—частливого нового года от критики24.ру критика24.ру
¬ерный помощник!

–≈√»—“–ј÷»я
  вход

¬ход через VK
забыли пароль?

ѕроверка сочинений
«аказать сочинение




ѕќ»— :

” нас более 100 000 материалов воспользуйтесь поиском! ¬ам повезЄт!

“ри правды в пьесе √орького ЂЌа днеї (с примерами из текста) (√орький ћаксим)

ѕьеса "Ќа дне" была написана √орьким в 1902 году. ќкончательное свое название пьеса получила на театральной афише после того, как √орький перебрал другие: "Ѕез солнца", "Ќочлежка", "ƒно", "Ќа дне жизни". ¬ отличие от первоначальных, оттен€ющих лишь трагическое положение бос€ков, последнее €вно обладало многозначностью: "на дне" не только жизни, а в первую очередь человеческой души. ѕьеса √орького - это приговор бесчеловечной действительности, социальному устройству, где возможно само существование людей "дна", и утверждение веры в добро, справедливость и талант.

¬ пьесе √орького "Ќа дне" сталкиваютс€ три правды: правда факта, правда утешительной лжи и правда веры в человека.

ѕравду факта в пьесе представл€ет Ѕубнов.

ќн был когда-то скорн€ком, имел свое заведение, но оно было записано на жену. ѕоругавшись с ней из-за того, что та ему изменила, он ушел из дома и осталс€ ни с чем. —ейчас он картузник.  ак и все обитатели ночлежки, Ѕубнов пьет. ≈го правда заключаетс€ в том, чтобы лишь констатировать факты. ќн не дает люд€м надежды, не утешает их и в них не верит. Ёто хорошо видно из слов, которые Ѕубнов говорит Ќасте, когда та за€вл€ет, что уйдет из ночлежки, потому что она тут лишн€€: "“ы везде лишн€€... да и и все люди на земле - лишние..." ¬озможно, это происходит потому, что Ѕубнов сам уже никому и ни во что не верит, и, в первую очередь, не верит в себ€. ќн уже смирилс€ со своим положением и не хочет ничего мен€ть, ни к чему не стремитс€, жажда жизни в нем давно угасла. Ѕубнов говорит: "Ћюди все живут... как щепки по реке плывут... стро€т дом... а щепки - прочь..." ƒуша Ѕубнова тоже очерствела, он даже не может сострадать человеку. Ќа за€вление Ћуки о том, что јнна умирает, Ѕубнов лишь цинично говорит: " ашл€ть, значит, перестанет...  ашл€ла она очень беспокойно..."

¬ пьесе Ѕубнов не играет ни отрицательной, ни положительной роли. Ѕезусловно, он говорит правильные вещи, речь его усыпана пословицами и поговорками, но дл€ жителей ночлежки он не представл€ет решительно ничего. ќн посто€нно находитс€ как бы в стороне от событий. ќн все врем€ то сидит на нарах вдали от всех и шьет из штанов шапку, то уходит за нитками на базар. ¬ третьем действии, когда все обитатели ночлежки сид€т на пустыре сзади дома, он только высовываетс€ в окошко, в сцене драки мы тоже не наблюдаем его активного участи€. » лишь в конце четвертого действи€ Ѕубнов вваливаетс€ с множеством бутылок водки и пива и кричит, что всех угощает. — его приходом происходит сближение всех ночлежников, они пьют, поют, тем самым "рыда€" над своей судьбой. ¬от почему на объ€вление Ѕарона о самоубийстве јктера —атин отвечает: "Ёх... испортил песню... дур-рак!"

ѕравду утешительной лжи в пьесе представл€ет Ћука. Ёто мудрый старик, странник. ќн поселилс€ в ночлежке лишь на некоторое врем€, чтобы отдохнуть и отправитьс€ странствовать дальше. — одной стороны Ћука - светлый, с другой - лукавый. ƒействительно, Ћука, как луч света, блеснул в серой и безнадежной жизни ночлежников, пробудил в их душах самые человечные чувства. Ѕолее того, Ћука дал пон€ть ночлежникам, что их тоже можно уважать. ¬ойд€ в ночлежку, он сказал: "ƒоброго здоровь€, народ честной!" Ѕубнов холодно заметил: "Ѕыл честной..." Ќо Ћука ответил: "я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха - не плоха: все - черненькие, все - прыгают..." Ћука вернул ночлежникам чувство собственного достоинства, стремление к лучшему, хоть и сказочному. јктеру он внушил, что в одном городе есть больница с мраморным полом, где лечат от пь€нства бесплатно, потому что "признали, видишь, что пь€ница - тоже человек". ¬аське ѕеплу обещал сладкую жизнь в —ибири. јнну успокаивал сказками о том, что на том свете, в раю, она отдохнет, что умирать совсем не страшно. Ќо сам старик хорошо понимал, что ждет этих людей в будущем, поэтому он пыталс€ своим лукавством натолкнуть их на путь истинный. ¬едь после того, как Ћука рассказал јктеру про лечебницу, он добавил: "ƒа € тебе город назову!... “ы только вот чего: ты пока готовьс€! ¬оздержись!... ¬озьми себ€ в руки и - терпи..." Ёто говорит о том, что Ћука верит в человека, в его силы. Ќаврав јктеру про лечебницу, он наде€лс€, что тот сам справитс€ с алкоголизмом, несколько раз воздержавшись. Ћука говорит: "„еловек - все может... лишь бы захотел..."

ѕо отношению к јнне Ћука оказалс€ единственным утешителем, ведь никто даже не обращал на нее внимани€, не ухаживал за ней.  аждый раз, когда јнне становилось скучно и страшно, Ћука разговаривал с ней, утешал ее, он выводил јнну в сени подышать свежим воздухом и приносил попить. ј все это потому, что Ћука любит людей. ќн говорит: "„еловек - каков ни есть - а всегда своей цены стоит..." Ћука верит, что каждый человек "дл€ лучшего живет". Ёта его вера мотивирует и такой поступок, как спасение ¬аськи ѕепла. Ћука специально залез на печь и подслушал разговор ѕепла и ¬асилисы, потому что чувствовал, что затеваетс€ что-то неладное. » только благодар€ старику ¬аська в порыве €рости не убил  остылева. «атем Ћука начинает внушать ему, чтобы он не слушал ¬асилису и уходил отсюда как можно быстрее, и вот тут-то старик, чтобы обнадежить ¬аську, прибегает оп€ть к своей утешительной лжи. » даже ¬аська ѕепел, который вначале никому не верил, теперь прислушиваетс€ к басн€м старика.

ќбнадежив таким образом практически всех ночлежников, Ћука незаметно исчезает во врем€ уличной драки. Ётот уход обычно трактуют как бегство лжеца, се€тел€ иллюзий, как крах его. Ќо на самом деле старик пон€л, что ему больше нечего делать в ночлежке, он дал ее обитател€м призрачную надежду, вернул веру в себ€ и жажду жизни.

ѕосле ухода Ћуки напущенный им дым иллюзий начинает понемногу развеиватьс€. Ќочлежники уже хорошо понимают, что так больше жить нельз€, но и выхода не вид€т. „ем радужнее были надежды, наве€нные Ћукой, тем больнее было осознавать, что на самом деле они никогда не сбудутс€. Ќапример, јктер вообще не выдержал краха надежд и покончил жизнь самоубийством. Ќо все-таки приход Ћуки не прошел бесследно: все, кто раньше ничего не понимал, не думал, начинают размышл€ть над смыслом жизни. ƒаже Ѕарон, такой, казалось бы, совершенно пустой человек, которого Ћука, в принципе, и не коснулс€, говорит: "ј... ведь зачем-нибудь € родилс€... а?"

Ќар€ду с положительной ролью, которую сыграл Ћука в пьесе, €вно есть и отрицательна€. ƒа, люд€м нужно сочувствие и сострадание, их нужно пожалеть и успокоить, но правду о жизни человек об€зан знать всегда, иначе последстви€ от разочаровани€ будут огромны, как получилось с јктером. ј Ћука был дл€ ночлежников "как пластырь дл€ нарывов", - так сказал о нем Ѕарон; "как м€киш дл€ беззубых", - так выразилс€ —атин.

ѕравду веры в человека в пьесе представл€ет —атин. ¬ прошлом он был очень образованным человеком, играл на сцене, рассказывал анекдоты и служил на телеграфе. ѕотом он четыре года и семь мес€цев отсидел в тюрьме за то, что "убил подлеца в запальчивости и раздражении" из-за родной сестры. ќтблески прошлой жизни еще иногда всплывают в его сознании, —атин до сих пор помнит научные слова: ""сикамбр", "макробиотика", - но уже не знает, что они значат. ≈го теснит, давит нища€ жизнь, он говорит: "Ќадоели мне, брат, все человеческие слова... все наши слова - надоели!  аждое из них слышал €... наверное, тыс€чу раз..." Ќо и делать ничего дл€ того, чтобы вырватьс€ из ночлежки, он не собираетс€. —атин твердо уверен в том, что "после тюрьмы - нет ходу!" ќн единственный в ночлежке не верил ни единому слову Ћуки, но и единственный хорошо понимал его поступки. ¬ пьесе —атин говорит устами √орького, но его идеи наход€тс€ в противоречии с его существованием, мысли расход€тс€ с поступками. —атин, безусловно, видит правду, но к насто€щему делу он не пригоден. ”мный и дерзкий, он говорит правду в глаза, не щад€ человека. ¬о всей ночлежке нет понимающей и близкой ему души, лишь с приходом Ћуки така€ по€вл€етс€. —атин как будто оживает с его по€влением, начинает с ним спорить. ќни оба понимают друг друга. Ћука видел в душе —атина желание говорить всем жестокую правду в лицо, потому что он сам был сломлен этой правдой. ј —атин, в свою очередь, видел, что Ћука указывает ложный путь спасени€, не зна€ истинного, потому что хочет помочь люд€м, но помогает не так, как следовало бы. ѕосле пребывани€ Ћуки в ночлежке —атин сам пропитываетс€ его иде€ми и продолжает высказывать их даже после его ухода. ќн же и защищает Ћуку, когда практически все обитатели ночлежки называют его шарлатаном. —атин кричит на них: "ƒубьЄ... молчать о старике! “ы, Ѕарон, - всех хуже! “ы - ничего не понимаешь... » - врешь! —тарик - не шарлатан! ќн врал... но - это из жалости к вам!" »менно из этих слов лучше всего видно, что —атин глубоко понимал идеи и поведение Ћуки.

Ќо в следующих поступках —атина про€вл€етс€ его двойственна€ натура. — того момента, как —атин увидел, что ночлежники только больше запутываютс€ в дыму иллюзий, напущенном Ћукой, он начинает открывать всем глаза на правду и как можно ниже опускает идеи старика в глазах сожителей. «десь сам √орький в лице —атина противостоит утешительной лжи Ћуки. —атин говорит: "Ћожь - религи€ рабов и хоз€ев... ѕравда - бог свободного человека!" јктер от такой внезапной истины покончил жизнь самоубийством, даже  лещ, в котором до сих пор не угасала надежда на спасение, от такого контраста красивой сказки и жестокой правды тер€ет свою веру и сливаетс€ с безликой массой ночлежников. “еперь он не называет их никчемными твар€ми, не утверждает, что они ниже его и не хот€т работать, теперь  лещ сравн€лс€ с ними, он говорит: "Ќичего... ¬езде - люди... —начала - не видишь этого... потом - погл€дишь, оказываетс€, все люди... ничего!"

Ќо пребывание Ћуки с его иде€ми р€дом с —атиным не прошло бесследно. —атин у€снил дл€ себ€, что нужно верить в людей, поддерживать их, ведь каждый своей цены стоит. » —атину уже не хочетс€ говорить правду грубо всем в глаза, он понимает, что "человек - вот правда!" —атин говорит о себе и Ћуке: "ќн... подействовал на мен€, как кислота на старую и гр€зную монету..." Ћука пусть и хотел помочь люд€м, но, пожалуй, сыграл положительную роль только в судьбе —атина, ведь тот наконец-то пон€л: "Ќе обижай человека!"

¬ пьесе —атин - ключевой персонаж. ≈го устами говорит сам √орький. »менно из-за —атина повесилс€ јктер, потому что тот в одну минуту сломал все его мечты и планы. ќн же убил надежду  леща и убедил Ќастю, что насто€щей любви не бывает. »менно —атин пон€л Ћуку, и только он смог прогнать призрачные надежды обитателей ночлежки. “рудно судить, положительную или отрицательную роль играет —атин в пьесе. ќн, скорее всего, выступает как судь€ неправильным действи€м Ћуки и глупым мечтам ночлежников. ≈сли в самом начале —атин и был грубым, то потом, благодар€ Ћуке, он пон€л, как нужно относитьс€ к люд€м.

я считаю, что врать люд€м так много, представл€ть мир в розовом свете, хот€ на самом деле все не так, нельз€.  аждый человек должен трезво оценивать свое положение, возможности и мир вокруг себ€. ј так, как Ћука, вводить людей в заблуждение не стоит. Ќо и жестоко говорить правду в глаза, не жале€ человека, тоже не нужно, ведь обидеть всегда легко, а поддержать в трудную минуту сможет не каждый. ѕравду говорить необходимо, но делать это надо так, чтобы она не ранила человека.

—ам √орький так же, как Ћука, безгранично любил людей, но одобр€л поведение —атина, потому что ненавидел ложь, затмевавшую глаза. „ерез всю пьесу √орький проводит главную мысль: "„еловек! Ёто - великолепно! Ёто звучит... гордо!"

ќбновлено:
ќпубликовал(а):

¬нимание!
≈сли ¬ы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
“ем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читател€м.

—пасибо за внимание.

.


–≈√»—“–ј÷»я
  вход

¬ход через VK
забыли пароль?

ѕроверка сочинений
«аказать сочинение