|
Эволюция образа «маленького человека» в повести «Бедные люди» (Достоевский Ф. М.)Тема «маленького человека», впервые художественно осмысленная А. С. Пушкиным в повести «Станционный смотритель», приобрела в русской литературе XIX века характер философско-этической проблемы. Этот образ стал своеобразным мерилом гуманизма национальной литературы, отразив особый тип русского милосердия — способность сострадать тем, кто находится на социальном дне. В западноевропейской литературе аналогичные персонажи (например, гоголевские типы у Диккенса) никогда не получали столь глубокой психологической разработки и такого сочувственного отношения. Галерея русских «маленьких людей» открывается пушкинским Самсоном Выриным, продолжается гоголевскими персонажами — Акакием Акакиевичем Башмачкиным и Поприщиным, — представляя собой целую философию социального страдания. Эти герои, лишённые не только материального благополучия, но и элементарного человеческого признания, воплощают трагедию «незаметного» существования. Их драма усугубляется тем, что они, как правило, осознают свою униженность, но не способны ей противостоять. «Натуральная школа» 1840-х годов, к которой первоначально принадлежал Достоевский, углубила социальный аспект этой темы. Однако уже в своём дебютном произведении — повести «Бедные люди» (1845) — молодой писатель выходит за рамки простого социального протеста. Его знаменитая фраза о «гоголевской шинели», ставшая крылатой, на деле означала не подражание, а творческое переосмысление традиции. Главный герой Макар Девушкин, титулярный советник, живущий в каморке «коевского ковчега» петербургского доходного дома, внешне продолжает линию гоголевских персонажей. Его бытописание («Длинный коридор, совершенно тёмный и нечистый...») — это классический образ «петербургского угла» в традициях «натуральной школы». Однако принципиальное отличие Девушкина — в его обострённом самосознании. Если Башмачкин растворяется в своей «вечной идее» шинели, то Девушкин мучительно рефлексирует по поводу своего положения. Знаковым становится образ соседа Ратазяева — пародийного литератора, пытающегося превратить жизнь Девушкина в сентиментальный роман. Этот эпизод — скрытая полемика Достоевского с поверхностным изображением «маленького человека» в массовой литературе. Писатель утверждает право даже самого скромного человека на сложный внутренний мир, недоступный постороннему наблюдению. Кульминационный эпизод повести — сцена у начальника — демонстрирует новаторство Достоевского. Увидев себя в зеркале («Я чуть с ума не сошёл оттого, что там увидел»), Девушкин переживает экзистенциальный кризис. Но в отличие от гоголевского героя, которого губит равнодушие «значительного лица», Девушкина спасает неожиданное проявление человечности: начальник не только помогает материально, но и подаёт руку «соломе, пылинке». Этот жест знаменует переворот в развитии темы: «маленький человек» у Достоевского обретает достоинство субъекта, а не остаётся объектом сострадания. Такой подход станет основой для последующих произведений писателя, где будет утверждаться абсолютная ценность любой человеческой личности. Обновлено: Опубликовал(а): Evgenia89 Внимание! Спасибо за внимание.
|
|
