Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Изображение подвига на войне отечественными писателями и поэтами (ЕГЭ по литературе)

Литература, будучи зеркалом частной и общенародной жизни, хранит в себе воспоминания о самых масштабных потрясениях, одним из которых является война. Многие отечественные авторы обращались к этой теме на протяжении десятилетий, но подходили к ней с разных сторон. Кто-то патетически изображал подвиги с помощью возвышенных метафор, а другие будто бы вели летопись, обнажая светлые и тёмные моменты военных времён. Рассмотрим второй вариант, так как, на мой взгляд, реалистично изображённые подвиги вызывают больше сочувствия читателя благодаря своему правдоподобию.

Лев Толстой, как участник боевых действий, здраво оценивает войну и не видит в ней объект поэтизации. В романе-эпопее «Война и мир» многие солдаты и офицеры показаны Толстым с будничной стороны. Например, капитан артиллерийской батареи Тушин впервые появляется на страницах романа без сапог, в одних чулках. Этот герой изображается мягким человеком, на что указывают многочисленные портретные характеристики: «...сутуловатую слабую фигурку Тушина...», «маленький человек, с слабыми, неловкими движениями».

Толстой подчёркивает некоторую комичность этого персонажа с помощью часто повторяющихся уменьшительно-ласкательных слов («ручки», «фигурку», «тоненьким голоском»).

Отметим разницу повседневного поведения Тушина и его действий во время Шенграбенского сражения 1805-го года. В быту нерешительный, он в опасной ситуации, становится смельчаком: это видно из эпизода отступления союзных войск, когда Тушин самоотверженно прикрывает товарищей. Обратим внимание не только на сам факт подвига, но и на общественную реакцию, которую можно назвать нехарактерной. Как правило, подвиги уважаемы и поощряемы обществом, однако после боя начальство упрекает Тушина в самоволии, и лишь князь Андрей оценивает доблесть «маленького» капитана.

Проанализировав эпизод подвига Тушина, читатель приходит к выводу, что на геройство способны даже неказистые внешне люди. Экстремальные условия позволяют человеку показать себя с новой, неожиданной стороны, однако не всегда самоотверженные действия получают одобрение, как это и произошло с капитаном Тушиным.

Позже тему недооценённого подвига поднимает в романее-эпопее «Тихий Дон» Михаил Шолохов. Писатель описывает стычку казаков и большевиков, где на стороне вторых выступают пулемётчики Илья Бунчук и Анна Погудко. Девушка с криком бросается в атаку, надеясь таким образом воодушевить остальных членов команды последовать за ней, но «поступок ее не в силах увлечь остальных, бессмыслен, безрассуден, обречен». Практически сразу Анна получает смертельную рану. Героиня вызывает читательское сочувствие: Шолохов подробно описывает её последние мучения с точки зрения Бунчука, её возлюбленного. Его трепетное отношение к Погудко передаётся и читателю. В то же время опытный пулемётчик понимает, что жертва Анны не была оправданной. Так автор обрисовывает одну из граней военного подвига: зачастую геройство не завершается триумфом, ведь даже отвага может быть бессмысленной. Шолохов показал, что таких храбрецов ждёт неприглядная и страшная смерть, которая разит и трусов, и героев.

Говоря о подвиге, невозможно обойти стороной Великую Отечественную войну. Знаковым произведением, посвящённым этому событию, стала поэма «Василий Тёркин» Александра Твардовского. Одноимённый герой этого произведения в глазах советского народа становится идеалом солдата. Тёркин — работящий парень и шутник, за что его очень любят сослуживцы: он поддерживает боевой дух, излучая оптимизм и любовь к жизни. Василий весел и простодушен, но это не делает его легкомысленным шутом, так как на войне он проявляет себя и как серьёзный человек, способный на самопожертвование. В качестве одного из примеров его героизма можно привести события, описанные в главе «Переправа», когда главный герой помогает товарищам, не жалея своего здоровья. Твардовский показывает характер Тёркина через диалоги с другими персонажами. Василий относится к своему подвигу буднично, не считает его чем-то особенным, что видно из разговора с доктором и полковником. Боец, как обычно, шутит и просит налить ему две стопки водки, чтобы согреться, а больше ему не нужно.

По строкам «Не прожить <…> // Без тебя, Василий Тёркин, // Вася Тёркин — мой герой» можно понять авторскую позицию: все симпатии Твардовского находятся на стороне центрального действующего лица. Сам этот персонаж и его подвиги становятся эталонными – по мнению Твардовского, именно так должен поступать каждый солдат. Он — один из многих таких же смельчаков, кто не боится рисковать собой. Настоящий герой не гордится своими победами, а выполняет то, что требует долг, не теряя при этом боевого настроя.

Итак, даже при самых разных обстоятельствах подвиг воспринимается как часть военной жизни. Люди, их совершающие, были во все времена, но все они отличались друг от друга. На геройство способны как женщины, так и мужчины, как мощные бойцы, так и не отличающиеся силой, как профессионалы военного дела, так и необученные люди. Кроме того, мужественные поступки могут быть как оценены, так и не замечены обществом. Общей чертой литературных героев отечественной литературы XIX-XX веков, совершавших подвиги, можно назвать лишённое пафоса отношение к своим поступкам. Все они воспринимают подвиг как необходимость, продиктованную временем. Авторы относятся к этому так же, они повествуют о событиях военных лет, не прибегая к одическому тону.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.