Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




О Есенине и его поэзии «...Синь, упавшая в реку» (Есенин С. А.)

Первая книга Есенина «Радуница», как известно, появилась в 1916 году. Однако позже поэт говорил профессору Ивану Розанову, что еще до «Радуницы» он, Есенин, уже выпустил сборничек стихов под заглавием «Русь». В действительности такая книжка в свет не выходила, возможно, это был оттиск или вырезка из журнала с одноименной «маленькой поэмой». В конце концов это не столь уж важно. Существенно другое: Есенину хотелось слово «Русь» поставить как первую веху, от которой начался его путь в литературе. И это знаменательно.

«Русь», «О России и Революции», «Русь советская» — по этим названиям разделов в сборниках и отдельных книг Есенина пролегает осевая линия его поэзии, ими обозначен тот благодатный источник, который питал его лирику.

О Русь — малиновое поле
И синь, упавшая в реку,
— Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.

Не только озерную тоску —росу, блестевшую на Крапиве, маковую зарю, березу в сонной тишине, на лугах веселый пляс, черную, потом пропахшую выть — да разве все перечислишь! — любил он «до радости и боли».

Кажется, ну что еще можно сказать о красоте русской природы после Пушкина, Кольцова, Некратна, Фета, Бунина? Есенин нашел что сказать. И это оказанное пронизано такой живой радостью и болью, согрето таким неподдельным чувством, что не может не трогать человеческие сердца.

Вот деревенский парнишка поздним летним вечером стоит у придорожной ивы. Ему «хорошо и тепло, как зимой у печки». Вроде бы мир, его окружающий, — огромная изба, где все до мелочей знакомо, всему есть свое домашнее имя, от всего веет покоем и уютом.

Читаешь стихи дореволюционного Есенина, и перед тобою распахиваются необъятные просторы, то прозрачно-голубые, то затянутые рваными тучами; встают сказочными видениями березовые перелески и духовитые дубровы; ты слышишь гомон косарей, скрип обоза, ветряной посвист, безнадежные вздохи мужиков над сохнущей от жары рожью...

Поэту знакома грустная дума: «Ой, не весел ты, край мой родной». Он видит, как «тоскуют брошенные пашни», как «роща синим мраком кроет голытьбу...» Он печалится о крестьянской доле: «За тяжелой сохой эта доля дана».

Но и в горести поэту до боли мило родное и близкое. Для него и в заброшенном крае соломой крытые хаты — в золотом окладе образа, и тополя пахнут звонно, и крик лягушек — музыка. Плесень на бревнах — и та окроплена солнцем.

Его сердце тянется ко всему живому, он понимает «душу» животных. Приковылявшая к норе смертельно раненная лисица; кони, чьи думы эхо уносит «к неведомым лугам»; дряхлая корова, тоскующая о белоногом телке, — все они остаются в памяти читателя есенинских стихов навсегда.

Одно из стихотворений он озаглавил «Песнь о собаке». Обратите внимание, как это возвышенно звучит «Песнь». Не «Песня», а именно «Песнь». Вспоминаются названия: «Песнь о Нибелунгах», «Песнь о Роланде», «Песнь о Гайавате». И тут — «Песнь о собаке».

В связи с этой «Песнью...» Максим Горький говорил Есенину, что он «первый в русской литературе так умело и с такой искренней любовью пишет о животных». И после чтения поэтом «Песни о собаке» Горькому «невольно подумалось, что Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое — более всего иного — заслужено человеком».

И здесь вновь приходит на память «маленькая поэма» Есенина «Русь». Написанная в разгар первой мировой войны, она как бы наполнена воздухом, которым дышала деревня той поры, озвучена карканьем черных воронов, плачем слободских баб и заветными песнями, вплетенными в скрип сохи... Кажется, само милосердие водило рукой поэта, когда на бумагу ложились бесхитростные строки о тоскующих солдатских женах:

Помирился я с мыслями слабыми, Я хочу верить в лучшее с бабами,
Тепля свечку вечерней звезды...

Ой ты, Русь, моя родина кроткая,
Лишь к тебе я любовь берегу...

Так околица села расширяется до границ страны, и тема отчего края начинает звучать как тема родины — могучей и бессильной, богатой и нищей... И уже волнует поэта предчувствие небывалой очистительной Грозы, и где-то в глубине его сердца зреют гордые и уверенные слова:

О Русь, взмахни крылами...

Источники: