—частливого нового года от критики24.ру критика24.ру
¬ерный помощник!

–≈√»—“–ј÷»я
  вход

¬ход через VK
забыли пароль?

ѕроверка сочинений
«аказать сочинение




ѕќ»— :

” нас более 100 000 материалов воспользуйтесь поиском! ¬ам повезЄт!

–оман ѕриваловские миллионы (ћамин-—ибир€к ƒ. Ќ.)

Ќа склоне лет, размышл€€ о своем месте в русской литературе, ƒ.Ќ.ћамин-—ибир€к ставил себе в заслугу, что он показал читателю ”рал своего времени, с его особенной красотой, неисчислимыми богатствами, вложил в свои произведени€ любовь к обездоленному люду, преклонение перед его мудростью и творческими силами.

—овременники писател€ отдавали должное его €ркому своеобразному дарованию. ј.„ехов отмечал, что герои рассказов ћамина-—ибир€ка - это сильные, цепкие, устойчивые люди, а слова у него - живые, насто€щие, услышанные в народе, а не вычитанные из словарей, как это случаетс€ у иных литераторов.

ћ.√орький признавал, что книги ћамина-—ибир€ка помогли ему глубже полюбить русский народ и русский €зык. —.≈лпатьевский, врач и писатель, близкий „ехову, лечивший “олстого, писал, что ћамин-—ибир€к вы€вил то новое, что забрезжило на ”рале после отмены крепостного права и по€влени€ капитализма, - духовную и бытовую эволюцию, пережитую ”ралом вместе со всей –оссией, возникновение новых типов и нового уклада жизни.

¬ книге "–азвитие капитализма в –оссии" ¬.».Ћенин писал о ћамине-—ибир€ке: "¬ произведени€х этого писател€ рельефно выступает особый быт ”рала, близкий к дореформенному, с бесправием, темнотой и приниженностью прив€занного к заводам населени€, с "добросовестным реб€ческим развратом" "господ", с отсутствием того среднего сло€ людей (разночинцев, интеллигенции), который так характерен дл€ капиталистического развити€ всех стран, не исключа€ и –оссии".

√азета "ѕравда" 3 но€бр€ 1912 года, отдава€ дань уважени€ скончавшемус€ писателю, высоко оценивала его литературное наследие: "”мер талантливый, сердечный писатель, под пером которого оживали страницы прошлого". » далее, противопоставл€€ реалистическое направление творчества ћамина-—ибир€ка главенствовавшему в ту пору модернистскому, продолжала: "Ќарождаетс€ новый читатель и новый критик, которые с уважением постав€т твое им€ на то место, которое ты заслужил в истории русской общественности".

“аким образом, передова€ мысль того времени уже тогда высоко оценивала творчество ћамина-—ибир€ка и верно определила его место в литературе и идеологии.

–оман "ѕриваловские миллионы" впервые был опубликован в 1883 году в демократическом журнале "ƒело". „тобы глубже пон€ть и оценить художественное и социальное достоинство романа, следует обратитьс€ к житейской и творческой биографии писател€.

ƒмитрий Ќаркисович ћамин-—ибир€к родилс€ 25 окт€бр€ 1852 года.

"ћое детство прошло в далекой глуши ”ральских гор, захватив последние годы сурового крепостного режима, окрашенного специально заводской жестокостью", - вспоминал писатель.

≈го отец, Ќаркис ћатвеевич, окончивший ѕермскую духовную семинарию, женилс€ на дочери дь€кона јнне —еменовне —тепановой. —начала они поселились в селе ≈гва неподалеку от  удымкара, но через короткое врем€ переехали в небольшой рабочий поселок ¬исимо-Ўайтанск на —реднем ”рале, где Ќаркис ћатвеевич получил церковный приход.

«аводской поселок ¬исимо-Ўайтанск, расположенный в сорока верстах от Ќижнего “агила, сто€л на самом водоразделе ≈вропы и јзии ¬озникший в 1741 году, он принадлежал ƒемидову ѕолуторатыс€чное население было зан€то в цехах металлургического завода, на горных работах, перевозках металла, сырь€. «десь ћамины прожили двадцать п€ть лет, тут родились у них четверо детей - Ќиколай, ƒмитрий, ¬ладимир, ≈лизавета.

—упруги ћамины, при скромном достатке, почти равном среднему заработку рабочих завода у ƒемидова, жили дружно и счастливо Ќаркис ћатвеевич заметно выдел€лс€ среди других св€щеннослужителей образованностью, широтой взгл€дов, искренним желанием облегчить нужды своих прихожан, стремлением просветить народ. ќн сумел привить жене любовь к знани€м, литературе. ќни следили за текущей передовой мыслью того времени, читали демократические журналы "—овременник", "ƒело". ¬ домашней библиотеке сто€ли томики многих русских писателей: √огол€,  арамзина, ѕушкина, ∆уковского, «агоскина, Ѕестужева-ћарлинского,  ольцова, Ќекрасова,  рылова, √ончарова... ќтец писател€ организовал в поселке школу, где супруги безвозмездно учили детей заводских рабочих. ѕри школе они создали небольшую библиотеку. "ќтец, конечно, знал свой приход, особенно горе и бедность своей паствы. ¬ нашем доме, как в центре, сосредоточивались все беды, напасти и страдани€", - вспоминал писатель.

 артины заводской жизни, т€жкого труда, бедности и нищеты населени€, лишенного каких-либо прав, да вдобавок ко всему находившегос€ под неусыпным наблюдением надзирателей, с ранних лет запечатлелись в душе маленького ƒмитри€.

≈го товарищами, с которыми он проводил врем€ в играх, на рыбалке, в тайге, были дети мастерового люда. — ними он сидел за одним столом в школе отца. ћамины наде€лись дать дет€м гимназическое образование, но увы... ќплатить обучение двух старших сыновей им оказалось не по средствам. ѕришлось смиритьс€, отдать Ќикола€ и ƒмитри€ в ≈катеринбургское духовное училище, где они, как дети св€щенника, могли учитьс€ бесплатно. Ќаркис ћатвеевич и јнна —еменовна т€жело переживали это.

ƒва года пребывани€ в духовном училище оставили у ƒмитри€ т€жкие воспоминани€ ќн столкнулс€ с самыми темными сторонами бурсацкой жизни: грубостью, кулачными расправами, голодовкой ÷арили схоластика и зубрежка. ≈катеринбургское училище, по признанию ћамина-—ибир€ка, не дало ничего его уму, в течение двух Ћет он не прочитал ни единой светской книги.

Ўестнадцати лет ƒмитрий Ќаркисович поступил в ѕермскую духовную семинарию, где пробыл четыре года.

–ежим в семинарии отличалс€ от атмосферы духовного училища. —юда проникали передовые идейные ве€ни€ того времени. ¬ластителем дум семинаристов был ƒ.ѕисарев. —тали доступными книги материалистического направлени€. ѕо€вились товарищи, которые, как и он, серьезно задумывались над выбором пути, о необходимости найти свое место в жизни.   семинарским годам относ€тс€ первые литературные опыты будущего писател€.

¬ августе 1872 года ћамин поступил в ћедико-хирургическую академию в ѕетербурге. „ерез четыре года он перешел на юридический факультет университета. ¬ столице недавний семинарист оказалс€ в гуще идейных исканий тогдашнего молодого поколени€. —емидес€тые годы, отмеченные нарастанием революционно-освободительного движени€, направленного на борьбу с самодержавием, захватили его полностью. ќн стал свидетелем крупнейших политических событий, процессов над молодыми революционерами, среди которых были и его товарищи по академии, проводившие революционную пропаганду среди кресть€н и рабочих.

∆изнь в ѕетербурге сложилась дл€ ћамина чрезвычайно т€жело. ћать и отец бедствовали сами и не могли оказать ему существенной помощи, он нередко вынужден был голодать, не всегда успевал вносить плату за обучение. Ёто побудило ћамина, в ущерб зан€ти€м, вз€тьс€ за репортерство. —ледующим шагом стала литературна€ работа дл€ небольших расхожих журнальчиков. ћамин опубликовал, не подписыва€сь, несколько рассказов, невысоких по художественным достоинствам, но любопытных попытками отразить свои уральские наблюдени€. ¬ "∆урнале русских переводных романов и путешествий", а затем и отдельной книгой с заманчивым названием "¬ водовороте страстей" по€вилс€ объемистый роман, подписанный псевдонимом - ≈.“омский. Ёто было крайне мелодраматическое сочинение, в котором описывалась жизнь заводских людей, €вно рассчитанное на нетребовательного читател€, созданное ради заработка. ѕервые публикации "безым€нного периода" были пробой сил начинающего литератора. ћамин не бо€лс€ признатьс€, что все это было написано на скорую руку ради денег, лишь бы угодить заказчикам-издател€м чисто коммерческих дешевых изданий. Ќо и эти мизерные заработки не могли спасти молодого писател€ от нищеты и голода.

» все-таки молодость брала свое; он был полон замыслов, и ему хотелось как можно скорее осуществить их –абота€ ради денег, ют€сь в сыром углу, голода€, он начал свой давно вынашиваемый роман "ѕриваловские миллионы", несмотр€ на то, что заболел к этому времени туберкулезом.

¬ начале 1878 года скоропостижно умирает отец писател€, оставивший семью без средств. Ќа плечи ƒмитри€ Ќаркисовича, преданно любившего родных, ложатс€ заботы о близких, из которых главна€ - помочь встать на ноги, дать хоть какое-нибудь образование брату и сестре. »з-за туберкулеза ћамин вынужден был вернутьс€ на родину. ¬ Ќижней —алде, где жила теперь семь€, и Ќижнем “агиле недоучившемус€ студенту, начинающему литератору никакой работы получить не удаетс€, и ћамин со всей семьей перебираетс€ на жительство в ≈катеринбург.

Ќо и тут его преследуют неудачи. ≈динственным источником существовани€ становитс€ репетиторство. ¬скоре о ћамине распростран€етс€ слух как о прекрасном педагоге. ≈го приглашают в дома богатых купцов, горных инженеров, золотопромышленников. » все же заработки остаютс€ скудными, едва-едва покрывают скромные расходы. –епетиторство почти не оставл€ло времени на литературные зан€ти€. "¬ продолжение п€ти лет € давал частные уроки по двенадцати часов в день", - вспоминал писатель. “ем не менее он хоть и урывками, но упорно работал над романом, создава€ новые его редакции.

«ачастую, устав от романа, пугавшего своей, казалось, неодолимой громадой, жале€ €ркие куски сюжета, "не влезавшие" в роман, но требовавшие воплощени€, осуществлени€, ћамин писал рассказы, упорно и кропотливо шлифу€ их.

¬ажной переломной вехой в творческой биографии писател€ стал 1881 год. ќн €вилс€ началом его активной работы уже непосредственно в литературе.

¬ознамерившись вернутьс€ к зан€ти€м в университете и попытать счасть€ в московских журналах, ћамин в конце лета 1881 года выехал в ћоскву. ¬ университет с подачей за€влени€ о возобновлении зан€тий он опоздал. ¬ литературных же делах наметилс€ решительный сдвиг.

ѕлыв€ на пароходе от ѕерми до Ќижнего Ќовгорода, ћамин начал писать путевые очерки "ќт ”рала до ћосквы", предполага€ предложить их попул€рной среди интеллигенции московской либеральной газете "–усские ведомости". «десь его ожидала удача. „етырнадцать талантливых и злободневных очерков, дававших широкую картину уральской жизни, написанных рукой художника-публициста, были прин€ты "–усскими ведомост€ми". ќни печатались с окт€бр€ 1881 года по февраль 1882 года. ѕочти дес€ть его рассказов и очерков по€вились в различных печатных издани€х, в том числе и таких передовых журналах, как "ƒело", "–усска€ мысль", "¬естник ≈вропы" ¬ них были опубликованы значительные в творческом наследии ћамина рассказы: "—таратели", "¬ камн€х", "¬се мы хлеб едим", "¬ худых душах". ¬первые ћамин стал подписыватьс€ псевдонимом - ƒ.—ибир€к.

—ледующий, 1883 год принес новые победы молодому уральскому писателю. ∆урнал "ƒело" печатает роман "ѕриваловские миллионы" и одновременно повесть "ћаксим Ѕенел€вдов".

¬скоре зав€зываетс€ очень важна€ дл€ ћамина переписка с чрезвычайно уважаемым и любимым им писателем - —алтыковым-ўедриным, редактором журнала "ќтечественные записки". ¬ 1883 году в этом журнале печатаютс€ очерки ћамина "«олотуха" и "Ѕойцы", высоко оцененные ¬.».Ћениным, а в следующем году - второй крупный роман "√орное гнездо". “ак стремительно и бурно началс€ литературный путь ћамина-—ибир€ка. ќ нем заговорили как об интересном писателе с ”рала.

“еперь ћамин-—ибир€к целиком отдаетс€ напр€женной литературной работе. ”крепл€ютс€ и расшир€ютс€ его литературные св€зи с журналами. ќн - желанный автор передовых издательств. ¬ 1888-1889 годах выход€т отдельным изданием два тома "”ральских рассказов", хорошо встреченные критикой ¬ 1891 году писатель перебираетс€ на жительство в ѕетербург, где и протекает втора€ половина его жизни. ¬ столице он входит в круг передовых писателей реалистического направлени€, зав€зываютс€ сердечно-дружеские отношени€ с ¬. ороленко, ј.„еховым, —.≈лпатьевским, Ќ.√ариным-ћихайловским, позднее с ».Ѕуниным, ћ.√орьким, ¬.¬ересаевым, ј. уприным. ќн посто€нный и близкий сотрудник журналов "ќтечественные записки", "–усска€ мысль", "ћир божий". ≈ще в 1886 году он становитс€ действительным членом ќбщества любителей российской словесности при ћосковском университете. ¬ ѕетербурге его избирают членом  омитета —оюза русских писателей, членом Ћитературного фонда. –астет его попул€рность среди читателей. ќн занимает видное место и в детской литературе. ќсобое признание получают его "јленушкины сказки". “олько при жизни писател€ они за короткое врем€ выдержали более дес€ти изданий.

”мер ƒ.Ќ.ћамин-—ибир€к в возрасте шестидес€ти лет 2 но€бр€ 1912 года в ѕетербурге.

Ќа создание романа "ѕриваловские миллионы" у автора ушло почти дес€ть лет. —охранилось п€ть рукописных вариантов этого произведени€. –абота над ними шла не только в поисках художественной выразительности, но, пожалуй, главное, в вы€влении сущности сложного замысла, сюжета, поиска художественных решений проблем, волновавших писател€. ћен€лись соответственно этапам работы и названи€: "—емь€ Ѕахаревых", " аменный по€с" (два варианта), "—ергей ѕривалов" и, наконец, последнее - "ѕриваловские миллионы" —ергей ѕривалов то €вл€лс€ просто состо€тельным человеком, то даже агентом английской фирмы по перепродаже русского хлеба за границу. Ћишь в окончательной редакции он стал потомственным наследником Ўатровских заводов, последним представителем некогда очень известной на ”рале семьи промышленников ѕриваловых.

ѕоразительны глубина и художественна€ сила, с которыми изображаетс€ в романе победное шествие капитализма, буржуазные взаимоотношени€, исключающие какие-либо нравственные нормы. ћамин-—ибир€к с самих первых шагов в литературе как бы поставил перед собой задачу показать –оссию в ее движении по капиталистическому пути. ќн сделал это первым. ¬ этом его особа€ заслуга.

ќстанетс€ ли –осси€ кресть€нской страной со всем исторически присущим ей хоз€йственным и общественным укладом или же ќкончательно встанет на путь промышленного развити€ и капиталистических отношений? Ёто были коренные вопросы 80-х и 90-х годов прошлого века, предмет острейших дискуссий между легальными народниками и марксистами. ћамин-—ибир€к, материалист по своему воззрению, будучи чрезвычайно зорким наблюдателем, верный реальной действительности раскрывал в своих произведени€х именно капиталистический путь развити€ –оссии.  онечно, этому способствовало то, что значительна€ часть жизни автора прошла на ”рале в центре горнозаводской промышленности, где особенно обнаженно проходили процессы сколачивани€ капиталов и ограблени€ трудовых масс » вот его раздумь€ о пут€х развити€ –оссии наход€т свое отражение в романе.

—южетной пружиной романа €вл€ютс€ наследственные миллионы —ерге€ ѕривалова. ѕолучит он их или потер€ет право на распор€жение Ўатровскими заводами, которые способны при разумном ведении дела давать огромные доходы? ¬округ золотого блеска этого наследства и разгораютс€ все страсти «ав€зываютс€ сложные интриги не только вокруг ѕривалова, но и между опекунами, ведущими закулисную борьбу друг с другом.

Ќаследство - это тот рентгеновский луч, который вы€вл€ет сущность главных персонажей романа. ¬ чьи руки оно попадет?  то и как им распор€дитс€: во зло или на доброе дело? ќпекуны Ўатровских заводов ѕоловодов и Ћ€ховский, уже достаточно основательно погревшие на этом руки, думают только о деньгах, которые при удаче потекут в их карманы. Ќаследника же - —ерге€ ѕривалова - заводы и прибыли сами по себе не интересуют. ƒоходы ему нужны как средство дл€ выплаты "исторического долга" народу и отчизне.

ћы отдаем дань глубокого уважени€ молодой русской интеллигенции 70-х годов, шедшей "в народ" врачами, учител€ми, агрономами, стрем€сь "малыми делами" в услови€х самодержавного полицейского режима способствовать просвещению, облегчению положени€ труд€щихс€. ¬ романе €вственна прогл€дываетс€ отражение этого движени€ на фоне уральской действительности.

—ерге€ ѕривалова - сына своего века, получившего в ѕетербурге университетское образование, тоже коснулись эти ве€ни€. —вой долг наследника богатств, созданных бесчеловечной эксплуатацией крепостных заводчан на неправедно отн€той у башкир земле, он видит в возмещении народу долга. "„тобы не обидеть тех и других, - конкретизирует свою программу ѕривалов, - € должен отлично поставить заводы и тогда постепенно расплатитьс€ со своими историческими кредиторами. ¬ какой форме устроитс€ все это - € еще теперь не могу вам сказать, но только скажу одно, - именно, что ни одной копейки не возьму лично себе..." ѕривалов, до решени€ крайне запутанного дела об освобождении от опеки заводов, начинает осуществл€ть строительство мельницы, намерева€сь путем разумных отношений избавить кресть€н, продающих по дешевке хлеб, от спекул€нтов и торгашей, помочь им крепко встать на ноги, приобрести независимость ¬ намерении вз€ть на себ€ заводское дело, чтобы прибыль шла не заводовладельцу, а заводским рабочим и насто€щим хоз€евам земли - башкирам, €вственно сказываетс€ вли€ние романа Ќ.√.„ернышевского "„то делать?". —казываетс€ также и глубокое, благородное убеждение русских интеллигентов, всегда €вл€вшихс€ интернационалистами, бескорыстно служить народу, отдавать свою энергию, знани€, опыт делу развити€ "малых" народностей –оссии.

Ёта программа находит отклик среди молодого поколени€ трудовой интеллигенции, близкой ѕривалову.  онстантин Ѕахарев, сотоварищ по студенческим годам в ѕетербурге, хоть и называет ѕривалова утопистом и мечтателем, но не осуждает его. ќн также убежден, что богатства наживались за счет ограблени€ трудового люда. ≈му, фанатику заводского дела, кажетс€, что силы следует употребить на расширение Ўатровских заводов, на улучшение всей постановки дела, тогда "само собой" улучшитс€ и благососто€ние рабочих. Ѕудущее ему представл€етс€ св€занным с техническим прогрессом.   числу сторонников ѕривалова принадлежит сестра Ѕахарева, Ќад€. ƒаже беспринципный адвокат ¬еревкин беретс€ вести дело о наследстве, счита€ ѕривалова глубоко пор€дочным человеком. »скани€ ѕривалова гор€чо поддерживает ћаксим Ћоскутов, "замечательный человек", как его характеризуют даже противники. Ћоскутов предлагает наиболее широкую программу действий, куда вход€т пункты и о всеобщем братстве, смене общественных отношений. "¬ы спасете тыс€чи людей от эксплуатации", - говорит он ѕривалову, вер€ в то, что пример ѕривалова увлечет других заводовладельцев. ќднако Ћоскутов, учитыва€ сложность дела, предупреждает ѕривалова, что он неизбежно окажетс€ лицом к лицу с организованной силой эксплуататоров и пассивным сопротивлением масс, ради которой собираетс€ потрудитьс€. Ћоскутов же говорит о необходимости обратить особое внимание на укрепление общественной нравственности, без которой дело ѕривалова не может быть осуществлено.

¬нимательный читатель произведений ћамина-—ибир€ка не мог не заметить, что в романе "Ѕез названи€", опубликованном через одиннадцать лет после "ѕриваловских миллионов", а именно в 1894 году, писатель развивает и углубл€ет оп€ть-таки идеи ѕривалова о совершенном социальном будущем, основанном на разумных трудовых отношени€х, так как они, эти идеи, дороги самому ћамину. √ерой романа ќкоемов, выходец из старинного двор€нского рода, сколотивший солидное состо€ние в јмерике, вернувшись в –оссию намереваетс€ с пользой употребить свои капиталы. ¬кладыва€ деньги в приисковое дело на ”рале, в развитие современного сельского хоз€йства, рыбоводство, он привлекает интеллигенцию, лишенную возможности приложить знани€, силы к общественно полезному труду. ѕо мысли ќкоемова все, кто принимает участие в осуществлении его планов, в том числе рабочие, должны стать равноправными пайщиками общего дела. ≈му представл€етс€ возможным широко использовать все природные богатства ”рала и —ибири на пользу человека. ¬ этом он видит залог изменени€ социальных услови€.

ћысли ќкоемова о нравственной перестройке схожи с иде€ми ћаксима Ћоскутова. "¬от € и верю в этот подъем общественной совести, - говорит ќкоемов, - верю в то, что совестливых людей —отни тыс€ч и что их будет все больше и больше. «олотой век, конечно, мечта, но это не мешает нам идти к нему". ¬ этом убежден и сам автор, не однажды подчеркивавший на своих страницах веру в светлое будущее.

Ќо вернемс€ к "ѕриваловским миллионам". ћолода€ жизнь с новыми взгл€дами, мироощущением врываетс€ в старинную раскольничью семью золотопромышленника ¬асили€ Ѕахарева. √лава дома - фигура дл€ ”рала примечательна€. ќн из породы тех талантливых русских самородков из низов, которые осваивали природные богатства, поднимали уральскую и сибирскую промышленность.  онечно, уж без вс€кой жалости и пощады к тем, кто вкладывал свой труд, потом и кровью создава€ богатства хоз€евам. Ѕахарев чутьем понимает новизну времени, могучую силу образовани€, которое он дает своим дет€м. ќднако, вт€нувшись в новую среду, встреча€сь с новыми людьми, он все же не может пон€ть старшего сына  онстантина, в котором хотел бы видеть продолжател€ своего дела.  онстантин Ѕахарев считает дл€ себ€ позорным встать в р€ды золотопромышленников. ¬ то же врем€ он целиком отдаетс€ совершенствованию заводского дела, вид€ в крупной промышленности ту силу, котора€ может помочь решить многие социальные проблемы.

 онстантин Ѕахарев, как ѕривалов, ќкоемов и в конечном итоге сам ћамин-—ибир€к, будучи прекрасными, благородными людьми, наивно верили в то, что им удастс€, рано или поздно, пробудить совесть у буржуазии, повернуть ее с пути безудержной наживы на путь бескорыстного служени€ народу, –оссии.

—естра  онстантина Ѕахарева и его единомышленница Ќадежда пр€мо говорит ѕривалову: "ћы живем паразитами, и от нашего богатства пахнет кровью тыс€ч бедн€ков... —огласитесь, что одно сознание такой истины в состо€нии отравить жизнь..." ѕод вли€нием брата она вникает в заводское дело, знакомитс€ с людьми, св€занными с ним, проникаетс€ чувством уважени€ к рабочим. "„то-то такое хорошее, новое, сильное чувствуетс€ вс€кий раз, когда смотришь на заводское производство, - делитс€ она с ѕриваловым. - ¬едь это нова€ сила в полном смысле слова..."

»сследователи творчества ћамина-—ибир€ка и его романа справедливо став€т образ Ќадежды Ѕахаревой в р€д с именами таких героинь русских романов, как “ать€на у ѕушкина, ≈лена у “ургенева, Ќаташа у “олстого   ним можно добавить героинь поэмы Ќекрасова "–усские женщины". Ќас плен€ет чистота и €сность этих женщин, их верность долгу, готовность к самопожертвованию, €рко выраженный национальный характер, коренна€, глубинна€ принадлежность к своему народу, нерасторжима€ духовна€ св€зь с ним. ¬ образе Ќадежды Ѕахаревой ћамин-—ибир€к нашел свои отличительные краски и оттенки. ќна та русска€ женщина, котора€ уже осознала всю т€жесть положени€ своего народа, готова€ даже малыми своими силами прийти к нему на помощь. Ќе бесплодное сострадание, не сентиментальность руковод€т ею, а трезвое осознание необходимости отдачи обездоленным своего труда. “олько тогда у нее утихнет гнетущее ощущение паразитизма жизни за счет других. Ёто также отличительна€ черта русской интеллигенции - неприемлемость, паразитизма. ’арактер Ќадежды выдел€етс€ самоцветным си€нием драгоценных камней, особенно в сравнении с ложным блеском ее сверстниц, спекулирующих молодостью и женственностью.

Ќадежду Ѕахареву т€готит та среда, в которой она вынуждена вращатьс€. ќна последовательна в своих поступках и действи€х. –ешительно порывает с семьей, хот€ в ней и сильно чувство дочерней любви к родител€м. “руд учительницы не только дает ей самосто€тельность, но и отвечает потребности принести хоть малую пользу народу. Ѕольше того, отважно и открыто соедин€етс€ она в гражданском браке с любимым человеком. ¬ этом поступке она видит один из элементов раскрепощени€ женщины. Ќе страшит ее и то, что у нее будет незаконнорожденный по пон€тию близкой ей косной среды ребенок.

ћир новых людей в романе резко противопоставлен другому - миру "козырных тузов". ∆алкой игрушкой в руках этих дельцов становитс€ —ергей ѕривалов.

—тремление писател€ к социальной и художественной правде способствовало созданию убедительных и страшных картин мира буржуазии. ¬еликолепно написаны сцены знаменитой »рбитской €рмарки ¬о весь размах действуют тут представители купеческого, промышленного и банковского капиталов "√л€д€ на эти довольные лица, - пишет ћамин-—ибир€к, - которые служили характерной вывеской крепко сколоченных и хорошо прилаженных к выгодному делу капиталов, кажетс€, ни на мгновение нельз€ было сомневатьс€ в том, "...кому живетс€ весело, вольготно на –уси..." Ёта страшна€ сила клокотала и бурлила здесь, как вода в паровом котле: вот-вот она вырветс€ струей гор€чего пара и начнет ворочать миллионами колес, валов, шестерен и тыс€чами тыс€ч мудреных приводов".

Ќаследство ѕривалова - весомый и лакомый кусок, €вилс€ приманкой дл€ этих воротил, твердо убежденных, что сумеют легко и просто обвести вокруг пальца прекраснодушного ѕривалова. ¬ этом они мастера. ћысли Ћ€ховского и ѕоловодова, опекунов Ўатровских заводов, сосредоточены на умножении своих доходов. ’арактеры этих компаньонов резко отличны.  рупный промышленник Ћ€ховский смешон и жалок, соедин€€ в себе скопидомство с мотовством в угоду дочери. ѕоловодов, земский де€тель, выбившийс€ из низов в директоры банка, разыгрывает из себ€ в быту этакого любител€ русской старины - слав€нофила, а в большом обществе - барина английской складки. Ёти две маски скрывают лицо жестокого хищника, готового ради достижени€ корыстных целей и сластолюби€ на любую подлость. —овместные действи€ Ћ€ховского и ѕоловодова - сила страшна€ и непреклонна€. ќни не стесн€ют себ€ в выборе средств.

ѕривалову ли, с его пон€ти€ми чести, пор€дочности, нравственности, т€гатьс€ с такими матерыми хищниками! ≈му бы прежде всего вооружитьс€ знанием их приемов, а он доверчив.

ѕротив него идут в ход подлоги, денежные подкупы. ѕоловодов не гнушаетс€ подсунуть ѕривалову в любовницы свою собственную жену. ќпутанный этими сет€ми, несчастный в супружестве, душевно опустошенный, ѕривалов вовлекаетс€ в порочный круг жизни узловского общества и полностью сламываетс€, проводит вечера за карточным столом, в пь€нстве, тер€ет свое наследство и вместе с ним надежды на уплату исторического долга. ¬се его благие намерени€ идут прахом.

"ќт приваловских миллионов даже дыма не осталось..." “аков финал этой уральской истории.

—егодн€ мы наблюдаем интересное €вление: современный читатель с удовольствием и увлечением читает этот старый роман. ƒело в том, что, как и все истинное в искусстве, роман затрагивает высоконравственные, духовные проблемы, волнующие и нынешнюю молодежь. ѕроизведени€ искусства долговечны потому, что каждое последующее поколение обнаруживает в нем глубокую и жизненную правду, умеет извлекать дл€ себ€ уроки, как бы поворачива€ к себе произведение все новыми и новыми гран€ми. »стори€ ѕривалова поучительна. —обира€сь делать добрые дела, он столкнулс€ с хищниками и оказалс€ беспомощным. «начит ли это, что делать добрые дела бесполезно, а хищники всесильны?  онечно же, нет! ¬ысокое человеческое бескорыстие было и остаетс€ двигателем прогресса. Ѕыли и остаютс€ хищники, р€д€щиес€ нередко под деловых людей Ќужно учитьс€ различать их повадки, угадывать за словами, иногда красивыми, истинные цели. ”меть судить по делам, по поступкам. –оман "ѕриваловские миллионы" - одна из ступенек школы, вооружающей знанием психологии хищников. ј така€ школа необходима и полезна.

"ѕриваловские миллионы" стали началом серии больших социально острых романов ћамина-—ибир€ка. ¬озрастало мастерство писател€, обостр€лось его социальное видение. «а "ѕриваловскими миллионами" последовали еще более интересные романы - "√орное гнездо" (1884), "“ри конца" (1890), "Ѕрать€ √ордеевы" (1891), "«олото" (1892), "’леб" (1895) и другие.

¬елико литературное наследство ћамина-—ибир€ка. ¬ его романах, повест€х, рассказах впервые в русской литературе (что и выдвинуло его в р€д крупнейших писателей XIX века) отражены во всей его непригл€дности "его препохабие" капитализм и слуги его капиталисты-заводчики. ќсобенным хищничеством отличались заводчики ”рала, в св€зи с отдаленностью от суда людского. ћамин-—ибир€к знал это, и боль народа была его болью. ќн никогда не сомневалс€ в том, что народ –оссии умный, трудолюбивый, талантливый, но задавленный нищетой и невежеством, рано или поздно сбросит цепи, став истинным хоз€ином жизни.

"ћо€ цель сама€ честна€: бросить искру света в окружающую тьму", - писал ћамин-—ибир€к. ¬ своих произведени€х, изобража€ резкими красками "жизнь во мгле" заводского рабочего и его лютых утеснителен, исподволь, но неуклонно он подводил читател€ к мысли, что самое великое терпение - терпение русского человека - неизбежно должно истощитьс€. » что тогда? ќтвета на этот вопрос нет у ћамина-—ибир€ка. Ќо ведь важен тот вывод, который невольно делает читатель его произведений.

¬идный де€тель большевистской партии ‘.—ыромолотов, один из руководителей революционного движени€ на ”рале, сотрудник "ѕравды", автор упоминавшегос€ уже некролога о писателе, делилс€ своими впечатлени€ми о творчестве ћамина-—ибир€ка: "Ќа мой взгл€д, может быть, ћамин-—ибир€к и не отдавал себе отчета, как его творчество вдохновл€ло нас и будило на борьбу. ќн обнажал всю насто€щую правду и несгибаемость в борьбе уральского горнозаводского мужика".

ƒа, книги ћамина-—ибир€ка сыграли и эту роль, служа тем самым делу революции. ќни вошли в золотой фонд русской культуры. "«емле родной есть за что благодарить ¬ас, друг и учитель наш". “акими словами приветствовал с  апри умирающего писател€ в день его шестидес€тилети€ ћ.√орький.

¬иктор —тариков

ќбновлено:
ќпубликовал(а):

¬нимание!
≈сли ¬ы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
“ем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читател€м.

—пасибо за внимание.

.


–≈√»—“–ј÷»я
  вход

¬ход через VK
забыли пароль?

ѕроверка сочинений
«аказать сочинение