Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Роль фольклорных образов в «Песне про… удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова (ЕГЭ по литературе)

В литературе большое значение занимают именно герои, несмотря на то что помимо них существуют много других аспектов, на которые при создании произведения необходимо обратить внимание. В зависимости от того, является ли образ художественным, историческим или фольклорным, можно говорить о жанровой принадлежности всей работы в целом. Так М. Ю. Лермонтов в «Песне про… удалого купца Калашникова» обращает свой взор на характерные черты русского народного творчества, потому что был хорошо знаком с ними.

Главным действующим лицом здесь выступает «молодой купец, статный молодец Степан Парамонович, по прозванию Калашников», который смелостью своею и удалью напоминает нам образ русского богатыря, готового всегда сразиться со злом, побороться за правду «до последнева».

Он бросает вызов самому царскому слуге, опричнику Кирибеевичу, потому что тот опозорил честь его семьи, а совесть не позволяла ему простить такой бесчестный поступок. Герой, выходя на кулачный бой с ним один на один, с гордостью и достоинством заявляет о себе: «А зовут меня Степаном Калашниковым, а родился я от честнова отца, и жил я по закону господнему…». Это еще более сближает его образ с тем, как изображали богатырей на Руси.

Жена героя являет собой идеал русской женщины, такой, которую обыкновенно воспевают в народных сказках, преданиях и былинах. Кирибеевич, полюбив красоту Алены Дмитриевны, говорит о ней так: «ходит плавно — будто лебедушка; смотрит сладко — как голубушка; молвит слово — соловей поёт…». Помимо того, в героине присутствуют другие, не менее важные черты: хозяйственность, кротость; она чтит христианские заповеди, и никакие драгоценности в мире не заставят ее отречься от них. Образ жены Калашникова полностью соответствует представлениям народа о том, какой же должна быть настоящая русская красавица на самом деле.

Злом в «Песне…» выступают опричники царя Ивана Грозного, которые вмешиваются в жизни простых людей, нарушают их покой и не признают никаких законов. В произведении они носят исторический и фольклорный характер, — как бы играют роль «темных сил». Кирибеевич, самый сильный и бойкий из всех них, являет собой образ обобщенный. Он, полюбив красавицу Алену Дмитриевну, пытается привлечь её внимание золотом и серебром, полагая, что так сможет добиться от нее тех же чувств, испытываемых им. Это накладывает печать позора на семью Калашникова. Можно говорить о том, что роль злодея исполняет именно Кирибеевич — образ его типичен для фольклора.

Еще раз указывает автор на причастность своего произведения к сказкам и былинам фразой, предопределяющей столкновение светлой и темной сторон: «Вот молча оба расходятся, — богатырский бой начинается. » Этим он подчеркивает драматичность всей сцены, кульминационный момент, где добро обыкновенно побеждает зло, а правда — как правило, торжествует.

Образ гусляров так же важен, как и сами представители светлой и темной сторон, потому что именно они исполняют роль рассказчиков в произведении. Эти герои поют «Песню про… удалого купца Калашникова» играя на старинном русском инструменте — гуслях. Часто можно встретить здесь их лирические отступления, благодаря которым читатель может вообразить себе реальность происходящего — развлечение боярина и боярыни его белолицей. Складывается такое впечатление, что произведение Лермонтова на самом деле является народным, что оно не раз уже передавалось из уст в уста, веселило и поучало своих слушателей.

Так писатель при помощи введения фольклорных образов — добра и зла, — их последующего развития создает «Песню…», которая продолжает традиции устного народного творчества.

Обновлено:

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.