Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Владимир Ходасевич говорил о Лермонтове: «Чтобы страдать так, как страдает Демон, надо быть Демоном...» Подтвердите или опровергните это утверждение (ЕГЭ по литературе)

Тема страдания и демонической природы героя — одна из центральных в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова. Образ Демона, созданный поэтом, стал символом мятежного духа, который, несмотря на свою божественную природу, оказывается обречённым на вечную борьбу с самим собой и миром вокруг него. В этом контексте утверждение Владимира Ходасевича о том, что «чтобы страдать так, как страдает Демон, надо быть Демоном», действительно заслуживает внимания и глубокого анализа.

В стихотворениях Лермонтова Демон представлен как существо, обладающее огромной духовной силой, но одновременно страдающее от одиночества и внутренней пустоты. Его страдания обусловлены тем, что он не может найти себе места ни среди людей, ни среди ангелов. Он отвергнут Богом за своё непослушание и гордыню, а люди боятся его, считая воплощением зла. Это двойственное положение делает его особенно уязвимым перед болью и страданиями.

Стихотворение «Демон» является одним из самых ярких примеров этого образа:

«Он был похож на вечер ясный:

Ни день, ни ночь, — ни мрак, ни свет!.

. . »

Здесь Демон предстает как нечто среднее между светом и тьмой, добром и злом, небом и землей. Эта неопределённость и противоречивость являются источником его страданий. Он стремится к идеалу, но осознаёт, что никогда не сможет достичь его, потому что сам является частью того мира, который он презирает.

Ходасевич прав, утверждая, что чтобы страдать таким образом, нужно обладать особой природой. Демон страдает не просто от внешних обстоятельств, а от внутреннего конфликта, который невозможно разрешить. Он хочет любви, но боится её, потому что любовь означает привязанность, а значит, потерю свободы. Он жаждет покоя, но не может обрести его, поскольку покой для него равен смерти.

В стихотворении «Ангел» Лермонтов описывает встречу Демона с Ангелом, который несёт душу умершей девушки на небо. Демону кажется, что эта душа могла бы стать его спасением, но она проходит мимо, оставляя его одного:

«И долго я стоял над ней, как прежде над звездою.

Но тщетно пламя роковое устами прижимал к устам. . .

Она прошла, как виденье, сквозь сумрачное стремленье моих страстей. . . »

Этот момент иллюстрирует то, как Демон снова остаётся одиноким и несчастным, несмотря на все свои усилия. Его страдание усиливается тем, что ему никто не может помочь, даже Бог, которого он когда-то отверг.

Владимир Ходасевич говорит о том, что Демон не просто страдает, а страдает именно потому, что является Демоном. Этот тезис подтверждается многими произведениями Лермонтова. Например, в стихотворении «Мой демон» поэт пишет:

«Мой демон, как часто я думаю, что ты — мой гений!»

Здесь видно, что Лермонтов связывает демоническое начало с творческим потенциалом. Демоны — это существа, способные создавать и разрушать, вдохновлять и мучить. Они обладают невероятной энергией, которая может быть направлена как на добро, так и на зло. Но при этом они всегда остаются одинокими и несчастными, потому что их природа не позволяет им быть счастливыми.

Для подтверждения утверждения Ходасевича можно сравнить Демона с другими литературными персонажами, которые также страдают, но по другим причинам. Например, Печорин из романа «Герой нашего времени». Печорина тоже можно назвать демоническим персонажем, но его страдания связаны больше с социальной изоляцией и разочарованием в жизни, чем с внутренними конфликтами. Печорину не хватает цели и смысла существования, тогда как Демону не хватает душевного покоя и гармонии.

Другой пример — Евгений Онегин из одноименного романа Пушкина. Онегина тоже можно считать страдающим героем, но его страдание связано скорее с романтическими неудачами и скукой, чем с глубоким внутренним конфликтом. Онегины страдания имеют более земное происхождение, в отличие от страданий Демона, которые исходят из самой его сущности.

Одним из ключевых художественных средств, используемых Лермонтовым для передачи страдания Демона, является контраст. Контраст проявляется в противопоставлении света и тени, добра и зла, неба и земли. Этот прием помогает подчеркнуть внутреннюю раздвоенность персонажа, его неспособность примириться с самим собой и окружающим миром.

Например, в стихотворении «Тамара» Лермонтов описывает сцену встречи Демона с Тамарой, молодой девушкой, которая живет в уединенном монастыре. Демон влюбляется в нее, но понимает, что его любовь принесет ей только горе и разрушение:

«Он любит! – страшная мечта!

Он любит – кто ж?. . Великий князь,

Иль царь Земли, иль царь Небес?»

Контраст между любовью Демона и его демонической сущностью создает ощущение трагической неизбежности. Любовь, которую он испытывает, не может принести счастья, потому что она исходит от существа, которое само по себе является источником разрушения.

Пейзаж в поэзии Лермонтова играет важную роль в передаче настроения и внутреннего состояния персонажей. В случае с Демоном пейзаж часто отражает его внутренние переживания. Например, в стихотворении «Мцыри» герой находится в плену природы, которая символизирует его собственную тюрьму:

«И вот одичалый, бледный,

Средь новых бурных волн и гроз,

Как Демон, брошенный вселенной,

Я стал средь чуждых мне берез. »

Пейзажи, описанные Лермонтовым, обычно мрачные и угрюмые, что подчеркивает состояние души Демона. Природа становится отражением его внутреннего мира, полного страданий и отчаяния.

Одиночество и отчуждение — еще одни важные мотивы, которые помогают раскрыть тему страдания Демона. Лермонтов неоднократно подчеркивает, что Демон не принадлежит ни к одному миру, ни к человеческому, ни к божественному. Он отвергнут всеми и вынужден жить в постоянном состоянии изоляции.

В стихотворении «Душа моя мрачна» поэт описывает свое внутреннее состояние, которое можно отнести и к Демону:

«Душа моя мрачна. Скорей, певец, скорей!

Вот черпая чаша, до краев полней,

Налей и забудем весь мир, весь мир земной…»

Эти строки передают чувство глубокой тоски и одиночества, которые сопровождают Демона на протяжении всей его жизни. Он ищет утешения в вине, но даже это не может избавить его от страданий.

Противоречивая натура Демона также является важным аспектом его страданий. Он одновременно желает добра и зла, любви и ненависти, свободы и подчинения. Эти противоречия делают его жизнь невыносимой, ведь он не может выбрать одну сторону и следовать ей до конца.

В стихотворении «Валерик» Лермонтов описывает битву, в которой участвует Демон:

«Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячью сердцами

Одни лишь слушали в молчаньи

И мертвым строем, без дыханья,

Без слов, без ропота, как камни,

Стояли в ряд враги святые. »

Эта сцена показывает, как Демон ведет себя в бою. Он не проявляет никаких эмоций, словно его душа уже умерла. Это еще одно проявление его внутренней раздвоенности и отчужденности от окружающего мира.

Таким образом, утверждение Ходасевича о том, что «чтобы страдать так, как страдает Демон, надо быть Демоном», находит подтверждение в анализе произведений Лермонтова. Демон — это фигура, олицетворяющая внутренний конфликт, одиночество и отчаяние. Его страдания обусловлены его собственной природой, его стремлением к идеалу и невозможностью достичь его. Лермонтов мастерски использует художественные средства, такие как контраст, пейзаж и мотив одиночества, чтобы передать глубину страданий своего героя.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском