Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Не всех эскапистов нужно возвращать в реальность (Психология)

Не всех эскапистов нужно возвращать в реальность. Но что такое эскапизм?

«Эскапизм — это побег от реальности». Определение не самое приятное, в голове моментально возникает образ человека, которому настоящий мир настолько противен, что ему хочется всеми силами избавиться от гнетущей действительности. Но если рассмотреть это определение более детально, легко заметить, что все мы являемся эскапистами. Книги, компьютерные игры, фантазии, ролевые игры, фильмы — это всё уход от реальности. Вы на время забываете о том, что вас окружает, погружаясь в то, чего на самом деле не существует: в выдуманные вами или кем-то другим миры.

Если мы берём широкое понятие побега от реальности, остаются ли у нас люди, не являющиеся эскапистами? Да.

Эскапистами не являются младенцы, так как люди в первые месяцы жизни настроены на изучение мира действительного. И лишь позже, когда формируется абстрактное мышление и «фильтры восприятия реальности», человек уже становится эскапистом. Более того, в детстве уход от реальности не только не порицается, но даже поощряется: детей часто отвлекают от реальности играми. Но уже в переходном возрасте эскапизм представляет для человека реальную угрозу.

Почему же человек становится эскапистом? Заметим, что крайними формами эскапизма являются зависимость, селфхарм и суицид. Обратимся к результатам эксперимента, проведённого над крысами. Есть две клетки с равным числом крыс. В первой есть все условия для счастливой жизни и размножения, в то время как во второй клетке недостаточно еды и мало места. В каждой клетке есть две поилки: одна с чистой водой, другая с наркотиком. Спустя несколько месяцев, учёные обнаружили, что в первой клетке крысы не стали пить наркотик, а во второй – не притронулись к чистой воде. Был сделан вывод, что наиболее подвержены зависимостям те, у кого условия жизни хуже.

Действительно, зачем уходить от реальности, если она прекрасна? Но создать идеальные условия для человека гораздо сложнее, чем для крыс. У людей часто возникают желания, у людей есть определённые моральные, нравственные и ценностные установки, есть определённое представление о мире. Если же реальность отличается от всего этого, возникают конфликты с действительностью. Так в 90-е годы после развала СССР наблюдался бурный расцвет движения толкинистов. Люди ставили своей целью не побег от реальности, им нужно было убежище, тот самый субъективно-альтернативный мир, в котором они могли разрешить свои ценностные дилеммы.

В современном же обществе человек с одной стороны наделён безграничной свободой самореализации, а с другой — ограничен рамками социума. В попытках найти баланс между потаканием окружающим и абсолютной независимостью личность находит новый путь существования: уход от реальности. Но правильным ли это будет выбором?

С точки зрения социологии, эскапизм является девиацией. Представьте, вы сидите в кругу друзей, идёт бурная дискуссия на интересную всем вам тему, но один из друзей никак не участвует в ней. Более того, он не реагирует на происходящее вокруг, будто сейчас он не с вами, а где-то в своём мире. Конечно, такое поведение будет девиантным. Но почему ваш друг так себя ведёт?

Если мы имеем дело со здоровым человеком (а эскапизм может быть последствием психоза или аутизма), он почти наверняка столкнулся с противоречием внутренних установок с действительностью. Как отмечают психологи, такое состояние чаще является не отклонением от нормы, а адекватной реакцией на неадекватную ситуацию. Стоит ли возвращать такого человека в реальность? Верной является идея, что эскапистская деятельность осуществляется с целью разрешения внутренних конфликтов. Это побег от реальности, но его цель — восстановить психоэмоциональное равновесие. В процессе такого эскапизма человек не отказывается от реального, он создаёт внутренние модели желаемого, представляя их проекцию на мир действительный, такие модели могут иметь мотивирующую силу. После осуществления такой деятельности возможны два исхода:

1) субъект не предпринял никаких мер по минимизации рассогласования с действительностью, эскапизм носил компенсаторный или же деструктивный характер;

2) в течении определённого промежутка времени субъектом были предприняты действия по минимизации исходного рассогласования, эскапизм был не побегом, а стратегическим отступлением, поэтому он носил конструктивный характер.

Отдельной категорией считается эскапистская деятельность, осуществляемая как следствие травмирующего события. В таком случае эскапизм становится не просто защитой, а потребностью личности, после трансформируясь в совладающее поведение (обычно это состояние шока или стадия отрицания).

Каким бы страшным не было наиболее распространённое определение эскапистской активности, она нередко помогает найти выход из кризиса, приобретать новые жизненные качества и разрешить конфликты с реальностью, которые неизбежно возникают у любого человека. Как писал Дж. Р. Р. Толкин, чьи труды считаются библией эскапистов: «Ошибочно отождествлять бегство пленника из темницы, который пытается во что бы то ни стало из неё выбраться, а если ему это не удаётся, говорит и думает не о надзирателях и тюремных решетках, а о чём-то ином, и бегство дезертира с поля боя».

Именно поэтому не всех эскапистов нужно возвращать в реальность.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.