Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Поиск по сайту

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!

12.5. Как особенности композиции помогают раскрыть идею произведения? На примере 1-2 произведений отечественной или зарубежной литературы (ЕГЭ по литературе)

12 из 15
Оценка эксперта внизу

Композиция является одним из средств, позволяющих автору в полной мере раскрыть идею произведения. Благодаря её особенностям писатель может показать и героя, и историю с разных сторон, дать читателю цельную картину.

Так, например, необычна композиция романа М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". Произведение поделено на пять законченных повестей, хронология повествования нарушена. Главным для писателя являлось раскрытие личности Печорина, и для этой цели была выбрана подобная форма.

Рассмотрим, как именно композиция работает на авторский замысел.

Во-первых, целостные повести позволили автору логично и плавно менять рассказчиков, каждый из которых помогает заметить новые детали. Максим Максимыч, например, описывает лишь действия и слова Печорина, опирается на свое видение ситуации и потому не понимает мотивов похищения Бэлы. Безымянный офицер в следующей повести позволяет взглянуть на главного героя объективнее, кроме того, он дает подробный портрет и свои рассуждения. Внешность дает возможность увидеть аккуратность Печорина ("ослепительно чистое белье"), его скрытность характера ("не размахивал руками"), подметить, что его глаза "не смеялись, когда он смеялся". И, наконец, в дневнике Печорина читатель узнает восприятие героем окружающего мира и самого себя, его отношение к другим людям. При линейной композиции добиться естественного перехода от одного повествователя к другому было бы сложнее, а соблюдение хронологии событий нарушило бы логику произведения.

Во-вторых, именно расположение повестей, выбранное Лермонтовым, помогло рассматривать личность главного героя постепенно. В первых двух повестях мы видим его действия со стороны и мысли рассказчиков по этому поводу; что привело к его поступкам, читатель не знает. И только позже, в дневнике Печорина, он раскрывается глубже, показывает свой ход мыслей и мотивы. Все его поступки связаны логически. Так, к примеру, любовь к Вере и умение заботиться о ком-то, раскрытые в "Княжне Мери", были бы неуместны в начале знакомства с героем, создали бы другой образ. А его неверие в судьбу и хладнокровие перед лицом смерти в повести "Фаталист" воспринимается более логично после его дуэли с Грушницким, описанной ранее. Автор определил такой порядок событий, при котором с каждой новой частью романа читатель проникал глубже в психологию героя.

Таким образом, отход от привычной линейной композиции может помочь писателю в раскрытии идеи его произведения. Логичность и целостное восприятие мысли автора важнее хронологической последовательности и классической структуры романа, что и показал нам "Герой нашего времени".

Обновлено:
Опубликовал(а):
Оценка эксперта:

1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие

Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне (3 из 3).

2. Привлечение текста произведения для аргументации

Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют (3 из 3).

3. Опора на теоретико-литературные понятия

Теоретико-литературные понятия включены в сочинение и использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют (3 из 3).

4. Композиционная цельность и логичность

Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов (3 из 3).

5. Соблюдение речевых норм

Допущено пять или более речевых ошибок (0 из 3).

Речевые ошибки:

1) «Композиция является одним из средств» - корректно: способов, а не «средств» (можно подумать о художественных средствах, а это неправильно).

2) «дать читателю цельную картину» - цельную картину чего?

3) «опирается на свое видение ситуации и потому не понимает мотивов похищения Бэлы. Безымянный офицер в следующей повести позволяет взглянуть на главного героя объективнее, кроме того, он дает подробный портрет и свои» - повтор: свой.

4) «дает подробный портрет и свои рассуждения. Внешность дает» - повтор: даёт.

5) «что привело к его поступкам» - что служило мотивом его поступков.

6) «умение заботиться о ком-то» - имеете в виду «неумение»? Или что подразумевается?

7) «А его неверие в судьбу и хладнокровие перед лицом смерти в повести "Фаталист" воспринимается более логично после его» - повтор: его.

Дополнительно:

«композиция работает на авторский» - «работает» следует заключить в кавычки.

Таким образом, 12 из 15.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение