Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Какую роль в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» играют портретные характеристики героев? (ЕГЭ по литературе)

Портрет как один из приёмов художественной выразительности занимает важное место в литературных произведениях. Зачастую автор не просто так обращает внимание читателей на внешность героев: черты лица, мимику и движения тела, а также на одежду персонажей. Целью писателя в таком случае является показать внутренний мир героя, представляя персонажа как отдельную личность. Автор, описывая внешность персонажей, выделяет в них что-то особенное, отличающее одного от других, или же ищет одинаковые черты, чтобы показать схожую внутреннюю жизнь двух или нескольких героев.

Иногда посредством портретных характеристик раскрывается не только психологизм героев, но и личное отношения писателя их мыслям и поступкам.

Портретные характеристики в "Герое нашего времени", социально-психологическом романе М. Ю. Лермонтова, хоть и не описывают героев детально, но являются красочным и меткими. Они многое могут сказать о том, что из себя представляет тот или иной персонаж. Таким образом, опишу внешние особенности нескольких персонажей из романа "Герой нашего времени" и определю, какой психологический портрет они воссоздают.

Центральным персонажем в произведение М. Ю. Лермонтова является Григорий Печорин, молодой и богатый дворянин, являющийся типичным представителем своего сословия и времени, которое описывается в романе. В первый раз мы знакомимся с Печориным в части "Бэла", где единственное, что сказано о нем, так это "тоненький", "беленький", "в новом мундире". Такие мелкие черты сразу же говорят о положении героя в обществе, его достатке. В первой по сюжету главе романа нет точного портрета Григория Александровича. В "Бэле" мы уже видим эгоизм Печорина, его равнодушие ко всему и безнравственность, ведь даже на смерть молодой черкешенки Бэлы, которую герой, поступив недостойно, украл, и в которую, как казалось, был влюблён: Григорий Печорин реагирует довольно холодно: "его лицо ничего не выражало особенного". Более конкретный портрет центрального персонажа появляется позже, и Лермонтов указывает на "следы морщин", хоть и был Печорин человеком "лет двадцати пяти". Морщины на лице молодого мужчины появились в силу постоянных дум и глубокого страдания: главный герой не видит достойного применения для своих сил и растрачивает жизнь впустую. Григорий Печорин устал от жизни и эта утомлённость отразилась на его лице, помимо морщин, так, что и определить возраст героя сразу непросто. В то время как сам персонаж говорит про себя: "...на вид я еще мальчик...", рассказчик обращает внимание на то, что он "готов был дать ему тридцать".

Так через внешние признаки М. Ю. Лермонтову удаётся представить внутреннюю противоречивость центрального персонажа: Григорий Печорин мог бы быть искренним, но из-за неудовлетворения собственной жизнью, предпочёл скрыть от чужих глаз всё, что находится у него на душе.

В отличие от насыщенного деталями портрета Григория Александровича Печорина, внешнее описание остальных героев, способное раскрыть их духовный мир, дано более обобщенно. К созданию образа Грушницкого, приятеля центрального персонажа, автор подходит просто: в его портрете нет ярких деталей. Лермонтов обращает внимание на усы и волосы героя, что никак не помогает читателю понять его настоящую сущность. Практически единственное, что помогает читателю увидеть, кто таков Грушницкий, так это его особенность носить "толстую солдатскую шинель", будучи юнкером, и "эполеты неимоверной величины", лишь для того чтобы привлечь к себе внимание. Он принимает "драматическую позу", "закидывает голову назад" с целью произвести на всех впечатление и быть в центре внимания, но по итогу его манеры и желание статностью быть похожим на Печорина делают Грушницого смешным и даже глупым в глазах людей.

Но автор также пишет о "твёрдой походке" и бодром виде штабс-капитана, что говорит о его силе духа и готовности бороться со всеми встречающимися на пути преградами.

Не могу не упомянуть и о портретных характеристиках женских образов в романе.

С Бэлой, молодой черкешенкой, читатель встречается единожды, на страницах первой главы, и первое, на что постоянно обращено внимание, так это на глаза, "черные, как у горной серны". Глаза Бэлы настолько глубоки, что  будто заглядывают в душу и манят. Так они произвели впечатление на Печорина, укравшего девушку. В героине Печорина также привлекла и её восточная красота ("...азиатская красавица...", хоть и считает он Бэлу дикаркой ("...любовь дикарки...").

Основной деталью портрета княжны Мэри являются "бархатные глаза". Не так важны "благородная походка", "нежный и мягкий стан" или "нежные руки ", как "большие глаза". Молодая девушка, не успевшая набраться жизненного опыта, обладает большой душой, которая требует только лишь счастья. Но княжна подвергается психическому расстройству, когда видит, что жизнь не так добра к ней, как она думала ранее, когда она получает отказ от Печорина, в которого была влюблена, и узнает о его лжи.

Подводя итог, хочу сказать, что портрет  является важной составляющей романа "Герой нашего времени". Благодаря портретным характеристикам мы видим душу персонажа: какие чувства он испытывает и чем руководствуется, когда совершает тот или иной поступок.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.