|
Своеобразие конфликта Чацкого с фамусовским обществом по комедии Горе от Ума (Грибоедов А. С.)Лейтмотивом комедии Александра Сергеевича Грибоедова *«Горе от ума»* является конфликт главного героя, Чацкого, с фамусовским обществом, отражающий социальные проблемы начала XIX века. С помощью монологов и диалогов, в которых Александр Андреевич высказывает прогрессивные идеи, раскрывается идейная структура текста. Отношение к образованию у Павла Афанасьевича и главного героя существенно отличается. Известно, что Чацкий несколько лет провёл за границей, вероятно, получая образование. Этот факт указывает на его стремление к знаниям и развитию. В понимании Александра Андреевича, ум — это стремление к саморазвитию ради общественной пользы. Однако, вернувшись в Москву, он обнаруживает, что представители светского общества имеют совершенно другое отношение к просвещению. Для них главное — сделать карьеру и удачно жениться. Так, Скалозуб, который "слова умного не выговорил сроду" является глубокоуважаемым человеком (потому что "золотой мешок и метит в генералы"). В фамусовском обществе всякая независимая мысль подавляется и угнетается, именно поэтому Павел Афанасьевич крайне негативно относится к высказываниям Александра Андреевича. Чацкий затрагивает тему крепостного права в одном из своих самых длинных монологов, поскольку она была одна из наиболее острых проблем того времени. Александр Андреевич возмущён тем, что живых людей господа и госпожи зачастую ценят меньше, чем животных. Он вспоминает случай, когда один помещик-крепостник «согнал на многих фурах от матерей, отцов отторженных детей», чтобы те танцевали в балете. Вскоре после этого все они были «распроданы по одиночке». Такое обращение с крестьянами считалось нормой для помещиков. Например, на бал к Фамусову приходит одна барыня с "арапкой-девкой" и собачкой. В этом обществе крепостной человек и животное имеют одинаковую ценность. Помещики легко меняют и продают своих слуг, не думая о чувствах тех, кого отрывают от семьи. Они привыкли к такому порядку вещей и не желают его менять. Чацкий же, как прогрессивный человек, понимает, что крепостное право тормозит общественное развитие. Мнения Фамусова и Чацкого о государственной (или военной) службе также кардинально отличаются. Знаменитая фраза Александра Андреевича «служить бы рад, прислуживаться тошно» отражает его негативное отношение к чинопочитанию. Рассказ Фамусова о своём дяде, который буквально стал шутом императрицы, иллюстрирует, что в московском обществе мораль подчинена карьерным интересам. Чтобы добиться успеха, годятся любые средства, даже самые унизительные. Почти во всех аспектах жизни мнения Чацкого и представителей фамусовского общества расходятся. Реплики героев поколений «нынешнего» и «минувшего» противопоставлены друг другу. В конце концов, фамусовское общество не принимает Чацкого всерьёз и объявляет его сумасшедшим. Александр Андреевич проигрывает в этом столкновении мировоззрений, однако остаётся верен своим идеалам. Грибоедов намекает, что, возможно, не сейчас, но вскоре наступит эпоха перемен, и такие люди, как Чацкий, станут нужны стране. Обновлено: Опубликовал(а): Анастасия В.В. Внимание! Спасибо за внимание.
|
|