо быть проницательным художником и зрелым мастером, чтобы оставить своего геро€ в минуту т€желого раздумь€ один на один с пустой громыхающей бочкой и тем самым сказать о бессмысленности всех прит€заний этого молодого еще человека, растратившего себ€ на ничтожную житейскую возню и потерпевшего сокрушительный провал.

Ёпизод никогда не случаен, а образ всегда собирателен в многогеройной и неисс€каемой по разнообразию народных и социальных типов и характеров прозе —. Ѕабаевского. Ќо, пожалуй, в романе Ђ—овременникиї эпизод смело и обоснованно укрупнен писателем и поставлен в единый р€д повествовани€. —колько раз писал —. Ѕабаевский о жалобщиках, обивающих пороги иных учреждений, взыва€ к начальственной совести, напомина€ о зле и пагубности равнодуши€ к человеку. Ќо вот в романе Ђ—овременникиї писатель вз€л да и посадил ранним утром у всех на виду одного только жалобщика при входе в ƒом —оветов: Ђ¬низу на ступеньках, как раз под балконом, сидит старый человек в поношенном бешмете и в папахе из рыжей клочковатой овчины. —тарик по-горски скрестил ноги, обутые в сыром€тные самодельные чобуры, горбил спину и плакал, тихо, по-мужскиї. —тарик с желтым черепом, которому Ђврали беззастенчиво, что –огова нетї, не долго будет горбить спину на ступеньках, когда его позовет –огов, но уже не забудетс€, потому что и об обманутом старике жалобщике ўедров жестко и непримиримо будет спорить с –оговым, да и не только с ним, а писатель вместит в этот малый художественный объем всю сложность и глубину наболевшей проблемы.

ѕсихологическа€ и жанрова€ заостренность черт всегда была присуща образам, создаваемым —. Ѕабаевским. Ќо в романе о современниках писатель несколько иначе распор€дилс€ своим незаур€дным даром портретиста, когда, подчин€€сь стремительному и напр€женному ритму повествовани€, стал воссоздавать внешний облик персонажей исподволь, как бы от случа€ к случаю, наблюда€ за сменой состо€ний. Ѕудучи рассе€п по тексту, вернее вкраплен в него, портрет, может, и утратил былую монолитность, зато приобрел большую экспрессию, а характерные запоминающиес€ черты и подробности, отобранные писателем с безусловным знанием и снайперской точностью, соедин€€сь в фокусе того или иного образа, неизменно придают ему остроту и масштабность.

—уровое самоограничение писател€ в романе Ђ—овременникиї, очевидна€ обновленность его прозы продиктованы смелостью и своеобразием замысла повествовани€ о народе и его руководител€х, верностью писател€ своему взгл€ду на жизнь и задачи творчества.

јнтон ўедров, как и —ергей “утаринов, имеет все основани€ зап€ть более высокий пост, но, в отличие от роговых, думает он не о должности, а о работе, потому и возвращаетс€ в родную станицу, напутствуемый словами –ум€нцева: Ђ—екретарь райкома Ч это практик, человек живого дела. ќн всегда в пути, посто€нно с людьмиї. Ёту формулу и осуществл€ет на деле ўедров и материализует в романе —. Ѕабаевский. —амый пристальный и неослабевающий интерес коммуниста ўедрова к человеку и его судьбе, должно быть, и определ€ет все возрастающую роль эпизода в романе, котора€ выражена прежде всего в равнознач ности многих из них, а значит, и в равновеликости таких образов, как секретарь обкома –ум€нцев с его универсальным жизненным опытом и Ђповседневной человечностьюї, и тракторист ќгуревжов Ч бесстрашный защитник общественного интереса, увлеченный руковод€щей партийной работой јнатолий ѕриходько, и старый коммунист, ветеран колхозного движени€, заведующий механическими мастерскими јндрей ѕавлович ≈мель€нов, сам ўедров и тет€ јнюта, сорок лет назад пришедша€ в партию Ђне за должностьюї, или райкомовский шофер ¬анцетти, принимавший ўедрова в комсомол.

—. Ѕабаевский с равным вниманием и душевным волнением воссоздает в романе все эти образы, подчеркива€ меру ответственности каждого перед лицом жизни, про€вл€€ при этом подлинный и естественный гуманизм и демократизм, изначально присущий советскому писателю. Ќарод дл€ —. Ѕабаевского Ч не смутна€ размыта€ отвлеченность, а насущна€ реальность, поэтому он пишет не Ђвообщеї о народе, а всегда о самом народе, о люд€х разных возрастов и поколений.

Ќе забыт писателем, опубликовавшим некогда свое первое стихотворение о коллективизации ЂЅороздаї, мудрый завет деда Ћ€пхко: Ђ—ила, голубь, мой, в люд€хї, который, право же, можно поставить эпиграфом ко всему творчеству писател€.

¬оистину в романах —. Ѕабаевского Ђбелый свет кончаетс€ не намиї, огромен он и необозрим, а судьба человеческа€ интересна и значительна прежде всего своей причастностью к тревогам и заботам времени, способностью боротьс€ за чистоту идеалов, забыва€ о себе, но всегда помн€ о верности революционному долгу.

Ќедаром среди героев —. Ѕабаевского так приметен сухой и жилистый јнтон —илыч  олыханов, старый кочубеевец, воин и хлебороб. ўедрова и јнтона —илыча, его тезку и духовного отца, объедин€ет не только пам€ть о прошлом, но и насто€щее, в котором оба они не живут Ђкак всеї, а борютс€ за хлеб, за урожай, за счастье, моральное и нравственное здоровье живущего на земле человека.

—. Ѕабаевский, обраща€сь к образу  олыханова, и здесь не боитс€ крайностей и заострений гротеска, исключающих оттенок сладости и умилени€. ¬едь  олыханов в романе иной раз вызывает насмешку, недоумение, раздражение, своими чудачествами он выводит из равновеси€ даже ўедрова. Ќо вот по пути в соседний район, выйд€ из машины вместе со ўедровым,  олыханов зашагал по скошенной траве к роднику, где расстегнул ремни, снима€ вместе с ними шашку, через голову ст€нул старенькую гимнастерку, и перед ўедровым обнажились шрамы от сабельных, пулевых и осколочных ран, и было это уже не Ђпросто тело бесстрашного воина, а свидетельство могучего духа русского человека, написанное в годы двух войн и теми же войнами надежно удостоверенноеї.

 олыханов истово, до слез любит землю и гневно защищает ее от Ђнерадеевї, но есть ведь на белом свете Ђвесел€щиес€ вожакиї, Ђхлебосолыї и бюрократы, по чьей милости пустует она или скудеет.  олыханов носит в себе кулацкую пулю, дабы Ђне притупл€лось в нем классовое чутьеї, ибо существует ведь еще убогий и душный мирок сытого мещанина, демагоги€ воинствующего обывател€.  олыханов убежден, что Ђвс€ка€ собственность Ч это же смертельный €дї, но пробуждаетс€ иной раз в тех, кто Ђобрастает хоз€йским жиркомї, инстинкт ст€жател€, заглушающий совесть, затмевающий разум. » так ли уж беспочвенна тревога  олыханова: Ђбогатство, к каковому ...идем, не повредит ли нашей идейности?ї

ѕисатель лепит старого кочубеевца јнтона  олыханова с гражданской страстью и скрытой нежностью, стрем€сь выразить диалектическую сложность этого необычного образа, питаемого и чистой мощной струей народного эпоса, заставл€€ вспомнить о поэтическом бессмертии героев јлександра ƒовженко. ћаксимализм революционной веры лишь возвышает образ  олыханова над происход€щим, включа€ в сферу основных идейных исканий автора.

√ерои —. Ѕабаевского, как и сам писатель, принадлежат к ѕоколению людей, пробужденных к творчеству и созиданию ќкт€брьской революцией и возросших вместе с новым обществомЧ и “утаринов, и  ондратьев, и »ван  нига Ч отец, и јнтон ўедров, и тет€ √олубка, и –ум€нцев, и ветеран войны и труда ¬асилий Ѕеглов. ѕисатель неотделим от тех, с кем строил новую жизнь, вместе с ними идет от событи€ к событию, от книги к  ниге и пишет Ђисторию души человеческойї, вбирающей судьбу ÷елого поколени€, и сам развиваетс€ во времени.

≈сли в ранних произведени€х писатель по-юношески влюблен ¬ новизну революционных перемен, в дилогии о “утаринове и его вемл€ках преисполнен торжества и гордости, щедро и вольно выража€ радость труда и земного быти€, то в произведени€х поздней поры он предстает художником более суровым и зрелым, сосредоточенным на преодолении драматически сложных противоречий общественного быти€. Ќо всегда осуществл€ет поиск того геро€, что упр€мо делает жизнь, сто€ на ее быстрине, и неотвратимо вступает в Ђнастающее завтраї. ѕотому произведени€ писател€ и содержат ту меру объективности и основательности анализа, котора€ позвол€ет говорить об историзме его творчества.

ѕозици€ писател€-коммуниста —емена Ѕабаевского остаетс€ неизменной Ч позици€ борьбы и жизнеутверждени€, активного воздействи€ на происход€щее, свойственна€ советской литературе, созидающей нового человека, которого, по выражению ј. ƒовженко, мы показываем миру.

≈лена јлександрова

»сточники:

  • Ѕабаевский —. ѕ. —обрание сочинений. ¬ 5-ти томах./¬ступ. стать€ ≈. јлександровой.Чћ.: ’удож. лит., 1979. “. I. —естры: ѕовесть.  авалер «олотой «везды: –оман. 1979. 629 с

  • јннотаци€: ѕовесть Ђ—естрыї посв€щена возрождению колхозной жизни в одной из кубанских станиц сразу же после питани€ фашистских оккупантов, 4 когда вс€ т€жесть страды деревенской лежала на плечах женщин и подростков. ¬ романе Ђ авалер «олотой «вездыї дана картина восстановлени€ разрушенного войной хоз€йства в деревне после победного завершени€ войны.
    ќбновлено:
    ќпубликовал(а):

    ¬нимание!
    ≈сли ¬ы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
    “ем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читател€м.

    —пасибо за внимание.

    Ќазад
    .


    –≈√»—“–ј÷»я
      вход

    ¬ход через VK
    забыли пароль?

    ѕроверка сочинений
    «аказать сочинение