—частливого нового года от критики24.ру критика24.ру
¬ерный помощник!

–≈√»—“–ј÷»я
  вход

¬ход через VK
забыли пароль?

ѕроверка сочинений
«аказать сочинение




ѕќ»— :

” нас более 100 000 материалов воспользуйтесь поиском! ¬ам повезЄт!

ќбраз и характер ѕатапа ћаксимыча в романе ¬ лесах (ћельников ѕ. ».)

Ќазад || ƒалее

Ётот Ђсоциально-политический идеал писател€ї, как утверждает исследователь, определил и трактовку образа ѕатапа ћаксимыча. Ђ»менно в ѕатапе ћаксимыче писатель видит обобщенный тип тех людей, которые призваны двинуть вперед –оссию и быть опорою трона... Ќет сомнени€, что ћельников в лице ѕатапа ћаксимыча создал идеализированный и приукрашенный образ купца, облагоражива€ его и см€гча€ в нем черты эксплуататораї.

Ќепри€зненное отношение к купечеству, впервые высказанное в повести Ђ расильниковыї, ћельников сохранил в течение всей своей жизни.

¬ романе Ђ¬ лесахї и особенно ЂЌа горахї он разве€л миф о созидательной силе русской буржуазии. ѕисатель не отрицает, что купечество представл€ет собой огромную общественную силу. Ќо эта сила, как правило, деспотична и бесчеловечна, ибо ее кумиром €вл€ютс€ барыш, богатство, дух ст€жательства, убивающие в человеке с циничной жестокостью веру в добро и любовь. ƒаже ѕатап ћаксимыч Ч человек во многих отношени€х симпатичный, изображенный в романе с известной долей идеализации, Ч становитс€ жертвой этого страшного божества.

–оман Ђ¬ лесахї Ч талантливое реалистическое произведение. ¬ нем воссоздана широка€ панорама буржуазных общественных отношений, на фоне которых повествуетс€ о судьбах главных героев, чьи характеры и поступки обусловлены социальной средой, господствующими в ней идеалами.

ƒействительно, ћельников надел€ет ѕатапа ћаксимыча многими лучшими чертами русского национального характера: природным умом, независимостью, деловитостью, добродушием, щедростью натуры. Ќо вместе с тем он говорит и о хищнических устремлени€х заволжского Ђтыс€чникаї, о его гор€чности, доход€щей порой до самодурства, непомерном тщеславии. Ёто по-своему сложный и противоречивый характер, в котором своеобразно сочетались душевна€ щедрость, доброта, нежна€ прив€занность к дочер€м с жаждой барыша, кичливой гордостью. ѕоэтому несправедливым нам представл€етс€ и такое толкование характера ѕатапа ћаксимыча, когда его положительные качества объ€сн€ютс€ некоей Ђзаданной схемойї, а отрицательные Ч Ђверностью принципам реалистического изображени€ действительностиї. Ђ“аким образом, Ч пишет другой исследователь, Ч намерева€сь создать идеальный характер, ћельников, вопреки собственным намерени€м, соткал образ из противоречивых элементов. јбстрактно-морализаторска€ тенденци€ отошла на второй план, отступив перед социальной сущностью типа, благодар€ чему и стал он живым, €рким, многостороннимї .

¬ этой св€зи уместно вспомнить критическое высказывание ћельникова по поводу своего первого рассказа: Ђне писать... до тех пор, пока не узнаю жизни получшеї. ”ченик и последователь ѕушкина и √огол€, ћельников на прот€жении всей своей творческой де€тельности полагал, что подлинное искусство невозможно без глубокого знани€ жизни. »менно на самосто€тельное знание богатого жизненного материала опиралс€ писатель, создава€ роман Ђ¬ лесахї.

—леду€ творческой манере своих литературных учителей, ћельников раскрывает характер „апурина в эволюции, сталкивает его с представител€ми различных социальных групп, ставит в сложные жизненные ситуации, соблюда€ при этом принцип социальной типизации. –ассказыва€ о приверженности ѕатапа ћаксимыча к старой вере, ћельников тут же по€сн€ет: Ђ» раскольничал то ѕатап ћаксимыч потому больше, что за ¬олгой издавна такой обычай велс€, от людей отставать ему не приходилось. ѕритом же у него расколом дружба и знакомство с богатыми купцами держались, кредита от раскола больше было. ѕоддержива€ старый обычай заволжских Ђтыс€чниковї пароду Ђстолы строитьї, ѕатап ћаксимыч тем самым укрепл€л свою коммерцию, стремилс€ кресть€н Ђв себе прикормить, чтоб работники из ближайших деревень домашней работы другим скупщикам не сбывали, а коль понадоб€тс€ тыс€чнику работники наспех, шли бы к нему по первому зовуї.

¬ характере „апурина отразились противоречи€ самой буржуазной действительности. Ёто Ч купец патриархальной формации, занимающийс€ кустарный промыслом, мечтающий о такой де€тельности, котора€ принесла бы пользу всей –оссии. ќн желает расчистить ¬олгу от мелей, настроить железных дорог, а дл€ стариков и бедных Ч богадельни и больницы. Ќо всем ходом повествовани€ ћельников приводит читател€ к пониманию, что не „апурин €вл€етс€ главной фигурой в современном русском купечестве, не с его де€тельностью св€зано будущее буржуазной –оссии. ≈го уже тесн€т купцы нового типа, дл€ которых обогащение €вл€етс€ единственной целью и смыслом жизни. ƒа и сам характер коммерческих операций у них иной: при€тельские вексел€, выдающиес€ без обеспечени€, акционерные компании, мнимые банкротства, объ€вл€емые с целью Ђсобственного обогащени€ в ущерб кредиторам.

„ерез весь роман проходит тема губительной власти денег. ƒух ст€жательства убивает в люд€х все человеческое, толкает их на преступлени€. Ѕлеск золота опустошает душу јлексе€ Ћохматого, пробуждает в нем алчность, заставл€ет забыть сделанное ему добро, родителей, любимую девушку. ∆ертвами необузданной власти денег станов€тс€ ћарь€ √авриловна «алетова и ≈вграф ћасленников, ћатрена „апурина и яким —туколов.

ћного внимани€ в романе уделено изображению жизни и быта старообр€дческих скитов, тесно св€занных с купеческой верхушкой, јвтор сочувственно относилс€ к жизненному укладу старообр€дцеї, вид€ ¬ нем про€вление духовной самобытности, бережно хранимой народом от проникновени€ западных обычаеї. ¬месте с тем ћельников не понимал и не принимал раскольничьего фанатизма, начетнического педантизма и мертвой догматики, иступлено защищаемых ревнител€ми Ђдревлего благочести€ї. ¬ романе Ђ¬ лесахї он беспощадно разоблачает внешний аскетизм и Ђблаголепиеї скитской жизни, за которыми скрываютс€ корыстолюбие, ханжество, чревоугодие, лицемерие и разврат. ѕоказна€ св€тость живет здесь рука об руку с преступлением. “ак, насто€тель  расно€рского скита отец ћихаил, столь поразивший много повидавшего на своем веку ѕатапа ћак-симыча своим благочестием, смирением, кротостью и гостеприимством, оказываетс€ алчным ст€жателем, заведшим в скиту тайное изготовление фальшивых денег. ћолитвенник и постник яким —туколов, с ненавистью относ€щийс€ ко вс€кому, кого он почитает за еретика, руководству€сь той же алчностью, пытаетс€ вт€нуть в авантюру с Ђветлужским золотомї „апурина.

¬сему на свете наход€т оправдание хранители Ђдревлего благочести€ї: Ђ“айно соделанное, тайно и судитс€; падение же очищаетс€ слезами и пока€нием...ї —сыла€сь па авторитет Ђотцов церквиї, казначей ѕарфений успокаивает игумена ‘илофе€, согрешившего с молодой белицей: Ђ...ведь это не грех, а токмо падение, и св€тые отцы падали, а угодили же богу пока€нием...ї

ќсобое возмущение у ѕатапа ћаксимыча вызывает ханжеска€ мораль Ђспасенницї, готовых непригл€дные стороны скитского жити€ объ€сн€ть Ђдь€вольским искушениемї, Ђкозн€ми врагаї: Ђ¬он у мен€ есть сестрица родима€, Ч говорит он московскому посланнику ¬асилию Ѕорисычу.Ч ѕослушать ее Ч так что в обител€х худого пи случитс€ Ч во всем один бес виноват. —опьетс€ старица Ч бес споил, загул€ет с кем Ч он же, проворуетс€ Ч тот же бес в ответе... Ѕлаго ответчик-то завсегда наготове, свалить-то есть на кого...ї

ќбсто€тельно повеству€ о жизни и быте старообр€дческих скитов, ћельникеї пр€мо говорит, что интересы приобретательства, материального благополучи€ здесь всегда на первом месте. Ђ¬о всех общежительных скитах хоз€йство шло впереди духовных подвигов. ѕравда, служба в часовн€х и моленных отправл€лась скитницами усердно и пеопустительно, но она была только способом добывани€ денежных средств дл€ хоз€йства.  ажда€ скитска€ артель жила пода€ни€ми богатых старообр€дцев, щедро даваемыми за то, чтобы Ђматери хорошенько молилисьї.

ѕожертвовани€ богатых благодетелей Ч основна€ стать€ дохода скитов. ЂЅожьим словомї здесь так же бойко торгуют, как у ћакарь€ (так называли в народе Ќижегородскую €рмарку) рыбой или иным товаром. «а хорошее возданние скитские матери согласны прин€ть на себ€ любой грех. »звестна€ по всему старообр€дчеству рогожска€ игумень€ ѕульхери€, почитаема€ раскольниками за св€тую, так наставл€ет миллионщика, покровител€ и благодетел€ рогожской общины —емена ≈лизарыча —тужина: Ђƒелать нечего, грехи твои на себ€ вземлем, только веру крепко храпи... Ѕудешь веру хранить, о грехах не тужи: замолимї.

ƒух ст€жательства и религиозный фанатизм Ч вот две силы, которые калеча? людские души, опустошают жизнь человека, лишают его радостей семейного счасть€, любви. “ема трагических женских судеб проходит через весь роман. ƒважды разочаровываетс€ в любви ћарь€ √авриловна «алетова, с неверием в искренность человеческих чувств уходит из жизни Ќаст€ „апурина, безысходность своего положени€ ощущает бедна€ сирота ћарь€-головщица, мечтающа€ о семейном счастье, Ђанафемска€ї скитска€ жизнь давит и губит рвущуюс€ на простор свободолюбивую натуру ‘ленушки, котора€ только тем и утешаетс€, что покровительствует чужой любви, но в конце концов из озорной и веселой белицы превращаетс€ в суровую и властную мать ‘илагрию.

√лубоким драматизмом исполнен образ умной и волевой игуменьи  емеровского скита ћанефы. — искренним сочувствием повествует ћельников о ее трагической судьбе. ∆изнерадостна€ и счастлива€ ћатрена „апурина вынуждена была покоритьс€ воле отца, расстатьс€ с любимым человеком и навек поселитьс€ в скиту. » вот некогда горда€, насмешлива€ и весела€ красавица ћатрена становитс€ строгой, властной и распор€дительной игуменьей ћанефой.

„етверть века, подчин€€ чувства незаур€дной воле, ћанефа заставл€ла себ€ забыть мир с его земными радост€ми и утехами. Ђћного недреманных молитвенных ночей провела она в продолжение двадцати п€ти лет ради забвени€ бурь н тревог, что мутили ее душу во дни давно отжитой молодости. «аключась в тесной келье, строга€ подвижница успела умирить треволнени€ души... √оды шли. –еже и реже восставали в ее пам€ти образы когда-то дорогих ей людей, и в сердце много и гор€чо любившей женщины воцарилс€ наконец тихий мир и вожделенный покойї.

¬стреча с паломником, в котором она узнала возлюбленного, заставила вздрогнуть сердце Ђспасенницыї. — глубоким состраданием повествует автор о душевных терзани€х ћанефы. Ђ—тоит мать ћанефа в моленной перед иконами, плачет горькими, жгучими слезами. ’очет читать, ничего не видит, хочет молитьс€, молитва на ум нейдет... ћир суетный, греховный мир оп€ть заговорил свое в душевные уши ћанефы...ї

јскетический и суровый старообр€дческий бог не дает душевного спокойстви€, радости и счасть€ человеку, зарождает в нем презрение и ненависть ко всему, что находитс€ за оградой раскольничьего скита. Ќо Ђчеловек человечьим живет, пока душа из тела не вынутаї, нельз€ убить в нем любви к земной жизни, к ее радост€м и наслаждени€м. –елигиозному фанатизму, убивающему в человеке все живое, ћельников противопоставл€ет жизнеутверждающую поэзию слав€нского народного мифа о светлом и добром боге яриле, дарующем люд€м счастье и радость. ¬еселый яр, брод€щий по селам, лесам и оврагам, всел€ет в сердца людей любовь и душевное спокойствие. ЂЌе заказан ему путь и в кель€ монастырские, от его жаркого разымчивого дыхань€ не спасут ни черный куколь, ни влас€ница, ни крепкие монастырские затворы, ни даже старые годы...ї

∆естокой и бесчеловечной власти денег и религиозного фанатизма ћельников противопоставл€ет естественность, красоту и гармоничность природы в символических образах ярилы и ћатери —ырой «емли, народные поверь€, песни, обр€довую поэзию, в которых воплощены народные представлени€ о моральных ценност€х. “олько в народной среде писатель видит красоту и естественность чувств, только здесь нет трагических противоречий, убивающих душу человека.

ћифологические образы выполн€ют важную идейную и композиционную функцию в романе. ¬ описании €зыческих празднеств ћельников стремилс€ раскрыть характер народа, его высокие душевные качества, т€гу к поэтическому и прекрасному, защитить от старообр€дческих догматов и религиозного фанатизма свободу личности. јвтор, однако, с грустью отмечает, что Ђтеперь на  ерже€це не помн€т ярилы, не хорон€т  остромы, забыли про братчины. —китска€ обр€дность все до конца извелаї.

¬ р€де случаев народные поверь€, песни, легенды станов€тс€ важным средством раскрыти€ внутреннего мира героев, оттен€ют их душенное состо€ние, мотивируют зав€зку той или иной сюжетной линии. —лав€нска€ €зыческа€ мифологи€ и обр€дова€ поэзи€ придают авторскому повествованию неповторимую лироэпическую тональность. –асстроенный известием о предсто€щем приезде к „апуриным жениха из —амары, јлексей в глубокой печали выходит в поле и в песне изливает тоскующую душу:

ќй ты, горе мое, горе-гореваньице, “ы печаль мо€, тоска люта€. «агубила ты добра молодца,  расна девица, дочь отецка€.

ќ зарождающейс€ любви ћарьи √авриловны к јлексею ћельников повествует €зыком поэтической слав€нской легенды о яр-’меле и ћатери —ырой «емле; Ђќй леса, лесочки, хмелевые ночки!.. ¬идишь ты, синее звездистое небо, как яр-’мель-молодец по ћатушке —ырой «емле гул€ет, на совет да на любовь молодых людей сближает?.. ¬идишь ты, небо, все ты слышишь, все: и страстный шепот и тайные, млеющие речи... ўедро, ничего не жале€, жизнью и счастьем льешь ты на землю, жизнью-любовью ты льешь...ї

»сточники:

  • ћельников ѕ. ». (јндрей ѕечерский) ¬ лесах. ¬ 2-х кн.  н. 1/¬ступ. ст. и примеч. ¬. ј. √рихина.Чћл —ов. –осси€, 1984.Ч496 с.

  • јннотаци€:Ёпопе€ Ђ¬ лесахї (» продолжение ее ЂЌа горахї) - главный труд русского писател€ ѕавла »вановича ћелышкопа-ѕечерского (18 I 8 -1883) ¬ романе описана жизнь старообр€дческого купечества «аволжь€ середины XIX века, промыслы, обычаи местного населени€, быт роскольничьих скитов. ¬ этом произведении наиболее полно про€вилс€ реалистический талант писател€, прекрасного рассказчика, знатока народной речи.

    Ёпопе€ Ђ¬ лесахї имела большой успех у читател€, современники назвали роман Ђпоэмой народной жизниї.

    ќбновлено:
    ќпубликовал(а):

    ¬нимание!
    ≈сли ¬ы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
    “ем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читател€м.

    —пасибо за внимание.

    Ќазад || ƒалее
    .


    –≈√»—“–ј÷»я
      вход

    ¬ход через VK
    забыли пароль?

    ѕроверка сочинений
    «аказать сочинение