Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Сравнение стихотворений «Как люблю, как любила глядеть я…» Ахматовой и «Москва! Какой огромный…!» Цветаевой (Анализ стихотворения, стиха)

Москва и Петербург — великие исторические города необычайной красоты, часто предстающие в стихотворениях. А. Ахматова и М. Цветаева были великими женщинами-поэтами прошлого столетия, чья лирика отличается глубиной смысла, трудностью, но красотой слога. Именно их стихотворения я рассмотрю, чтобы глубже окунуться в тему двух столиц.

Во время написания стихотворения Ахматовой Петербург ещё являлся столицей России, однако стоит на пороге перемен. Сначала автор пишет о пейзажах города, эпитетами и метафорами рисует перед читателем старинные балконы и оградки, в которые «закована» Нева, надводные колонны. Она отмечает, что её любовь к городу не мимолетна, используя глаголы как настоящего, так и прошедшего времени (люблю, любила). Это показывает, что он автору является близким другом, что подчеркивается местоимением «ты» при обращении.

Однако стихотворение не заканчивается так же спокойно, как и началось. Во второй половине чувствуется противопоставление внешнего вида и действительности: тишина и свет белых ночей смешиваются с упоминанием черной смерти. Эти пейзажи являются для города «райским, сладчайшим сном», позволяющим как бы «надышаться» перед смертью. Гибель в описании как бы определяется предстоящими изменениями, которые несет за собой 1916 год, то есть падение империи, гражданская война, лишение звания столицы. Зная ход истории сейчас, можно с уверенностью назвать произведение вещим. Также при прочтении строки о приближающейся смерти и строки о том, что Петербург — столица «для безумных и светлых нас», возникает вопрос: как же избранные жители, в чьих душах не закралась тьма, способны привести город к таким последствиям? Ахматова предупреждала читателей, что неверные решения изменят Петербург навсегда, в стихотворении кроется предостережение. Стихотворение сочетает в себе все времена, но при этом главная его цель — обратить внимание на мимолетность того момента, который не вернуть никогда.

Во втором стихотворении Цветаева описывает Москву, с первых же строк называя её «огромным странноприимным домом». «Странноприимный» дом означает пристанище для бедняков, которыми, как заявляет Цветаева, являются все на Руси, даже преступники. Москва встречает их, потому что способна исцелить грехи, ведь в ней хранится икона целителя Пантелеймона. Каторжное клеймо тоже является «болестью», а, значит, поддаётся лечению духом Москвы. Этот город приближен к Богу, Цветаева пишет: «И льется аллилуйя на смуглые поля». Народ в святыне живет тоже удивительно верующий, готовый через необъятные просторы прийти к часовне, где находится икона Иверской Божьей Матери. Автор отмечает свою любовь к Москве в последних строках, праведно заявляя, что готова поцеловать её в самое сердце, также употребляя «ты». Стихотворение как начинается, так и заканчивается восклицаниями и обращениями, подчеркивающими восхищение Москвой. Произведение написано, чтобы подчеркнуть достоинства города и выразить необъятное, сильнейшее почтение.

Стихотворения объединяет чувство преданной любви городу, только у каждого автора он свой. Свой не только по названию, но и по описанию: в то время как у Ахматовой Петербург сладковато-грустный, пострадавший от рук своих же людей, Цветаевская Москва гордо сверкает куполами и с объятиями встречается каждого человека.

Несмотря на похожесть главных героев — городов, произведения очень различаются и задают разное настроение. Мне кажется, их и правда стоит читать одно за другим, чтобы сильнее почувствовать контраст, а также окунуться в любовь к родине с головой!

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.