Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Степной король лир. Повесть. (Тургенев И. С.)


Замысел повести относится к февралю 1869 года, когда Тургенев жил в Карлсруэ. Завершена же была повесть в Веймаре, весной 1870 года. Как и «Бригадир», повесть обращена в прошлое и связана с воспоминаниями Тургенева о жизни в Спасском, когда имением управляла его властная и суровая мать — В. П. Тургенева-Лутовинова. 11 марта 1869 года Тургенев" писал П. А. Кпшинскому: «Я начал повесть, в которой главное действующее лицо, старик-помещик, задумал при жизни своей передать свое родовое имение двум своим дочерям».


(Дело происходит в 40-м году.) (Тургенев Письма т. VII, с. 324—325).

Из формулярного списка героев повести, который Тургенев составил перед тем, как начать писать ее, известны некоторые прототипы. Так, в облике помещицы Наталии Петровны, покровительницы Харлова, выведена мать Тургенева. Квицинский, поляк-управляющий, списан с Кишинского, который в 60-х годах управлял имением Тургенева. Существует предположение, что прототипом главного героя повести послужил знаменитый на всю округу мцепский силач Василий Семенович Протасов. В формулярном списке Тургенева указан в качестве прототипа некто Николай Семенович Протасов. Возможно, что писатель просто забыл имя. О Василии Семеновиче Протасове вспоминает А. Фет в своих известных мемуарах: «...оп постоянно ездил на крепких беговых дрожках», и тургеневский Харлов «всюду разъезжал на низеньких беговых дрожках» (подробно об этой гипотезе см. в сб. «Тургенев и его современники» статью Л. М. Лотман «Тургенев и Фот», с. 45—47).

Писатель создал повесть, в которой действительно ощущается шекспировский пакал чувств и страстей, бушующих в ого «степных» героях. Это ощутили современники, например, друг и — нередко — оппонент Тургенева А. А. Фет, воспринявший повесть как своего рода полемику с Шекспиром: «Точно философско-эстетическая критика на «Лира» Шекспира — дескать, вот что это значит...» («Тургенев и его современники», с. 47).

Герой Тургенева — личность необычайно яркая и самобытная. О том, как тщательно выстраивался писателем этот образ, свидетельствует правка в беловом автографе повести, скрупулезно прослеженная в комментариях к академическому изданию. Тургенев вписывает целые большие куски текста, повествующие «о смутных философских раздумьях героя, о неосознанном его стремлении к познанию тайн жизни и смерти... Харлов — «человек XVIII века». Отсюда его вольнодумство, уживающееся с мистическими толками о тайнах загробной жизни и силе страстей человеческих... его отказ от имущества выступает как результат... стихийных нравственных исканий (курсив наш.— В. Ф.), а не как прихоть самодура» (Тургенев. Соч., т. X, с. 487).

Стр. 511. ...в золотую книгу записался.— Возможно, Харлов имеет в виду «бархатную книгу» — сборник родословных князей и дворян русских и «выезжих», составленный после указа от 12 января 1682 г. об уничтожении местничества в палате родословных дел. «Золотой» же родословной книги просто не существовало.

Стр. 512. Темным прозывался великий князь Василий Васильевич.— Великий князь московский Василий II Васильевич (1415—1462) был ослеплен галицким князем Димитрием Шемякой, поэтому и прозван «темным».

Стр. 515. ...новиковского «Покоящегося Трудолюбца»...—Московский журнал «Покоящийся трудолюбец» издавался Н. И. Новиковым в 1784—1785 гг. В журнале участвовали студенты и профессора Московского университета, в большинство своем масоны. В ряде статей и стихотворений журнала развивались философско-мистические идеи о смерти и бессмертии.

...«Но человек страстный... меня счастливым!» и т. д.— Цитата из статьи: "'«Рассуждения о беспорядках, производимых страстями в чело-веко, и о средствах, какие в таких случаях употреблять должно» (см. гримеч. Тургенева на с. 515). Пафос статьи заключался в развенчании страстей человеческих и, в частности, гордости, как одной из самых пагубных, а также в призыве к смирению — необходимому условию па пути к нравственному самоусовершенствованию.

Попалась ему как-то картинка, изображавшая горящую свечу... «Такова жизнь человеческая!» — Подобные изображения можно было увидеть в книге Н. М. Амбодика «Емблемы и символы избранные, на российский, латинский, французский и английский язык преложенные», СПб., 1811. Книга эта имелась в библиотеке Спасского и в детство произвела неизгладимое впечатление на Тургенева (см.: Т у р г е н е в. Письма, т. I, с. 201).

Стр. 529. Рукою властной!— Старинное юридическое выражение, означающее «собственноручно». Харлов, по-видимому, понимает его буквально, образуя от слова «власть».

Стр. 532. ...на «Страншам судилище» Микеланджело...— Речь идет о росписи алтарной стены Сикстинской капеллы, картине «Страшный суд» (1535 — 1541) кисти Микеланджело Буонарроти.

...он, по слухам, был при Потемкине «валторщиком»...— Князь Г. А. Потемкин умер в 1791 г. (более чем за 40 лет до описываемых в повести событий;. «Валторщик» — музыкант, игравший в оркестре на валторне — духовом инструменте, напоминающем охотничий рог.

Стр. 536. К Митрофанию съездишь...— Митрофаний — воронежский епископ; по смерти (1703) причислен к лику святых. К мощам его в Воронеже совершались паломничества.

...в Оптипу пустынь...— древний Оптин-Тропцкий мужской мопаетырь в Орловской губернии (существовал с XV в.) привлекал много паломников.

Стр.537. «Смерть есть важная и великая работа натуры... духовного себе места...» и т.д.— Эти строки заимствованы из опубликованной в т. III «Покоящегося трудолюбца» статьи: «Письмо с того света в Москву от Мумиага к сыну малыя земли Муравью, живущему в Муравейнике». В статье с масонских позиций сделана попытка объяснить соотношение материального и духовного начал в жизни человека и истолковать проблему бессмертия души.

Стр. 544. Талагаю-то этому? — Талагай — лентяй, тунеядец. Это слово редко употреблялось русскими писателями. Кроме Тургенева, оно встречается у Мельникова-Печорского.

Стр.552. ...возьму, мол, перебью, перешвыряю всех, чтобы и на семена не осталось.— Ср. в «Короле Лире» Шекспира: «И разбросай по ветру семена, родящие людей неблагодарных» (перевод А. В. Дружинина).

Стр. 561. ...на лице одного к смерти приговоренного.— Имеется в виду Тропман — убийца целой семьи. 7/19 января 1870 г. Тургенев присутствовал на его публичной казни в Париже. Это событие описано им в очерке «Казнь Тропмана» («Вестник Европы», 1870, № 6, с. 872—890). Тургенев упоминает в очерке об улыбке удовольствия, появившейся на лице Тропмана, когда с него перед казнью сняли тяжелый тюремный камзол.

Стр. 562. Али закон вспомнил... властен все назад потребовать? — Слова эти являются сокращенной и несколько измененной цитатой из выписки «Правила из узаконений. Дарение». В разделе «Уничтожение дарения» третий пункт гласит: «Если принявший дар учинит покушение на жизнь дарителя, причинит ему побои или угрозы, оклевещет его в каком-либо преступлении или вообще окажет ему явное непочтение, то даритель имеет право требовать возвращения подаренного» (см.: Тургенев. Соч., т. X, с. 500).

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 04:43:03
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение