|
Сатира и юмор в литературе ХIХ века на примере творчества одного из авторов: А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина (ЕГЭ по литературе)Русская литература ХIХ века подарила миру немало мастеров сатиры и юмора, но среди них особое место занимает Николай Васильевич Гоголь. Его творчество — это уникальное сочетание едкой сатиры, обличающей пороки общества, и искромётного юмора, который делает эти обличения не только меткими, но и удивительно живыми. Гоголь умел смеяться так, что смех становился страшным оружием против глупости, чванства, казнокрадства и духовной пустоты. В этом заключается сила его таланта: он не просто высмеивал, а заставлял читателя увидеть в смешном трагическое, а в нелепом — ужасающее. Ярче всего гоголевский сатирический гений проявился в комедии «Ревизор», где перед нами разворачивается картина всеобщего страха и глупости чиновников уездного города. Каждый из них — законченный тип, воплощающий определённый порок: Хлестаков — безудержное враньё и пустоту, городничий — корыстолюбие и трусость, Земляника — угодничество и подхалимство. Казалось бы, ситуация абсурдна: мелкий петербургский чиновник принят за важного ревизора только потому, что он молод, легкомыслен и носит столичный фрак. Но за этим абсурдом скрывается страшная правда о российской действительности, где внешний лоск и чин важнее правды и справедливости. Гоголь не просто смеётся — он показывает, как система развращает людей, превращая их в жалких и трусливых существ, готовых на всё ради сохранения своего положения. Не менее значимым произведением становится «Мёртвые души», где сатира приобретает уже эпический размах. Помещики, которых посещает Чичиков, — это не просто смешные карикатуры, а страшные в своей духовной мёртвости персонажи. Манилов с его слащавой мечтательностью, Коробочка с тупой жадностью, Ноздрёв с бесшабашной лживостью, Собакевич с грубой приземлённостью и, наконец, Плюшкин, в котором скупость достигла степени психического расстройства, — все они воплощают разные грани человеческого упадка. Гоголь не просто описывает их — он разоблачает самую суть крепостнической системы, которая уродует не только крестьян, но и самих помещиков, лишая их человеческого облика. Но Гоголь умел быть не только беспощадным сатириком, но и тонким юмористом, что особенно заметно в его «Петербургских повестях». В «Носе», например, абсурдная ситуация (нос майора Ковалёва, начавший самостоятельную жизнь) подаётся с таким серьёзным и даже бюрократическим тоном, что это только усиливает комический эффект. Однако за этим юмором скрывается глубокая мысль о том, как человек теряет себя в мире чинов и условностей, где даже часть тела может оказаться значимее целой личности. Гоголевский смех — это не просто весёлое зубоскальство, а «смех сквозь слёзы», как говорил он сам. Его сатира бичевала не отдельных людей, а саму систему, порождающую хлестаковщину, плюшкиных и городничих. Юмор же делал эту сатиру ещё более пронзительной, потому что, смеясь над гоголевскими персонажами, читатель невольно узнавал в них себя или своих знакомых. В этом и заключается бессмертная сила гоголевской сатиры — она остаётся актуальной и сегодня, ведь человеческие пороки, увы, не меняются. Обновлено: Опубликовал(а): pgtkl Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|