Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Хороший российский фильм: миф или реальность (Фильмы и сериалы)

Многие зрители скептично относятся к современным российским фильмам. Неужели отечественный кинематограф переживает кризис или это лишь очередной стереотип?

Для того чтобы снять фильм недостаточно одного лишь хорошего сценария и съемочной группы. В первую очередь режиссер должен найти финансирование. Основными спонсорами современного кинематографа выступают «Фонд кино» и «Министерство культуры». При этом, по заявлению Д. С. Пескова, существует определенный порядок для постановок и произведений, которые ставятся и снимаются за счет бюджета. Фильм становится зависимым от своего заказчика, который, в свою очередь, получает право на корректировку проекта. Так происходит коммерциализация кинематографа: государство вкладывает деньги в наиболее прибыльные фильмы, с приемлемым, но необязательно хорошим сценарием.

Хороший пример этому работы режиссера Жоры Крыжовникова, который снял две части «Горько» и нашумевший фильм в новаторском жанре караоке-комедии «Самый лучший день».

Первая часть фильма «Горько» вышла в 2013 году и рассказывала о молодоженах, решивших сделать две свадьбы для родственников и друзей в один день. Режиссер в интервью перед выходом фильма заявил, что от других картин «Горько» отличает особенный национальный дух. Так какой же он, настоящий русский человек, по мнению Жоры Крыжовникова? За час и сорок минут в фильме покажут лишь пару кадров, на которых не будет пьяных людей, а выпить успеют и жених с невестой, и все до единого их родственники, и даже Сергей Светлаков. Весь юмор в принципе крутится вокруг одного лишь алкоголя. Что же до смешных шуток? В самом начале мы услышим, как отец главной героини скажет, что «Баба за рулём как макака с гранатой». И подобного рода шутки кажется уже десятилетиями используются в русском кинематографе. Типичный юмор вдобавок к плохому и непродуманному сценарию и, как следствие, зрительская оценка картины на сайте «Кинопоиск» составила всего 5, 3/10. Казалось бы, фильм не понравился, а значит снимать продолжение смысла нет. Но уже через год выходит вторая часть, где герои празднуют уже не свадьбу, а похороны, что и является главным отличием новой картины от своей предшественницы. Рейтинг 3, 7/10, который получила вторая часть фильма «Горько», смог заставить режиссеров и сценаристов отказаться от идеи сиквела. Вместо этого была снята караоке-комедия «Самый лучший день».

Герой Дмитрия Нагиева, Петр Васюткин, слабохарактерный маменькин сынок, ко всему прочему еще и с явными признаками раздвоения личности. Пьяный главный герой изменяет своей невесте, бросает ее и всеми силами пытается причинить как можно больше боли. Придает ли это фильму комичности? В первой и второй части «Горько» был сценарий, и персонажи были достаточно проработаны и раскрыты, чтобы вызвать у зрителя сочувствие. При просмотре новой работы Жоры Крыжовникова, кажется, что караоке было придумано для того, чтобы растянуть хронометраж, а главный герой же обезличен настолько, что зритель не понимает ни его мотивации, ни поступков. Перед титрами вставлено небольшое послание, чтобы люди поняли для чего посмотрели это произведение и увидели в нем смысл. «Берегите женщин, мужчины», — подобная фраза, после всего произошедшего на экране, кажется издевкой и не имеет никакого значения. Что интересно, не смотря на критику предыдущих фильмов, фонд кино вложил деньги и в «Самый лучший день». Я не сторонница того, что каждый фильм должен пропагандировать какие-либо моральные ценности. Но показывая наш национальный дух таким образом, режиссер лишь укрепляет стереотипы о русском человеке и для меня удивительно, что подобные фильмы ещё и проспонсированы.

Если не брать в расчет авторское малобюджетное кино, то большая часть современных российских комедий не сильно отличается от работ Жоры Крыжовникова. «Жених», «Бабушка легкого поведения» и другие фильмы, снятые бывшими резидентами «Comedy Club» обладают таким же типичным юмором и низкой смысловой нагрузкой и, как правило не достигают даже пяти балов рейтинга на «Кинопоиске». Этот факт совершенно не мешает государству и дальше спонсировать работы подобных кинорежиссеров, чьи фильмы не представляют никакой ценности, а может даже и ведут к деградации населения.

Ещё одной проблемой современного российского кинематографа является стремление авторов подрожать западу. Многие новые фильмы рекламируют как достойный ответ американским фильмам, что само по себе уже нелепо. А кому-то разве нужен этот ответ? Зритель может посмотреть американский фильм, а от русского он ждет индивидуальности. Настоящее искусство свободно и оригинально. И этого русским массовым фильмам действительно не хватает.

В 2017 году на экраны вышел фильм Федора Бондарчука «Притяжение». Спецэффекты, монтаж и работа оператора действительно находятся на высоком уровне. И все же «Притяжение» напоминает скорее собирательный образ американских фантастических фильмов о подростках, чем самостоятельное кино. Сюжетные дыры и недоработки приводят к тому, что кульминация фильма выглядит чересчур пафосной, а все проблемы героев кажутся надуманными и не производят должного впечатления. Подобные сюжеты зритель видел не раз и его уже не удивишь ни графикой, ни спецэффектами. Так есть ли смысл соперничать с кинематографом других стран?

Массовый кинематограф, к сожалению, на данный момент все больше теряет индивидуальность. Люди тянутся к большим деньгам, снимая фильмы без серьезного посыла, глубокого сюжета, закрывая глаза на важные темы. Но нельзя сказать, что хороших фильмов не выходит вообще. Авторское кино, которое зачастую проходит мимо широкой аудитории, с каждым годом расцветает все больше. Антон Долин в своей книге «Оттенки русского» пишет: «Приглядеться, и сообразишь: дела-то неплохи. Россия всегда была для мира вотчиной авторского радикального кино». Конечно, такие фильмы чаще всего малобюджетны, из-за чего страдает качество съемки. Но авторы освещают важные современные проблемы и показывают то, что должно быть показано. Один из самых влиятельных и известных представителей такого кино — Андрей Звягинцев. Кстати, именно он вступил в полемику с Д. С. Песковым о цензуре творчества в России, а одна из его последних работ, фильм «Нелюбовь», получила множество наград и, что возможно даже более важно, любовь зрителей. Есть и другие режиссеры, чьи фильмы получают высокие рейтинги: Кирилл Серебренников, Сергей Лозница, Александр Сокуров.

В России есть немало прекрасных фильмов, но большая их часть остается в тени массового кинематографа, который хорошо разрекламирован и, чаще всего, легок в восприятии. «Лучшие режиссеры становятся изгоями в собственной стране, унизительно выпрашивая у Минкульта или продюсеров дотации на очередной проект мечты. Сценарии пылятся в шкафах, пока государственные миллионы уходят на выполнение плана по валовому продукту патриотических блокбастеров» — пишет Антон Долин и с ним нельзя не согласиться. В стереотипах о русском кино, виноваты не только неудачные сценарии, но и государство, которое никак не продвигает по-настоящему достойные фильмы.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.