Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Проблемы репрезентация войны в художественном тексте (Школьные сочинения)

Война по-разному изображается и становится другой сущностью в результате выбора разных средств её репрезентации: с точки зрения этической и моральной стороны вопроса, социальной и исторической памяти, а также через призму травмирующего опыта, деформирующего сознание героя или наблюдателя.

Начать разговор о репрезентации войны хотелось бы с этико-моральной стороны этого вопроса. В произведениях “Воздушная война и литература” Зебальд рассматривает военное событие с точки зрения необходимости его свершения, причинах и последствиях, к которым оно привело. Так, автор рассуждает о бомбежке Дрездена, рядом с которым не было ни войск противника, ни стратегических объектов. В романе Курта Воннегута “Бойня №5, или Крестовый поход детей” Дрезден тоже упоминается, однако не так, как читатель ожидает. По сюжету главный герой знакомится с инопланетянами, тральфамадорцами, от которых он узнает, что каждое событие, совершенное когда-либо, просто необходимо: разрушительное или созидательное, оно всегда свершалось, свершается и будет свершаться. Такой взгляд показывает читателю историческое событие как константу, которую не просто нельзя поменять, ее незачем менять.

И война в данном случае, и бомбежка Дрездена являются лишь кадром, мигом огромнейшей истории, которую стоит “просто игнорировать”: “Билли не собирался протестовать против бомбежки Вьетнама, не содрогался, вспоминая об ужасах, которые он сам видел при бомбежке. Он просто завтракал…”.

С другой стороны, изображение войны в художественном тексте может преследовать одну цель, а в результате достигнуть и не менее важную другую. Так, в поэме “Василий Теркин” Александра Твардовского главный герой — отважный солдат, никогда не унывающий молодой человек — стал вдохновителем для советских солдат во время Великой Отечественной войны. Однако, если подойти к этому вопросу с помощью анализа И. И. Куриллы, то можно сказать, что репрезентация военных событий, сопровождающих героя в сюжете, играет роль социальной памяти, которая способна помочь в реконструкции некоторых фактов из бытовой жизни солдат, например. “Задача социальной памяти - обеспечить сохранение традиции, а задача истории — деконструировать и показать относительность, задавая вопросы”. Таким образом, упоминание военных событий в художественном тексте может играть роль той самой “сохраненной традиции” в виде элементов солдатского быта, фольклорных деталей и упрощенных пересказов маневров войск.

И третьей особенностью репрезентации войны является ее изображение от лица героя с деформированной реальностью. Здесь мне бы хотелось рассмотреть стихотворение Геннадия Гора “Красная капля в снегу. И мальчик…”. Казалось бы, как таковой войны здесь не упоминается, но именно на её фоне поэт оттеняет состояние лирического героя, потерявшегося во времени, застрявшего в нем, словно в желе: “Время все длится, все длится, все тянется”. Он не думает о голоде, не боится, все для него похоже на медленно тянущийся сон, где прохожие, словно тени, скользят по нему: “Прохожие идут ему по ногам, по глазам. Им некогда. ” Абсурдизм войны выражается в дереализации, сам герой с трудом понимает, где находится: образы родной деревни сменяются странной картиной матери, флиртующей с ламой. Война изображена как бесконечное событие, заставляющее героя “заигрывать” со временем; с помощью этого поэт проводит антитезу между участниками блокадных событий: одни все время суетятся и боятся не успеть в то время как другие находятся глубоко внутри себя и не понимают, как можно не успеть за водой на Неву. Неужели вода в ней закончится?

Таким образом, проблематика репрезентации войны заключается в неоднородности самого понятия, на которое можно взглянуть под разными углами: с точки зрения историка, рассматривающего событие с помощью “маячков” социальной памяти или непосредственного участника, по-разному реагирующего на то, что конструирует его реальность.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.