—частливого нового года от критики24.ру критика24.ру
¬ерный помощник!

–≈√»—“–ј÷»я
  вход

¬ход через VK
забыли пароль?

ѕроверка сочинений
«аказать сочинение




ѕќ»— :

” нас более 100 000 материалов воспользуйтесь поиском! ¬ам повезЄт!

 омментарии к роману ¬ лесах (ћельников ѕ. ».)

Ќазад || ƒалее

—тр. 31. ’оть в среду, да на сплошной...Ч ¬ церковном календаре п€ть сплошных седьмиц (недель), когда разрешаетс€ не соблюдать пост в среду и п€тницу. »менины јксиньи «ахаровны приходились в среду на неделю, котора€ €вл€лась сплошной.

—тр. 32. —в€тки Ч врем€ от 25 декабр€ (7 €нвар€) до 5(18) €нвар€. —тр.

34. ћ€соед...Ч ¬ данном случае имеетс€ в виду зимний м€соед после рождественского поста (с 20 €нвар€ до масленицы).

...до осенней  азанской...Ч то есть до 22 окт€бр€ (4 но€бр€). ћихайлов день Ч 8(21) но€бр€.

...зачем же сговором-то торопить!Ч—таринным свадьбам соответствовал определенный комплекс ритуалов. —говорЧ один из начальных этапов свадьбы, ео врем€ которого родители жениха и невесты договаривались о дне проведени€ свадьбы, о приданом и объ€вл€ли детей женихом и невестой. —говор заканчивалс€ особым ритуалом Ч Ђпропиванием невестыї.

—тр. 37. Ѕыть... под красной шапкой, не миновать... бритого лба.Ч  расна€ шапка Ч солдатский головной убор. –екруту, признанному годным к воинской службе, при медицинском осмотре Ђзабривали лобї.

—упр€дки Ч посиделки.

—тр. 38. ¬оздвиженье Ч христианский праздник, отмечавшийс€ 14(27) сент€бр€. ѕокров Ч христианский праздник, отмечавшийс€ 1(14) окт€бр€. —тр. 40. ѕалой Ч в христианском храме или раскольничьей молельне высокий столик, €вл€ющийс€ подставкой дл€ креста или икон. —тр. 41. ...закон совершить...Ч то есть женитьс€.

—тр. 42. ...книгу про »ева многострадального...Ч »ев (»ов) Ч персонаж ветхозаветной  ниги »ова, прославившийс€ необычайной кротостью и долготерпением. ¬се т€жкие беды и лишени€, которыми бог его испытывал, »ов стойко выдержал, не ропща и не жалу€сь на судьбу, прославл€€ мудрость бога.

—тр. 44. ...своим коштом живша€...Ч- то есть живша€ своим хоз€йством в сооственном доме.

—тр. 45. ...с –огожского пишут...Ч ¬ XIX в. при –огожском кладбище в ћоскве существовала очень вли€тельна€ старообр€дческа€ община поповского согласи€, ео главе которой сто€ли богатейшие купцы. Ёта община диктовала свою волю всем раскольничьим общинам поповского согласи€.

—тр. 46. Ђѕрологї Ч церковно-учительный сборник, включавший в себ€ краткие

редакции житий св€тых. “екст Ђѕрологаї располагалс€ в соответствии с церковным кругом служб.

—тр. 49. “роица Ч христианский праздник (иначе называетс€ ѕ€тидес€тницей), отмечавшийс€ в седьмое воскресенье после ѕасхи.

—тр. 50. ...не легче татарщины, л€холеть€ и длинного р€да недородов, пожаров и моровых поветрий.Ч ћельников вспоминает здесь драматические и трагические событи€ в истории –уси: татаро-монгольское иго, длившеес€ почти два с половиной века, польскую интервенцию в начале XVII в., врем€ правлени€ цар€ Ѕориса √одунова (1598Ч1605), отмеченное неурожа€ми, голодом и моровыми поветри€ми.

...даром что не пишемс€... купцами первой гильдии...Ч ћанифестом от 17 марта 1775 г. купеческое сословие –оссии было разделено на три гильдии (корпорации). √ильди€ определ€лась количеством объ€вленного капитала. ¬ысша€ из них Ч перва€ гильди€.

—тр. 51. ...лишь бы было заповеданное.Ч —огласно церковному уставу не вс€-к€ м€сна€ пища разрешалась к употреблению, например, не разрешалось м€со зайца, куропатки, тетерева. ¬ данном случае заповеданной называетс€ разрешенна€ м€сна€ пища.

«аедкиЧ закуски.

—тр. 53. ƒеньги счел по старине, на ассигнации.Ч ¬ –оссии бумажные деньги по€вились при ≈катерине II в 1769 г. ¬ св€зи с экономическими кризисами правительство на прот€жении XVIIIЧXIX вв. неоднократно выпускало бумажные деньги, которые в полной мере не обеспечивались золотым запасом. —еребро обменивалось на ассигнации по свободному курсу, который посто€нно колебалс€ даже в пределах отдельных губерний.

ѕришипились только эти матери...Ч то есть прибедн€ютс€, прикидываютс€ нищими.

—тр. 54. — тех пор как на  ерженце... от старой веры отшатнулись...Ч »меютс€ в виду событи€, св€занные с переходом некоторых  ерженских скитов в единоверие. ≈диноверие (единоверческа€ церковь) возникло как компромисс между частью умеренно настроенных старообр€дцев поповского согласи€ с официальной церковью. ѕризнава€ власть со стороны официальной православной церкви, единоверцы сохранили свою старую обр€дность.

...три сборщицы по городам езд€т...Ч —тарообр€дческие скиты поддерживали свое материальное положение за счет средств, поступавших от благодетелей, главным образом богатых купцов. ≈жегодно несколько сборщиц отправл€лись в ћоскву, ѕетербург,  азань, —амару и другие города, где получали материальную поддержку от благодетелей в виде денег или различных товаров и продуктов.

«ачала Ћазар€! Ч “о есть начала рассказывать, стара€сь разжалобить. ¬ыражение Ђпеть Ћазар€ї восходит к духовному стиху о богатом и Ћазаре, где в жалостливых тонах рассказываетс€ о бедах и лишени€х Ћазар€.

...на »ргиз на каждого попа сот по п€ти платили.Ч » р г и з Ч богатый € вли€тельный центр старообр€дчества на реке Ѕольшой »ргиз, левом притоке ¬олги. ќфициально разрешен власт€ми на основании указа 1762 г. Ќа старообр€дческом церковном соборе 1779 г. разрешено было принимать беглых попов из официальной церкви, и на »ргизе стали привечать беглых попов никонианского ставлени€, которые за плату рассылались в старообр€дческие общины.

—тр. 55. ... в рождественский сочельник спасову звезду без сочива встречали.Ч 3*го указание на крайнюю бедность и нищету обители –ассохиных. ¬ рождественский сочельник (ночь с 24 декабр€ (6 €нвар€) по монастырскому уставу полагалс€ строгий пост: до окончани€ всенощной и по€влени€ вифлеемской (спасовой) звезды не разрешалось ничего есть. ѕо завершении всенощной за монастырской трапезой встречали спасову звезду с сочивом, то есть кашей без скоромного, заправленной ореховым, маковым или конопл€ным маслом.

—тр. 55. ѕелена Ч украшение дл€ икон.

...на сырной неделе...Ч —ырной неделей называетс€ недел€, предшествующа€ началу ¬еликого поста.

ќмофор Ч часть архиерейского облачени€, надеваемого на плечи.

—тр. 57. ¬ере€ Ч столбы, на которые навешиваютс€ ворота.

Ђ√р€дущего ко мне не изженуї...Ч цитата из ≈вангели€ от »оанна.

—тр. 61. ћшенник Ч амбар, проконопаченный мхом.

—тр. 64. ћотовило Ч приспособление дл€ размотки пр€жи.

»з пустыни старец...Ч духовный стих об »оасафе-царевиче, попул€рный в старообр€дческой среде.

—тр. 66. ћетание Ч уставный церковный поклон.

—тр. 69. ...а чаще в православной церкви, чтоб дело покрепче св€зано было.Ч ¬ –оссийской империи в качестве церковного брака признавалось только венчание в православной церкви, о чем в церковной книге делалась соответствующа€ запись.

...в церкви хот€ не по-старому венчаны, хоть не посолонь вкруг нало€ воже-vm...Ч —таринное венчание, сохранившеес€ у раскольников поповского согласи€, существенно отличалось от венчани€ в православной церкви. ” старообр€дцев во врем€ бракосочетани€ молодых вод€т вкруг нало€ посолонь, то есть по ходу солнца, Ђ»сай€, ликуйї не поют, а вино подают в стекл€нном сосуде, который потом жених бросает на пол и растаптывает ногами.

—тр. 83. ...к своим, за ƒунай...Ч то есть к старообр€дцам, проживавшим за границей.

—тр. 85. јредовы векиЧвыражение, ставшее синонимом необычайного долголети€. —в€зано с именем библейского персонажа »ареда, прожившего 962 года. —тр. 89. ÷еловальник Ч продавец вина в питейных домах. —тр. 90. –осписьЧсписок приданого.

—тр. 97. ƒресва Ч крупный песок, которым в сельской местности мыли полы из некрашеных досок.

—тр. 99. —емитка Ч две копейки серебром.

...ожерелье из бурмицких зерен...Ч разновидность крупного жемчуга.

—тр. 102. ...пароход кабестанный...Ч грузовое судно, передвигающеес€ посредством кабестана (ворота, лебедки). Ќа небольшом судне, называемом Ђзабежкаї, завозили вперед €корь и при помощи кабестана подт€гивали грузовое судно к этому месту.

—тр. 103. ...жена добра€... дороже камн€ самоцветного...Ч неточна€ цитата из пам€тника XVI в. Ђƒомостройї, гл. 20.

—тр. 104.  упальница Ч јграфена  упальница, пам€ть которой праздновалась 23 июн€ (6 июл€).

—тр. 105.  анаус Ч льн€на€ ткань.

—тр. 107. —орочины Ч псминки по усопшему на сороковой день. ...ровно божедом в скудельнице...Ч то есть словно сторож на кладбище; синоним одиночества.

—тр. 108.  алита Ч мешок.

«латоуст Ч »оанн «латоуст (347Ч404) Ч знаменитый византийский церковный де€тель, оратор и проповедник, автор многочисленных слов и поучений, пользовавшихс€ попул€рностью на –уси.

—тр. 113.  ак ваше спасение, матушка?Чѕщ приветствии монахов и монахинь ѕолагалось спрашивать не о здоровье, а о спасении.

—битень Ч гор€чий напиток из меда с пр€ност€ми.

¬зварец Ч гов€жий навар, подаваемый по обычаю на свадьбах.

—тр. 121. Ћ€нсин Ч высший сорт цветочного ча€.

—тр. 124. «аƒунаем на малое врем€ у некрасовцев...Ч »меетс€ в виду старообр€дческое согласие Ђнекрасовцевї, выехавших из –оссии в 1708 г. во главе с казачьим атаманом »гнатием Ќекрасовым и поселившихс€ за ƒунаем. ¬ 1827 г. некрасовцы переселились с берегов ƒуна€ в ћалую јзию.

...в ћолдавии у наших христиан., , Ч Ќа территории Ѕуковины, входившей в состав јвстро-¬енгрии, жила больша€ община старообр€дцев, имевших митрополию в Ѕелой  ринице.

...довольно годов выжил € в Ѕеловодье... в ќпоньском государстве...Ч “оска по утер€нной Ђблагодатиї, которую раскольники не находили ни в одной из существующих церквей, €вилась причиной возникновени€ и широкого бытовани€ легенды о Ђправеднойї стране (ЂЅеловодское царствої, Ђќпоньское царствої). ¬ своем исследовании Ђ»сторические очерки поповщиныї ћельников приводит многочисленные факты искренней веры раскольников в действительность этой легенды, в частности подачу тамбовским старообр€дцем Ѕобылевым особой записки правительству о ЂЅеловодских епископахї (ћельников ѕ, ». »сторические очерки поповщины. ћ.. 1864). ¬. √.  ороленко, путешествовавший по ”ралу и встречавшийс€ с уральскими казаками-старообр€дцами, писал по этому поводу следующее: ЂЌа этой почве возникла странна€, почти волшебна€ сказка, которой, однако, долго верил, а отчасти и теперь еще верит старообр€дческий мир. »стори€ всего раскола проникнута этой поэтически заманчивой легендой. √де-то там, Ч Ђза далью непогодыї, Ђза долами, за горами, за широкими мор€миї рисуетс€ темному и мечтательному воображению блаженна€ страна, в которой промыслом Ѕожиим и случайност€ми истории Ч сохранилась и процветает во всей неприкосновенности полна€ и цельна€ формула благодати. Ёто насто€ща€ сказочна€ страна всех веков и народов, окрашенна€ только старообр€дческим настроением. ¬ ней, насажденна€ апостолом ‘омой, цветет истинна€ вера, с церквами, епископами, патриархом и благочестивыми цар€ми. —реди других, преимущественно ассирских, там есть также и более 40 русских церквей. Ќи татьбы, ни убийства, пи корысти царство это не знает, так как истинна€ вера порождает там и истинное благочестие.

—трана эта называетс€  амбанским царством или Ѕеловодией. ѕроникнуть в нее очень трудно, однако смелые люди все-таки проникали и составили несколько описанийї ( ороленко ¬. √. —обр. соч. в 6-ти т., т. 5, с. 396). ¬последствии  ороленко издал описание одного из таких путешествий (’охлов √. “. ѕутешествие уральских казаков в ЂЅеловодское царствої. — предисловием ¬. √.  ороленко. —пб., 1903)

—тр. 125. ...неподалеку от славной слободы. ¬етки.Ч ¬етка Ч вли€тельна€ старообр€дческа€ община поповского согласи€ в Ѕелоруссии, недалеко от √омел€.

—тр. 126. ...на райской реке на ≈вфрате...Ч—огласно Ѕиблии ≈вфрат (≈ф-рат) Ч одна из четырех рек, протекавших в раю,

—тр. 126. ...в земле ‘иваидской.., Ч ‘иваила Ч пустын€ в окрестноегнI столицы ¬ерхнего ≈гипта г. ‘ивы.

¬ывезти бы вам... в беглецах никонь€нских.Ч  о времени, о котором повеет вует ћельников, в старообр€дческой среде поповского согласи€ уже не было спи щенников, сохранивших Ђдревлее благочестиеї, почему и прибегали к услугам Ђбеглыхї попов. —м. примеч. к с. 29.

—тр. 127. —инодик настенный и литейный...Ч —инодик Ч пам€тна€ книжка, куда вписывались имена умерших дл€ поминовени€. Ћитейный синодик представ л€л собой пам€тную книжку, по которой умершие поминались во врем€ краткого молитвослови€ об упокоении усопших Ч литии. ѕо постенному синодику служилс€ канон за единоумершего.

—тр. 128. ¬ифлеем Ч город в »удее, в котором согласно евангели€м родилс€ »исус ’ристос.

—тр. 129. ѕшено сорочинское Ч рис.

—тр. 130. ...наши сыскали митрополита и водворили его в австрийских пределах.Ч –ечь идет о босносарйевском митрополите јмвросии, который в 1846 г. переехал в Ѕелокриницкий старообр€дческий монастырь и положил начало так называемой Ђавстрийскойї иерархии.

“олмач Ч переводчик.

—тр. 141. „удны дела тво€, господи, чудны дела тво€! Ч свободна€ интерпретаци€ стиха јпокалипсиса (ќткровение »оанна).

—тр. 144. »родиада Ч согласно евангельским рассказам наложница правител€ √алилеи »рода јнтипы. ≈е им€ стало синонимом нравственной распущенности и жестокости.

—тр. 147. ƒобротолшбие Ч церковный сборник поучений и наставлений аскетического содержани€, адресованный монахам.

—тр. 150. ѕлаток драдедамовыйЧплаток из особого рода тонкого сукна.

...пресв€та€ богородица троеручица...Ч “ип иконы Ѕогоматери, созданный согласно преданию византийским поэтом и церковным де€телем »оанном ƒамаскипым (ум. в 754 г.). »оанн обличал иконоборцев, отрицавших св€тость икон, за что по приказу императора-иконоборца ему отсекли правую руку. ¬ своей келье пред иконой Ѕогоматери »оанн слезно молилс€ об исцелении. Ѕогоматерь €вилась ему во сне и даровала исцеление. ¬ ознаменование этого чуда »оанн дописал третью руку на келейной иконе Ѕогородицы.

—тр. 151. ћоисей ћурин Ч христианский св€той, согласно народным поверь€м исцел€ющий от Ђблудной страстиї. ѕо церковной версии, в молодости был атаманом разбойников, но затем раска€лс€, удалилс€ в монастырь и посв€тил себ€ аскетическому подвижничеству.

—тр. 152. јкафист Ч торжественное песнопение ’ристу, Ѕогоматери, св€тым, состо€ шее из 25 песен.

—тр. 153. ...пошел бы шагать за бугры уральские, за великие реки сибирские...Ч то есть на каторгу.

—тр. 154. „тение  ниги о старчестве, патериков и Ћимонар€, ., Ч «десь перечисл€ютс€ попул€рные на –уси сборники религиозно-дидактического характера, повествующие о жизни и аскетических подвигах монахов.

—тр. 156.  ириллова книгаЧ публицистический сборник, в котором отстаивалась чистота православной веры. ќпубликован в ћоскве в 1644 г.

—тр. 163. ...ƒемидов тоже кузнецом был...Ч»меетс€ в виду Ќикита ƒемидоьич јитуфьев (известный под фамилией ƒемидов, 1656Ч1725), богатейший заводчик при ѕетре 1. Ќачинал свою карьеру с простого кузнеца.

—ередокрестна€ недел€ Ч четверта€ недел€ ¬еликого поста, называема€ еще  рестопоклонною.

—тр. 169. ¬екша Ч белка.

—тр. 175. — Ќикитина дн€...Ч то есть с 15 (28) сент€бр€, когда праздновалс€ осенний Ќикитий. ¬ примечани€х ћельникова указана ошибочна€ дата Ђ5 сент€бр€ї.

—тр. 183. Ђ–аститес€ и множитесьї.Ч —огласно Ѕиблии с этими словами бог обратилс€ к Ќою и его сыновь€м, спасенным после потопа. —тр. 188. Ўабры Ч соседи.

—тр. 191. «имушн€€ зима Ч прошлогодн€€ зима.

—тр. 208. ¬есть господь пути праведных, путь оке нечестивых погибнет! Ч цитата из ѕсалтири.

—тр. 214. ѕеред местными... иконами...Ч »коностас христианского храма делилс€ на несколько €русов (р€дов). ѕервый €рус снизу называлс€ местным. ¬ нем, помимо об€зательных' икон ’риста и Ѕогоматери, помещались так называемые местные иконы, то есть иконы с изображением тех св€тых или праздников, которым посв€щен сам храм или часовн€.

ќслопна€ свеча Ч очень больша€ свеча (ослоп Ч жердь, дубина).

 амилавка Ч черна€ монашеска€ шапочка, носима€ под кафтырем.

 афтырь Ч у старообр€дческих монахов черный чехол с очень длинным воротником, от которого расход€тс€ длинные четырехугольные полы, отороченные красным шнурком.  афтырь надевалс€ поверх камилавки.

—тр. 216. ƒень недельный Ч воскресенье.

...ради праздника сорока мучеников полиелей Ч по уставу вечерн€€ трапеза полагаетс€: разрешение еле€.Ч ѕам€ть сорока мучеников —евастийских отмечалась 9 (22) марта. ѕолиелей Ч торжественное вечернее богослужение, совершаемое накануне праздника. ¬о врем€ богослужени€ происходит осв€щение хлеба, вина и еле€. »з текста романа €вствует, что пам€ть сорока мучеников приходилась на ¬еликий пост. ѕо монастырскому уставу в дни ¬еликого поста полагаетс€ только одна трапеза, по случаю же праздника (разрешение еле€) позвол€лась еще вечерн€€ трапеза (ужин).

Ђ—инаксарьїЧгреческое название Ђѕрологаї; включал в себ€ краткие редакции житий св€тых.

 еларь Ч монах, заведующий монастырским хоз€йством.

...а в пути и пост разрешаетс€...Ч —огласно учению Ђотцов церквиї сущим в пути (Ђплавающим и путешествующимї) давалось разрешение поста, то есть не возбран€лось есть рыбу.

—тр. 217.  анди€ Ч медный колокольчик, в который игумен монастыр€ удар€л в начале и конце трапезы.

 аночарх Ч руководитель монастырского хора.

 алуфер Ч пахуча€ трава.

—тр. 218. ...приехали на хрен да на редьку...Ч то есть приехали в такое врем€ (¬еликий пост), когда возбран€лось есть скоромное.

ћного ведь уставов-то иноческого жити€... Ч »ноческий устав определ€л нормы жизни монахов и правила церковной службы.

—тр. 220. ∆упел Ч здесь: ад.

...до третиего небеси слышно было...Ч —огласно Ѕиблии на Ђтретьем наб» располагалс€ рай.

—томах (греч.) Ч желудок.

—тр. 221. ...по духовной грамоте преподобного »осифа ¬олоцкого.Ч »осиф ¬олоцкий (—анин) Ч известный церковный де€тель конца XV Ч начала XVI п., основатель и игумен ¬олоколамского монастыр€, автор Ђƒуховной грамогы о монн стырском и иноческом строенииї.

—тр. 223. Ќевеглас Ч темный человек.

ЂЎестодневї ¬асили€ ¬еликого.Ч ¬асилий ¬еликий ( есарийский) выдающийс€ церковный де€тель раннехристианской эпохи (330Ч379), автор мпо гочисленных слов и поучений. ЂЎестодневї, написанный ¬асилием ¬еликим, рассказывал о шести дн€х творени€ мира богом и включал дидактические толЂ ковани€.

„итал про них и в книге Ђ¬ерен и в ћаксиме √рекеї...Ч Ђ нига о вереї (1648), как и Ђ ириллова книгаї, представл€ла собой сборник публицистических текстом, отстаивавших чистоту православи€.  нига под названием Ђћаксим √рекї неизвестна. ¬озможно, что в данном случае речь идет о филологическом и философском учении ћаксима √река (1475Ч1556), одного из образованнейших писателей XVI в., приехавшего на –усь с јфона дл€ исправлени€ богослужебных книг. ѕрекрасный переводчик и эрудированный ученый-богослов, ћаксим √рек оставил большое литературное наследие.

—тр. 226. Д.чуть-чуть про картинку не бр€кнул...Ч то есть про фальшивые ассигнации.

—тр. 227., ..апостол јндрей дивовалс€ на »льмени...Ч ¬ древнейшую русскую летопись Ђѕовесть временных летї включена легенда о посещении апостолом јндреем  иева и Ќовгорода. ѕрид€ в –им, јндрей рассказывал: Ђ”дивительное видел € и —лав€нской земле на пути своем сюда. ¬идел € бани дерев€нные, и разожгут их докрасна, и разденутс€ и будут наги, и обольютс€ квасом кожевенным, и поднимут на себ€ пруть€ молодые и бьют себ€ сами, и до того себ€ добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольютс€ водою студеною, и только так оживут. » твор€т это вс€кий день, никем же не мучимые, но сами себ€ мучат, и то совершают омовенье себе, а не Ђученьеї.

—тр. 231. ...общежитие шло нар€ду с собственным хоз€йством старцев.Ч Ќа –уси существовало в основном два типа монастырей: особножитийный и общежитийный. ¬ особножитийпом монастыре каждый из монахов имел свою келыо, деньги и самосто€тельно вел личное хоз€йство. ¬ общежитийном монастыре лична€ собственность запрещалась, монах имел право иметь в личном пользовании только по€с, гребень и четки.  расно€рский скит сочетал в себе принципы особножитийного и общежитийного монастыр€.

ќбновлено:
ќпубликовал(а):

¬нимание!
≈сли ¬ы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
“ем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читател€м.

—пасибо за внимание.

Ќазад || ƒалее
.


–≈√»—“–ј÷»я
  вход

¬ход через VK
забыли пароль?

ѕроверка сочинений
«аказать сочинение