Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


О Есенине и его поэзии «Я тем завидую, кто жизнь провел в бою...» (Есенин С. А.)


Почти полтора года продолжалась заграничная поездка Есенина. За это время он побывал в странах Западной Европы, в США. Увиденное в мире чистогана и наживы заставило его над многим задуматься. Эти раздумья нашли своеобразное отражение в монолюгах комиссара Рассветова — главного персонажа Пьесы «Страна негодяев», которую поэт начал писать за границей.

Когда-то его, Рассветова, обстоятельства забросили и Северную Америку.


Там он жил в ночлежках, работал на клондайкских приисках. Зная Америку,

он отдает должное ее индустрии, ее технике. Но, по

его наблюдениям, в «стальной» Америке капитализм опустошил душу человека, поставив превыше всего наживу, доллар. Обрели силу предприимчивые дельцы, бизнесмены. У Рассветова сложилось твердое убеждение:

Эти люди — гнилая рыба.
Вся Америка — жадная пасть.
Но Россия... вот это глыба:.
Лишь бы только Советская власть!..

В «стальной» России Советская власть, социализм возвысят человека, ибо во имя его счастья и строит-он новая жизнь. Так говорит Рассветов, и поэту по душе этот убежденный коммунист, собранный, волевой человек, знающий, за что он борется, что отстаивает.

Маяковский не ошибался, когда заметил: «Есенин вернулся из-за границы с ясной тягой к новому».

1924—1925 годы были для поэта на редкость плодотворными.

Foxford

Тифлис, Батум, Баку, Ленинград, родное рязанское село Константиново — везде он работает с подъемом, озаренно. Более шестидесяти лирических стихотворений, около двадцати «маленьких поэм» (среди них: «Возвращение на родину», «Русь советская», «Поэтам Грузии», «Баллада о двадцати шести», «Письмо к женщине», «Мой путь»), крупные вещи — «Песнь о великом походе», «Сказка о пастушонке Пете, его комиссарстве и коровьем царстве», «Поэма о 36», «Анна Снегина», цикл стихотворений «Персидские мотивы» — вот что можно увидеть за его фразой из письма от 17 декабря 1924 года: «...Пишется мне дьявольски хорошо». Но это еще не все. Продолжается работа над пьесой «Страна негодяев», поэмой «Гуляй-поле». Вынашиваются замыслы эпического произведения о гражданской войне, поэмы о беспризорнике, который был «на дне жизни, выскочил, овладел судьбой и засиял», автобиографической повести «Когда я был мальчишкой...»

Среди тем, волновавших Есенина, важнейшее место заняла тема, которую он обозначил в поэтическом послании издателю: «Учусь постигнуть в каждом миге Коммуной вздыбленную Русь». И, естественно, в первую очередь поэт обратился к образу того, кто «вздыбил всю нашу планету» — образу Ленина. Есенин был в числе тех художников, которым удалось создать живой, неповторимый образ Владимира Ильича в поэзии.

Ленин —гений революции. Вождь народа. Провидец грядущего счастья «всех племен». Его слово — могучая, всепобеждающая сила.

И — человек «застенчивый, простой и милый», В нем нет ничего условного, ложно-красивого, экзотического. Все — жизненно, обыкновенно. Он с детворой «зимой катался на салазках», «глядел скромней из самых скромных».

Таким знали и любили Ильича народные массы. Таким он встает и со страниц отрывка из поэмы «Гуляй-поле».

В стихотворении «Капитан земли» с Лениным — рулевым корабля и ленинцами — его матросами поэт связывает будущее страны: «Они за лучшие обеты зажгут, сойдя на материк, путеводительные светы».

Как и предвидел Есенин, новые поэты написали и напишут новые песни в честь Ленина, в честь Коммунистической партии. Но есенинское слово о бессмертном вожде, сказанное от чистого сердца, не осталось в прошлом. Оно и сегодня — живая художественная ценность поэтической Ленинианы.

Частью общего дела всех большевиков, дела, вдохновителем и организатором которого «был наш строгий отец Ильич», являлась борьба бакинских комиссаров. О них —дума, боль, песня поэта...

«Баллада о двадцати шести»... Силой своего воображения Есенин как бы возвращает к жизни расстрелянных бакинских комиссаров. Их первое желание—посмотреть, «как живет Азербайджан». Поэт вместе с Шаумяном и Джапаридзе видит, что в Баку «у рабочих хлеб. Нефть —как черная кровь земли. Паровозы кругом... Корабли...». И вместе с комиссарами он горд силой рабочего класса, отстоявшего Кавказ, его свободу.

Поэт нашел проникновенные слова, интонации, чтобы выразить свое неподдельное чувство к тем, КТО с оружием в руках защищал молодую республику от врагов революции. Большевики — «люди в куртках кожаных» и красные воины — в их усталые лица вглядывается певец-сказитель из «Песни о великом походе»:

Спи, корявый мой!
Спи, хороший мой!
Пусть вас золотом
Свет зари кропит.
В куртке кожаной
Коммунар не спит.

С теплой улыбкой смотрит поэт на «хромого красноармейца», что в кругу односельчан «рассказывает важно о Буденном, о том, как красные отбили Перекоп». Как много заключено в этом «важно»!

Нашлось у поэта доброе слово и о защитниках советских границ:

Пограничник не боится
Быстри.
Не уйдет подмеченный им
Враг...

В своей лебединой песне — поэме «Анна Снегина» Есенин поклонился крестьянину-бедняку, ставшему в дни революции вожаком деревенской бедноты. Прекрасен человек — борец за народное счастье, прекрасна родная земля, ее вечно обновляющаяся природа, прекрасна целомудренная, в чистом сердце рожденная любовь. Этой поэтической мыслью одухотворена поэма.

Есенин искренне завидовал тем, «кто жизнь провел в бою, кто защищал великую идею». Запечатлев подвиг героев в стихах, он отдал достойную дань их светлой памяти, воздвиг свой поэтический обелиск во славу верных сынов Страны Советской.

Источники:

  • Сергей Есенин. Златой посев. Лирика. Поэмы. Под редакцией С. Кошечкина. Москва. 1976 год.



Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


регистрация | забыли пароль?


  вход
логин:
пароль:
Запомнить?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 14:30:54
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение