Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Какую роль играет педагог в формировании личности ребёнка? В той среде, гле я выросла, на музыку не смотрели только как на изолированный «вид искусства», (2)Мы считали музыку неотъемлемой частью всей культуры,... (ЕГЭ по русскому)

Проблему роли педагога в формировании личности ребёнка поднимает Мариэтта Сергеевна Шагинян в предложенном тексте. Автор размышляет о том, как учителя, выходя за рамки простого преподавания предмета, закладывают в учеников духовные ценности, учат их совместному действию и помогают обрести внутреннюю силу даже в самых трагических обстоятельствах.

Позиция автора заключается в том, что истинный педагог не просто передаёт знания, но и воспитывает душу, формируя нравственный стержень личности через приобщение к искусству. Шагинян подчёркивает: «Мы считали музыку неотъемлемой частью всей культуры, причём такое понимание музыки росло и углублялось у нас с каждым возрастом».

Учителя в её жизни — Михаил Акимович Слонов и Луиза Муше — стали проводниками этого подхода. Например, Слонов не ограничивался уроками пения: «Он не только учил нас пению и беседовал с нами о новых русских операх, но и принимал живое участие в наших больших гимназических вечерах, посвящённых русским классикам». Организуя постановку «Снегурочки» Чайковского, он показывал, как искусство объединяет людей, превращая обучение в коллективное творчество.

Луиза Муше, в свою очередь, раскрывала философский смысл музыки: «Он давно ввёл музыку в свой быт, общественный и семейный, и она облагораживает характер крестьян, делает его общительным…». Её беседы о влиянии ритма и гармонии на душу человека, о «великом уроке совместного действия» закладывали в учениках понимание того, что культура — это общее дело миллионов. Даже если «не все её речи доходили в те годы до нашего сознания», они формировали «резервный фонд» воспитания, который позже проявлялся в критических ситуациях.

Смысловая связь между этими примерами — причинно-следственная. Уроки Слонова и Муше, насыщенные глубоким смыслом, стали причиной того, что годы спустя героиня, читая о гибели «Титаника», осознала результат такого воспитания. Оркестранты, игравшие Бетховена в последние минуты жизни, «уходили из жизни с удивительным высоким спокойствием», потому что музыка научила их действовать сообща и сохранять достоинство. Это следствие той культуры, которую привили им педагоги, подобные Слонову и Муше.

Я полностью согласен с позицией автора. Педагог, способный пробудить в ученике не только интерес к предмету, но и веру в силу коллектива, оставляет след на всю жизнь. Вспомним рассказ Валентина Распутина «Уроки французского». Учительница Лидия Михайловна, видя, как голодный мальчик играет на деньги, не наказывает его, а находит способ помочь, организуя «непедагогичные» игры в «пристенок». Её поступок — урок милосердия и человечности, который стал для героя важнее грамматических правил. Как и герои Шагинян, он понял: настоящий учитель воспитывает не оценками, а примером.

Таким образом, педагог играет ключевую роль в становлении личности. Он — не просто носитель знаний, но и наставник, который через искусство, слово или личный пример учит главному: сохранять человечность в любых обстоятельствах. Как оркестр «Титаника», вдохновлённый Бетховеном, или мальчик из рассказа Распутина, получивший урок доброты, мы видим: то, что заложено учителем, становится нравственным компасом на всю жизнь.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.